Рост населения, в том числе городского, необходимость создания государственных резервов в связи с угрозой войны — все это предъявляло повышенный спрос на самую разнообразную сельскохозяйственную продукцию. В то же время возможность увеличения капиталовложений в сельское хозяйство была ограниченной в связи с первоочередной необходимостью развивать тяжелую индустрию и всемерно укреплять обороноспособность страны.
Большое значение имело расширение посевных площадей, особенно на востоке страны. В апреле 1940 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О дальнейшем подъеме зернового хозяйства в колхозах и совхозах восточных районов СССР: Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской, Омской, Челябинской областей; Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Кустанайской, Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей», которым намечалось увеличение площади пашни в этих районах к концу третьей пятилетки на 4345 тыс. гектаров за счет целинных, залежных и переложных земель. За 1940 г. колхозы восточных районов страны расширили площадь зерновых культур на 390 тыс. гектаров. Дальновидность мер по расширению зерновой базы на востоке СССР стала особенно очевидной в годы Великой Отечественной войны, когда враг временно оккупировал важнейшие зерновые районы Запада и Юга страны.
Для повышения уровня сельскохозяйственного производства важное значение имело совершенствование планирования в колхозах. Существовавший до 1939 г. порядок планирования посевов зерновых культур в колхозах, когда до артелей доводились планы сева по отдельным культурам, сдерживал творческую активность колхозников, уже накопивших опыт ведения колхозного производства, тормозил дальнейшее развитие сельского хозяйства. Центральный Комитет КП (б) Украины, проанализировав материалы об урожайности зерновых культур в колхозах за 1937—1939 гг., обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой пересмотреть порядок планирования посевов зерновых. 28 декабря 1939 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О порядке планирования посевов зерновых культур в колхозах». Согласно этому постановлению, колхозам предоставлялось право по своему усмотрению, с учетом местных условий, производить распределение по культурам установленного для них плана сева.
Изменение порядка планирования сыграло положительную роль в развитии колхозного производства. Посевная площадь зерновых уже в 1940 г. возросла почти на 1 млн. гектаров; многие районы Днепропетровской, Полтавской, Запорожской, Ростовской и других областей добились урожая 16 центнеров с каждого гектара зерновых посевов.
В годы третьей пятилетки довольно интенсивно вводились травопольные севообороты. В одном только 1940 г. они были введены в 21,6 тыс. колхозов. Во многих районах страны применение травопольных севооборотов было целесообразно, тем более что минеральных удобрений не хватало. Они вносились почти исключительно под посевы технических культур.
Учитывая уроки засушливого 1938 г., СНК СССР и ЦК ВКП(б) 26 октября 1938 г. приняли постановление «О мерах обеспечения устойчивого урожая в засушливых районах Юго-Востока СССР», в котором в соответствии с условиями этих районов был разработан комплекс необходимых агротехнических мероприятий. Однако быстро провести эти мероприятия в жизнь не удалось. В 1939 г. Поволжье и смежные с ним районы вновь пострадали от засухи. Подготовка к весеннему севу 1940 г. в районах Юго-Востока проходила в напряженных условиях. Правительство отпустило колхозам семенную ссуду, выделило дополнительную технику. Колхозники в широких масштабах провели снегозадержание. Успешное проведение весеннего сева и работ по уходу за посевами обеспечило в 1940 г. в этих районах неплохой урожай. Как отмечалось в отчете производственно-территориального управления, «в этом году колхозы всех районов Юго-Востока выполнили натуроплату и обязательные поставки зерна и рассчитались с государством за прошлогоднюю задолженность».
Предвоенный 1940 г. был урожайным. В целом по стране, включая новые районы, вошедшие в состав СССР в 1939—1940 гг., было собрано 95,6 млн. тонн зерна, т. е. столько, сколько ранее, за исключением 1937 г., не собирали ни в одном году. Напомним, что в наиболее урожайном до революции 1913 г. в соответствующих границах было получено 86 млн. тонн зерна, почти на 10 млн. тонн меньше, чем в 1940 г.
Сопоставление среднегодовой урожайности за ряд лет свидетельствует о том, что наметившийся в годы третьей пятилетки подъем зернового производства не был случайным, зависимым только от погодных условий. Так, в 1936—1940 гг. (всреднем за год) было получено 77,4 млн. тони, в 1924—1928 гг.— 69,3 млн., в 1909—1913 гг.— 65,2 млн. тонн. Здесь, безусловно, сказались результаты социальной и технической реконструкции сельского хозяйства, позволившей расширить масштабы производства и повысить культуру земледелия.
Зерновое производство СССР добилось бесспорных успехов: расширились посевные площади, улучшилась структура посевов, повысилась урожайность. Мероприятия по развитию зернового производства, которые удалось осуществить в мирные годы третьей пятилетки, в будущем могли дать еще большие результаты. В конце июня 1941 г. на полях колхозов и совхозов зрели богатые хлеба. По оценке ЦСУ СССР, ожидался урожай зерновых, равный рекордному урожаю 1937 г.
В годы третьей пятилетки много внимания уделялось и производству технических культур. Среди них одно из важнейших мест занимал хлопчатник. Мануфактура, трикотаж, нитяные изделия, пряжа для тканей, приводные ремни, корд для автомобильных шин, оболочки для парашютов и аэростатов, взрывчатые вещества — все это мог дать и давал хлопок.
