Бессарабия, отторгнутая в начале 1918 г. от Советской Родины, находилась под властью королевской Румынии на протяжении 22 лет. Оккупанты ликвидировали завоевания Октябрьской революции, восстановили в Бессарабии власть помещиков и капиталистов, установили жестокий режим социального и национального гнета. В крае царили невиданный произвол и террор. Аресты, избиения, убийства трудящихся носили массовый характер.
Господствующие классы Румынии привели народное хозяйство края в упадок. К 1935 г. из 230 предприятий крупной обрабатывающей промышленности 1 59 были закрыты, остальные работали не на полную мощность.
Оторванное от российского рынка, сельское хозяйство Бессарабии деградировало. Ухудшилась структура посевных площадей, значительно сократились площади садов и плантаций высокосортных виноградных лоз, пришло в упадок животноводство. Бессарабия потеряла былое значение крупного района торгового земледелия.
В тяжелых условиях жили трудящиеся Бессарабии. Их уделом были нищета и политическое бесправие. Рабочий день на промышленных предприятиях длился по 12—14 часов, рабочие жили впроголодь, ютились в сырых подвалах, в трущобах городских окраин.
Нищало трудовое крестьянство Бессарабии. Под видом аграрной «реформы» (1918—1924 гг.) у бессарабских крестьян были экспроприированы сотни тысяч гектаров земли, полученной ими в 1917 г. в результате осуществления ленинского декрета о земле. В конце 30-х годов крестьяне-бедняки с наделом и без надела составляли в Бессарабии около трех четвертей всего крестьянства. На их долю приходилось только 30% общей земельной площади,, в то время как у помещиков и кулаков находилось свыше 40% всех земельных угодий. Сотни тысяч крестьянских хозяйств не имели рабочего и продуктивного скота, сельскохозяйственного инвентаря. Бессарабия занимала одно из первых мест в Европе по смертности и распространению социальных болезней.
Жалкое существование влачили просвещение, наука и культура. До 65% населения не знало грамоты. Ежегодно уменьшалось число средних школ, высшее образование было недоступно для трудящихся. В крае не было ни одного научно-исследовательского учреждения, ни одного постоянного театра. Прогрессивные писатели и деятели искусства подвергались гонениям.
Познавшие в дни Октября истинное народовластие, рабочие и крестьяне Бессарабии не примирились с гнетом оккупантов, местных помещиков и буржуазии. Они повели борьбу за воссоединение с Советской Родиной. Эту борьбу возглавили подпольные коммунистические организации края. Во второй половине
1918 — начале 1919 г. в условиях непрерывных преследований небольшой отряд коммунистов (Г. Старый, Н. Осипов, Г. По-нятовский, II. Добродеев и др.) проделал огромную работу по восстановлению в Бессарабии старых и созданию новых большевистских организаций. В феврале 1919 г. состоялась 1-я конференция большевистских организаций края, которая завершила процесс оформления Бессарабской областной организации РКП (б). Неоценимую помощь получили подпольные большевистские организации Бессарабии со стороны ЦК РКП(б), ЦК КП(б)У и Одесского обкома партии.
Знаменательными вехами революционной борьбы трудящихся Бессарабии в первые годы оккупации были Хотинское и Бендер-ское восстания. Около 10 дней, с 23 января и до начала февраля
1919 г., продолжалась неравная борьба восставших рабочих и крестьян Хотинского и ряда районов Сорокского уезда с румынскими королевскими войсками. Восстание было потоплено в крови. Многие села были сожжены, тысячи людей расстреляны. Хотинское восстание было первым массовым вооруженным выступлением трудящихся края против социального и политического гнета. Жестоко было подавлено также восстание рабочих города Бендеры 27 мая 1919 г.
В ходе классовых боев серьезные потери понесла коммунистическая организация Бессарабии. В мае — июне 1919 г. произошли крупные провалы подпольных организаций. Десятки коммунистов были брошены в тюрьмы. Однако благодаря кипучей деятельности П. Ткаченко, И. Бадеева, С. Бубновского, М. Дубин-ского, А. Рубинштейна, Т. Кручок, И. Кисловского, Н. Голуба и других в течение второй половины 1919 — первой половины
1920 г. во многих городах и местечках края удалось восстановить подпольные партийные организации. Одновременно под руководством коммунистов на базе организаций союза социалистической молодежи создавались подпольные комсомольские организации. Был образован Бессарабский областной комитет комсомола.
Первостепенное значение придавали подпольные партийные и комсомольские организации вопросам массово-политической работы среди трудящихся. Большую роль в пропаганде большевистских идей, в разоблачении оккупантов и местных буржуазных националистов сыграли газеты «Бессарабский коммунист», «Бессарабский большевик», «Юный коммунар» (впоследствии «Юный коммунист»). Среди трудящихся и солдат румынской армии распространялись листовки.
