Коммунистическая партия и Советская власть уделяли самое пристальное внимание развитию литературы и искусства. Под руководством и при неустанной заботе Коммунистической партии советская литература росла и крепла. Важное значение для развития советской литературы имели решения ЦК ВКП(б) «О некоторых литературно-художественных журналах» (1939 г.) и «О литературной критике и библиографии» (1940 г.).
ЦК партии подверг справедливой критике стремление некоторых литературно-художественных журналов взять под сомнение необходимость патриотической направленности в советской литературе. ЦК ВКП(б) потребовал улучшения руководства журналами и принял меры по их укреплению.
Литература тех лет обогатилась новыми произведениями, отражавшими советскую действительность, героическую и самоотверженную борьбу советского народа за социализм, воспевающими вдохновенный творческий труд миллионов рабочих и крестьян, среди них повесть К). Крымова «Танкер Дербент», книга рассказов Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика» и многие другие.
Наряду с гражданской, мирной тематикой в обстановке военной угрозы со стороны империалистических держав в произведениях советских писателей все определеннее и отчетливее стали звучать мотивы военной тематики. Появляются такие произведения, как талантливая повесть А. Гайдара «Тимур и его команда», пьеса К. Симонова «Парень из нашего города», И. Эрепбурга «Падение Парижа». Все больше привлекала литераторов историческая тематика, воспитывающая на примерах героического прошлого патриотические чувства советского народа («Дмитрий Донской» С. Бородина, «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева и др.). Увидели свет произведения, воспевающие героику Октября и гражданской войны; среди них: «Пархоменко» Вс. Иванова, «Кочубей» А. Первснцева и некоторые другие.
Важным событием в азербайджанской литературе явилась историческая драма Самеда Вургуна «Вагиф» (1938 г.), посвященная истории борьбы азербайджанского народа против иранских захватчиков в конце XVIII в. Таджикская литература обогатилась произведениями С. Айни (в 1940 г. он написал повесть «Сирота»), Д. Икроми (первая часть романа «Шоди» о коллективизации сельского хозяйства была опубликована в 1940 г.), поэзией М. Тур-сун-заде, А. Дехота, X. Юсуфа. Еще больше расцвело в те годы искусство казахского акына Джамбула Джабаева, творчество
С. Сейфуллина, С. Муканова, М. Ауэзова и др.
Выдающимся событием в литературе того времени было завершение в 1940 г. М. Шолоховым эпопеи «Тихий Дон». Роман М. Шолохова охватывает целую эпоху, раскрывает острые классовые противоречия и классовую борьбу в среде казачества, показывает судьбы трудовых народных масс, разбуженных великой революцией. Тематика революционной борьбы народа получила освещение в трилогии А. Толстого «Хождение по мукам», которая была завершена писателем незадолго до начала войны.
Советские поэты создали в предвоенные годы много патриотических стихотворений. Большую популярность в народе завоевали стихи и песни М. Исаковского: «Катюша», «Шел со службы пограничник», «У фабричной заставы» и др. О бессмертии 26 бакинских комиссаров написал стихотворение В. Гусев. Событиям 1939 г. на Халхин-Голе посвятил ряд стихотворений К. Симонов. «Чувство нового» назвал стихотворение, написанное в 1940 г., С. Кирсанов, посвятив его строителям коммунизма:
Наши руки всему научатся, Все загадки по нитке вытянем. Коммунизм у нас получится Многоцветный и удивительный. Знаем — скажут потомки в будущем: «Эти жили совсем не буднично!» Глянут в книжицы позабытые — Нас увидят и позавидуют.
Произведения советских писателей издавались миллионными тиражами и широко расходились в городе и в деревне, переводились на десятки национальных языков. На 1 января 1939 г. произведения А. Фадеева были переведены на 45 языков, М. Шолохова — на 37, Д. Фурманова — на 36, Н. Островского — на 32 языка.
За заслуги в области развития литературы Советское правительство в 1939 г. наградило орденами 172 писателя и поэта: М. Шолохова, А. Фадеева, Ф. Гладкова, Л. Леонова, А. Гайдара, Ю. Крымова и др.
Некоторые литературные произведения советских писателей перерабатывались для постановки в кино или в театре. По пьесам Л. Леонова «Волк», В. Катаева «Шел солдат с фронта» были поставлены спектакли. Большим успехом пользовались пьесы А. Афиногенова «Машенька», К. Симонова «Парень из нашего города», А. Корнейчука «В степях Украины». Наряду с пьесами современных авторов в репертуар советских театров широко входили произведения русских и зарубежных классиков.
Число театров в 1938—1941 гг. увеличилось более чем на 20%. В 1941 г. в СССР имелось 908 театров. Почти половина всех театров (443) находилась в национальных республиках. В 1941 г. спектакли ставились на 50 языках братских народов СССР.
Декады национального искусства и литературы в Москве показали, что народы Украины, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Белоруссии, достигли больших успехов в развитии своей национальной культуры.
Вторая половина 1930-х годов стала переломной для советского периферийного театра. Интерес зрителей к театру постоянно возрастал — в 1938 г. 78 млн. человек посетили театр. Среди местных театров того времени выделялись Саратовский, Воронежский, Харьковский, Свердловский, Новосибирский, Ярославский и другие драматические театры.
