Очередной жертвой фашистской агрессии стала Чехословакия. Зная о серьезной военной подготовке и силе чехословацкой армии, гитлеровцы изменили тактику. Они использовали требовавшую присоединения Судетской области к рейху «судето-немецкую партию», возглавлявшуюся Гейнлейном. За отторжение Судетской области в пользу Германии выступала также реакционная словацкая партия Глинки. Прогерманскую позицию занимала и некоторая часть чехословацкой крупной буржуазии.
Одновременно с созданием «пятой колонны» в Чехословакии гитлеровцы готовили военный захват этой страны. В конце мая 1938 г. Гитлер дал директиву под кодовым наименованием «Грюн», в которой говорилось: «Моим непоколебимым решением является то, что Чехословакия в ближайшем будущем должна быть разбита в результате военных действий». Еще в середине мая германское командование начало стягивать войска к границам Чехословакии. Чехословацкое правительство, считаясь с волей народа, ответило мобилизацией, которая прошла быстро и организованно. Гитлер, не будучи уверен в своем военном превосходстве и зная о том, что Англия и Франция против военного захвата Чехословакии, вынужден был воздержаться от нападения на эту страну. Однако его надежды на согласие западных держав в отношении «мирной» аннексии не только не были рассеяны, но еще больше укрепились.
После неудачи вооруженного шантажа германские дипломаты, встречая явное одобрение со стороны правящих кругов западных держав, начали готовить «мирное поглощение» Чехословакии. Уже 21 мая Риббентроп обсуждал эту проблему с английским послом в Берлине. В середине июля 1938 г. в Лондоне побывал адъютант Гитлера, сообщивший английскому министру иностранных дел Галифаксу, что германское правительство хотело бы продолжить контакты с целью решения чехословацкой проблемы. 20 июля Галифакс в Париже договорился с французским правительством о посредничестве в этом вопросе с целью достижения дружественного компромисса с Германией в отношении Чехословакии.
3 августа в Прагу прибыл в качестве «беспристрастного посредника» для разрешения чехословацкого вопроса уполномоченный Чемберлена лорд Ренсимен — один из крупных буржуазных деятелей, симпатизировавший гитлеровцам и имевший обширные личные связи в промышленных и финансовых кругах Германии и Чехословакии.
1 сентября Гитлер приказал Гейнлейну отвергнуть любые компромиссные предложения Ренсимена и требовать незамедлительной передачи Германии Судетской области. Но Ренсимен и не собирался делать компромиссных предложений, а рекомендовал немедленно, даже без плебисцита, передать Германии области с большинством немецкого населения и аннулировать договоры о взаимопомощи Чехословакии с Францией и Советским Союзом. Чемберлен одобрил предложение Ренсимена и согласился с требованием Гитлера о передаче Германии чехословацких территорий с большинством немецкого населения. С этим согласилось и правительство Франции во время встречи глав правительств Англии и Франции в Лондоне 18 сентября. Чемберлен и Даладье направили совместную ультимативную ноту Чехословакии, в которой потребовали немедленной передачи Германии всех областей, где немецкое население составляло более 50%, и в случае неуступчивости Чехословакии отказывались гарантировать ее безопасность.
В эти решающие дни народ Чехословакии был полон решимости отстаивать свою родину от посягательств фашистских агрессоров. Коммунистическая партия Чехословакии от имени народа обращалась к правительству с требованием решительно и твердо защищать интересы республики. Выступая в постоянном комитете парламента 19 сентября 1938 г., руководитель чехословацких коммунистов Клемент Готвальд заявил: «То, что сейчас советуют из Лондона, по своим размерам нисколько не меньше того, чего можно было бы требовать от Чехословакии в случае проигранной войны... Мы рассчитываем на то, что воля и решимость широких слоев народных масс Франции и Англии иные, чем у участников лондонского совещания. Мы знаем, что Советский Союз не будет колебаться в выполнении существующих договорных обязательств. Мы добровольно не дадим расчленить республику. Если на нас нападут, мы будем защищаться. Если мы будем защищаться, мы не будем одиноки» ‘.
Однако чехословацкое буржуазное правительство и лидеры правых социал-демократов не обратились к своему народу за поддержкой против агрессии, что привело в дальнейшем к капитуляции перед гитлеровской Германией.
20 сентября чехословацкое правительство направило ответ на ноту Чемберлена и Даладье, в котором отклонялись предложения Англии и Франции и выражалась надежда решить спорные вопросы на основе имевшегося между Чехословакией и Германией договора об арбитраже от 16 октября 1926 г.
В ответной ноте от 21 сентября британское правительство в самой категорической форме предлагало правительству Чехословакии взять свой ответ обратно и безотлагательно найти иное решение, в противном случае правительство Англии снимало с себя всякую ответственность за последствия. В тот же день президент Чехословакии Бенеш принял предложения Англии, лицемерно заверив Готвальда, что «капитуляция исключена». Позорная капитуляция Чехословакии произошла под давлением Англии и Франции. Между тем соотношение сил было не в пользу Германии. Чехословакия располагала боеспособной армией и имела такого верного и сильного союзника, как СССР.
Советское правительство неоднократно заявляло о своей готовности прийти на помощь Чехословакии в случае войны с Германи ей. Еще в конце апреля 1938 г. правительство СССР сообщило Бенешу, что Советский Союз готов вместе с Францией и Чехословакией принять все меры по обеспечению безопасности Чехословакии. Эту позицию Советское правительство вновь подтвердило 20 сентября 1938 г. Несколько позднее (в 1939 г.) сам Бенеш вынужден был признать, что «Россия осталась верной нам до конца. Советское правительство торжественно обещало послать военную помощь Чехословакии и в том случае, если этого не сделают Англия и Франция» '.