Производство хлопка-волокна в Советском Союзе уже к концу второй пятилетки возросло почти в 4 раза по сравнению с предоктябрьским периодом. По производству хлопка наша страна занимала третье место в мире после США и Индии. Среднегодовой объем государственных заготовок и закупок хлопка-сырца в 1938—1940 гг. увеличился еще больше, достигнув 2,5 млн. тонн (во второй пятилетке соответствующий показатель не превышал 1,8 млн. тонн). Существенным фактором, обусловившим рост производства хлопка, явилось материальное стимулирование: с 1935 г. заготовительные цены на хлопок были значительно повышены.
Постановлением XVIII съезда ВКП(б) предусматривалось создание овоще-картофельных баз вокруг крупных городов. В результате проведенной работы в пригородных зонах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Горького, Киева, Харькова, в районах Донбасса и Дальнего Востока посевы овощных культур в колхозах составили в 1940 г. 189 тыс. гектаров против 117 тыс. в 1937 г. Значительно возросла оснащенность колхозов парниками и теплицами. Только в 1940 г. было введено в эксплуатацию 269 млн. квадратных метров теплиц.
Заметно выросло общественное животноводство колхозов и совхозов. Важное значение для развития животноводства имело постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 8 июля 1939 г. «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах», которое рекомендовало ввести для работников колхозных ферм дополнительную оплату за выполнение и перевыполнение государственных планов. Значительно были увеличены размеры долгосрочного кредитования колхозов на нужды животноводства, а также изменен порядок исчисления мясопоставок.
В результате принятых мер за время с 1 января 1938 г. по 1 января 1941 г. поголовье крупного рогатого скота в колхозах и совхозах увеличилось на 5,2 млн., овец—на 17,8 млн., лошадей — на 3,1 млн. Соответственно увеличилось число животноводческих ферм, расширилось строительство помещений для скота.
Важным достижением социалистического животноводства явилось улучшение общественного стада. Удельный вес породистого скота в колхозах и совхозах с 1932 по 1939 г. увеличился: крупного рогатого скота — с 10 до 29%, свиней — с 12 до 59%, овец —с 21 до 66%. Тем самым создавалось одно из решающих условий повышения продуктивности животноводства. Так, в 1940 г. по сравнению с 1913 г. при меньшем поголовье коров производство молока возросло на 4,2 млн. тонн, достигнув 33,6 млн. тонн.
Среднегодовые показатели производства важнейших видов животноводческой продукции (мясо, молоко, яйца, шерсть) в третьей пятилетке значительно превосходили соответствующие показатели во второй пятилетке. А валовая продукция земледелия и животноводства (в среднем за год в сопоставимых ценах 1958 г.), составила 23,5 млрд. руб. против 17,9 млрд. руб. Таким образом, социалистическое сельское хозяйство превзошло мелкотоварное и капиталистическое сельское хозяйство как по уровню технической оснащенности, так и по объему производства сельскохозяйственной продукции.
Преимущества социалистической системы сельского хозяйства, несмотря на ряд неблагоприятных в погодном отношении лет, позволили Советскому государству накопить необходимый продовольственный фонд.
Важное значение имела перестройка государственных заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 8 июля 1939 г. «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах» были устранены существенные недостатки в системе обязательных поставок государству мяса и шерсти, в частности исчисление объема поставок в зависимости от поголовья скота, ставившее передовые колхозы в невыгодное положение, снижавшее их заинтересованность в росте общественного животноводства. На основе постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Изменения в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов» от 7 апреля 1940 г. был осуществлен переход к исчислению обязательных поставок государству зерновых и некоторых других культур с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами (до этого объем поставок исчислялся с площади установленного планом посева). Погектарное исчисление обязательных поставок в тех условиях явилось дополнительным стимулом для развития колхозного производства.
Колхозный строй обеспечивал Советскому государству возможность удовлетворения основных потребностей быстро индустриализировавшейся страны и позволил создать необходимые резервы. В 1940 г. государство получило (заготовки и закупки вместе) 36,4 млн. тонн зерновых, 17,4 млн. тонн сахарной свеклы, 2,24 млн. тонн хлопка-сырца, 8,5 млн. тонн картофеля, 2,16 млн. тонн мяса, 6,45 млн. тонн молока и молочных продуктов, 120 тыс. тонн шерсти. По сравнению с 1938 г. потребление рабочими хлеба в 1940 г. увеличилось, составив на одного рабочего 190,2 килограмма. Потребление других важнейших продуктов (мяса, молока) оставалось на уровне 1930—1937 гг.
Выросли денежные и натуральные доходы колхозников от общественного и личного хозяйства. В 1940 г. доходы колхозников (за вычетом налогов и сборов) примерно вдвое превышали доходы трудящихся крестьян в 1913 г. На один колхозный двор приходилось 8—9 центнеров зерна в год. Потребление муки и крупы одним членом колхозной семьи составило в 1940 г. 193,7 килограмма. Увеличилось потребление и животноводческих продуктов. | |
Просмотров: 2837 | |