В начале 1920 г. вновь оживилась экономическая и политическая борьба бессарабского пролетариата. Несколько длительных экономических забастовок произошло в Кишиневе. Значительной школой классовой борьбы явились для бессарабского пролетариата крупные политические забастовки рабочих Кишинева 7 июня и 10—И августа 1920 г.
Обострилась также борьба в деревне. Крестьяне захватывали земли, леса, выпасы, возвращенные по «реформе» помещикам, нападали на ненавистных представителей «Каса ноастрэ» (ведомство, проводившее «реформу»), выгоняли сборщиков налогов и т. д. Если в 1921 г., по далеко не полным данным румынских властей, в бессарабской деревне произошло 21 крестьянское выступление, то в 1922 г.— 52, а в 1923 г.— 46.
В условиях оккупации освободительная борьба рабочих и крестьян Бессарабии сливалась в единый поток с революционным движением трудящихся Румынии. В борьбе с румынской олигархией возникла необходимость временного объединения румынских и бессарабских коммунистов. На II съезде Компартии Румынии, который состоялся 3—5 октября 1922 г., коммунистическая организация Бессарабии была представлена как областная партийная организация КП Румынии. Но, как и до этого, во все последующие годы оккупации коммунистическая организация Бессарабии поддерживала тесные связи с ВКП(б), в том числе с Молдавским обкомом КП (б) У, созданным в декабре 1924 г.
Период временной, частичной стабилизации капитализма в Румынии сопровождался дальнейшим наступлением реакции на права рабочих и крестьян. Но никакими репрессиями нельзя было подавить стремление бессарабских трудящихся освободиться от гнета оккупантов и эксплуататоров, воссоединиться с Советской Родиной. Это ярко проявилось во время массовых первомайских митингов и демонстраций 1924 г. в Кишиневе, Бельцах, Бендерах и других городах, а также в ходе Татарбунарского восстания (сентябрь 1924 г.). Восстание на юге Бессарабии охватило много сел. Власть в Татарбунарах перешла в руки ревкома, провозгласившего Молдавскую Советскую республику. Против плохо вооруженных крестьян были брошены крупные силы румынской королевской армии. Несколько дней продолжалась неравная борьба. В бою были убиты А. Клюшников и И. Бежанович, многие руководители восстания (И. Батищев, Н. Лисовой, Л. Цуркан и др.) были схвачены оккупантами.
Подавление Татарбунарского восстания правители боярской Румынии использовали для усиления террора в Бессарабии. Всенародное возмущение не только в Бессарабии, по и во всем мире вызвал так называемый «процесс 500» — судебная расправа над участниками Татарбунарского восстания. Летом 1926 г. была так•л;о арестована и брошена в тюрьму большая группа деятелей бессарабского коммунистического подполья. В сентябре 192В г. румынской охранкой был убит руководитель бессарабских коммунистов, секретарь ЦК КПР Павел Ткаченко. В 1929 г. в тюрьме умерла после 45-дневной голодовки руководитель подпольного комсомола Бессарабии и Румынии Хая Лившиц.
В тяжелых условиях Бессарабская коммунистическая организация продолжала готовить массы к новым классовым боям. В начале 1925 г. для укрепления связи с крестьянством и руководства революционным движением был создан нелегальный Союз революционных крестьян (СРК). В оргбюро Союза вошли А. Никольский (председатель), А. Рубинштейн, И. Фортуна. В том же году в Бессарабии, как и в Румынии, возникают комитеты Рабоче-крестьянского блока (РКБ) —массовой легальной организации, действовавшей под руководством Коммунистической партии. Бессарабский областной и местные комитеты РКБ, их орган ежедневная легальная газета «Рабоче-крестьянская правда» (декабрь 1928— февраль 1929 г.) сыграли большую роль в укреплении связей партии с массами. Коммунисты проделали также большую работу по активизации деятельности профсоюзов.
Новый революционный подъем в Бессарабии наступил в период экономического кризиса 1929—1933 гг. Яркой страницей вошли в летопись революционных событий Бессарабии антивоенная демонстрация в Кишиневе 1 августа 1929 г., рабочие демонстрации в Кишиневе и Бельцах в связи с 12-й годовщиной Октября, митинги и демонстрации в Кишиневе, Бендерах, Калараше, Сороках в ленинские дни 1930 г., демонстрация 10 мая 1930 г. в Кишиневе во время военного парада румынских войск, выступления бендерских рабочих в январе и декабре 1931 г., марши безработных Кишинева, Бендер и других городов в 1932 и 1933 гг. Они проходили под лозунгами: «Да здравствует СССР!», «Да здравствует революционная Бессарабия, воссоединенная с МАССР!», «Долой империалистическую войну! Все на защиту пролетарского Отечества — СССР!»