Однако чехословацкое правительство не захотело принять помощь СССР, а западные державы продолжали свои темные закулисные маневры.
22 сентября состоялось повое свидание Чемберлена с Гитлером, на котором последний выдвинул дополнительные требования о плебисците в районах с немецким меньшинством, а также об удовлетворении Чехословакией территориальных претензий Польши и Венгрии. Чемберлен не возражал против существа этих требований, но лишь просил Гитлера, чтобы тот подождал с вводом войск на территории, где предстояло проводить плебисцит.
Для того чтобы подготовить и оправдать сговор с Гитлером, в 20-х числах сентября в Англии, Франции и США была поднята военная шумиха и создавалась видимость проведения подготовки к отражению нападения Германии. Во Франции была объявлена частичная мобилизация. В Англии был приведен в боевую готовность флот. Правительство США предложило американским гражданам покинуть Европу в связи с опасностью войны. В условиях очевидного сговора с Гитлером все это делалось для того, чтобы избежать всеобщего народного возмущения предательством по отношению к Чехословакии.
26 сентября Чемберлен послал своего представителя Горация Вильсона с письмом Гитлеру, содержащим предложения по созыву конференции. Чемберлен и Даладье, добиваясь встречи с Гитлером, заранее гарантировали одобрение требований Германии и выполнение Чехословакией согласованных решений. Гитлер, получив такие заверения, пригласил Чемберлена и Даладье, а также Муссолини на совещание в Мюнхен.
29—30 сентября 1938 г. состоялась конференция глав четырех держав — Германии, Англии, Франции и Италии. Конференция свидетельствовала о пресмыкательстве Чемберлена и Даладье перед Гитлером: они подписали позорное соглашение о расчленении Чехословакии, открыв тем самым путь для дальнейшей фашистской агрессии.
Основные условия мюнхенского соглашения сводились к следующему: Чехословакия должна уступить Судетскую область Германии; эвакуацию данной территории чехословаками и оккупацию ее немецкими войсками следовало осуществить до 10 октября; ответственность за сохранность всех сооружений возлагалась на чехословацкое правительство; учреждалась международная комиссия из представителей Германии, Соединенного Королевства, Франции, Италии и Чехословакии. Эта комиссия должна была определить новые границы Чехословакии.
В дополнении к соглашению говорилось, что Чехословакия должна удовлетворить и территориальные претензии Польши и Венгрии в течение трех месяцев.
В прямой связи с мюнхенским сговором находились и по существу были его составной частью англо-германская и франко-германская декларации о ненападении. Первая была подписана на второй день Мюнхенской конференции — 30 сентября, вторая также предрешена в Мюнхене, хотя и подписана позднее — 6 декабря 1938 г. Подписав франко-германскую декларацию о ненападении, правительство Франции похоронило тем самым свой договор о взаимопомощи с Советским Союзом от 2 мая 1935 г.
Таким образом, правительства Англии и Франции своей политикой воодушевляли гитлеровскую Германию на агрессивные действия и всячески толкали ее на войну против Советской страны.
Позиция США в период подготовки и осуществления мюнхенского сговора в основе сводилась к «умиротворению» фашистских агрессоров и к поддержке политики Чемберлена и Даладье. Влиятельные реакционные круги в США ратовали за продолжение американской политики изоляционизма, т. е. против коллективного отпора агрессорам, за невмешательство в европейские дела. Американский посол в Лондоне Джозеф Кеннеди считал, что Германия должна получить «свободу рук как на востоке, так и на юго-востоке Европы». Посол США в Берлине Вильсон заявил о необходимости передать Германии Судетскую область. Посол США в Париже Буллит советовал правящим лицам во Франции заставить Чехословакию принять германские требования.
В период непосредственной подготовки и заключения мюнхенской сделки многие организации и большое число американцев на митингах и в печати требовали решительных действий со стороны США в защиту Чехословакии, за организацию коллективного отпора фашистским агрессорам. В этих условиях президент США Рузвельт 26 сентября направил Гитлеру и Бенешу послание, в котором призывал не прекращать мирных переговоров. На следующий день, 27 сентября, президент США обратился с новым посланием к Гитлеру, в котором снова уговаривал его не прибегать к войне и просил созвать конференцию где-нибудь в нейтральном месте в Европе, чтобы разрешить все важнейшие европейские проблемы. И хотя мюнхенское совещание Гитлера, Чемберлена, Муссолини и Даладье без участия США и других стран отличалось от того, к чему призывал Рузвельт, тем не менее правительство США одобрило состоявшийся сговор. Мюнхенский сговор повлек за собой не только отторжение от Чехословакии Судетской области, но и перекраивание ее границ во многих мостах. Районы, в которых намечался плебисцит, были просто захвачены немецкими войсками.
Последствия мюнхенского сговора оказались трагическими для Чехословакии. Она лишилась оборонительных рубежей па границе с Германией и теряла значительную часть промышленности. Чехословацкий народ оказался беззащитным перед фашистским агрессором.
Особенно отчетливо капитулянтская позиция английского и французского правительств проявилась по отношению к итало-германской интервенции в Испании. Еще 16 апреля 1938 г. было заключено англо-итальянское соглашение, в котором открыто признавалась итальянская интервенция в Испании и санкционировалось ее продолжение. 13 июня того же года правительство Франции закрыло франко-испанскую границу.
Вслед за тем были резко увеличены поставки вооружения испанским мятежникам. Еще шире развернулась подрывная деятельность англо-французской агентуры в органах республиканской Испании. 2G января 1939 г. предатели, пробравшиеся в республиканский генеральный штаб, сдали Барселону. 27 февраля Англия и Франция признали правительство Франко, порвав дипломатические отношения с республиканским правительством. | |
Просмотров: 854 | |