Показателем идейно-политического и творческого роста периферийного театра была быстро расширявшаяся сеть колхозно-совхозных театров — таких театров, которые стали возможны только в советских условиях. Так, если в 1935 г. было 65 колхозно-совхозных театров, то в 1939 г.— 277. Колхозно-совхозные театры ставили классические пьесы: «Овечий источник» Лопе де Вега (театр села Заметчино), пьесы А. Островского (колхозно-совхозные театры Горьковского края), а также пьесы советских авторов: «Первая Конная» Вс. Вишневского, инсценировку «Поднятой целины». М. Шолохова, «Время, вперед!» по роману В. Катаева. Пугачевский колхозно-совхозный театр (Поволжье) поставил спектакль «Егор Булычов и другие», получивший высокую оценку советской критики.
Широкое распространение получила художественная самодеятельность. В Москве в 1938 г. в смотре театральной самодеятельности участвовали до 500 коллективов. Лучшим был признан спектакль коллектива Дворца культуры им. Горбунова «Мещане» М. Горького. Удачным был признан и спектакль коллектива клуба «Каучук» «Беспокойная старость» Рахманова. Всего па районных смотрах в Москве было показано 76 спектаклей, в том числе пьесы Островского, Горького, Гоголя, Чехова, Карло Гольдони, пьесы советских драматургов К. Тренева, Б. Лавренева, В. Билль-Белоцер-ковского и др.
В 1936—1940 гг. состоялись всесоюзные смотры театральных коллективов, которые продемонстрировали их возросшее мастерство.
Значительное развитие получила художественная кинематография. Многие советские фильмы 1938—1941 гг. рассказывали об историко-революционных событиях в нашей стране. Они были проникнуты духом советского патриотизма, напоминали о капиталистическом окружении СССР, призывали к бдительности, разоблачали фашизм, воспитывали народ на ^примерах героического прошлого нашей Родины. „
Из историко-революционных филцмов следует отметить в первую очередь выпущенные в 1938 и 1939 гг. фильмы о В. И. Ленине: «Человек с ружьем» и «Ленин в 1918 году». Артисты, игравшие роль В. И. Ленина (в первом фильме М. Штраух, во втором— Б. Щукин), талантливо, правдиво передали образ гениального вождя революции. В 1940 г. был создан фильм об одном из соратников В. И. Ленина — Я. М. Свердлове.
Серьезным достижением было создание фильма «Великий гражданин» (1938—1939 гг., постановка Ф. Эрмлера), в основу которого положена биография С. М. Кирова. С большим успехом шла на зкранах кинотеатров и клубов страны трилогия «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1935—1939 гг., постановка Г. Козинцева и Л. Трауберга). Образ рабочего-болыие-вика, созданный артистом Б. Чирковым, полюбился народу. Кинотрилогия о Максиме по праву вошла в золотой фонд советской кинематографии.
Советской действительности были посвящены фильмы «Учитель» (1939 г.), «Член правительства» (1940 г.) и др. В это время вышли на экран кинокомедии «Волга-Волга» (1938 г., постановка Г. Александрова), «Трактористы» (1939 г., постановка И. Пырьева) и др.
О героическом прошлом нашей страны рассказывали фильмы «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Богдан Хмельницкий» И. Савченко, «Минин и Пожарский», «Суворов» В. Пудовкина. Многие из этих фильмов получили высокую оценку в нашей стране и за границей.
Над созданием историко-революционных фильмов работали не только центральные киностудии, но и киностудии союзных республик. Так, Азербайджанская киностудия выпустила в те годы фильм «Бакинцы», Белорусская—«Балтийцы», Армянская — «Зангезур», Киевская — «Щорс».
Дальнейшее развитие в эти годы получила и советская музыка. Композиторы создавали новые оперные произведения. В 1939 г. Т. Н. Хренниковым была написана опера «В бурю», в 1938 г. в Ленинградском оперном театре состоялась премьера новой оперы Д. Б. Кабалевского «Кола Брюпьон». Успешно развивались и другие музыкальные жанры.
Возрастало исполнительское мастерство советских музыкантов, нередко занимавших первые места на международных конкурсах. В эти годы раскрылось яркое дарование советского пианиста Э. Ги-лельса, занявшего первое место на Брюссельском международном конкурсе пианистов (1938 г.). Творческие коллективы работников советского искусства в предвоенные годы оказывали шефскую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота. Как только начались военные действия па Дальнем Востоке, туда выехал из Москвы ансамбль красноармейской песни и пляски. Руководитель этого ансамбля А. В. Александров так описывал выступление артистов у озера Хасан: «Мы отправляемся на линию фронта... Дождь, грязь, крутые сопки не останавливают нас. Рядом торчат японские сопки. Метрах в 200— 300 от нас, на склоне сопки, японские части.
Быстро смастерив из досок площадку, выстроившись полукругом спиной к японцам..., проводим концерт. После концерта дружно беседуем с бойцами, делимся впечатлениями».
Нередко перед красноармейцами выступал и хор русской народной песни им. Пятницкого. | |
Просмотров: 2216 | |