В огне острых классовых боев из рядов бессарабского коммунистического подполья выдвинулась новая плеяда замечательных организаторов революционного движения, таких, как К. Сырбу, И. Бужор, Ю. Коротков, И. Шимков, С. Бурлаченко, Ю. Ганев, А. Оника, Б. Дейч, Л. Гудис, П. Петров, И. Волгин, В. Зислис. С. Ревенялэ, А. Талмазан, Я. Богуславский, И. Моргенштерн, Ф. Слепенчук, А. Ойриг и многие другие. В эти годы еще более укрепился единый фронт борьбы бессарабских и румынских трудящихся против эксплуататоров. Рабочие и крестьяне Бессарабии неизменно чувствовали дружескую помощь румынского пролетариата. Коммунистическая партия Румынии решительно поддерживала трудящихся Бессарабии в борьбе за самоопределение и воссоединение с Советской Родиной. Аграрный кризис вызвал обострение классовой борьбы в деревне. Подъему крестьянского движения способствовала активизация коммунистов. В деревнях и селах края действовали ячейки Союза революционных крестьян, распространялись коммунистические газеты и листовки. Лозунги партии «За освобождение трудящегося крестьянства и рабочих от налогов!», «За аннулирование всех долгов!», «За помощь безработным и голодающим крестьянам!» находили широкий отклик среди деревенской бедноты. Особенно широкий размах приняли антиналоговые выступления. Даже по данным буржуазной прессы, только с января по апрель 1932 г. в Бессарабии произошло 170 выступлений. Крестьянские волнения возникали также и на почве взаимоотношений с помещиками и кулаками.
С середины 30-х годов королевская камарилья, представлявшая интересы крупнейших магнатов промышленно-финансового капитала, тесно связанных с иностранными монополиями, взяла курс на фашизацию страны и установление открытой диктатуры. Политика усиленной фашизации и связанное с ней дальнейшее ухудшение положения трудящихся вызвали сопротивление рабочего класса, трудового крестьянства и прогрессивной интеллигенции Румынии и Бессарабии. Упорный характер носили забастовки в 1934 г. В 1936—1937 гг., когда проявились признаки нового экономического кризиса, забастовочное движение охватило пятую часть промышленных рабочих Бессарабии. На каждого рабочего приходилось 10—11 дней участия в забастовках. Эти годы отмечены также крестьянскими выступлениями против помещиков и кулаков, налогового гнета и террора жандармов.
Начиная с 1933 г. борьба за воссоединение с Советской Родиной переплетается с борьбой против фашизма. Орган Бессарабского обкома партии газета «Красное знамя» в июле 1933 г. писала: «Сейчас, под угрозой опасности фашизма, борьба с ним самая беспощадная и последовательная является самой первой, самой насущной и необходимой нашей задачей».
Коммунистическая организация Бессарабии возглавила антифашистское движение в крае. После массовых арестов 1932 г. благодаря кипучей деятельности руководителей обкома X. Гай-синской, М. Скворцова и К. Сырбу, партийных активистов И. Га-лузпнекого, К. Гуцу, И. Климова, Ш. Рабиновича, X. Столяр и других удалось восстановить и укрепить партийные ряды. Была усилена областная комсомольская организация, расширены ряды унитарных профсоюзов, МОПРа и других революционных организаций. Под лозунгами «Долой фашизм — носителя войны!», «Да здравствует СССР!» проводились стачки, митинги, демонстрации (рабочие выступления 1 мая и 7 ноября 1934 г., антифашистская демонстрация рабочей молодежи 31 августа 1934 г. и др.).
Антифашистское движение в оккупированной Бессарабии непрерывно росло. Во второй половине июня 1933 г. под руководством коммунистической организации был сформирован Бессараб-ский областной антифашистский комитет во главе с румынским профессором-коммунистом II. Константинеску-Яшь, проживавшим в то время в Кишиневе. К осени 1934 г. в Бессарабии имелась широкая сеть уездных, городских и сельских антифашистских комитетов и инициативных групп. Антифашистские комитеты провели большую работу по разоблачению фашизма, по мобилизации масс на борьбу против коричневой опасности.
По инициативе коммунистов в Кишиневе и других местах были созданы комитеты единого фронта, куда вошли представители антифашистских организаций, «Лиги труда», областной секции общества «Друзья СССР», унитарных и некоторых реформистских профсоюзов.
Обеспокоенные ростом антифашистского движения в крае, оккупационные власти прекратили издание газет «Вперед» и «Аларма» (органов бессарабских антифашистов) и запретили деятельность антифашистских организаций. Были арестованы наиболее активные деятели антифашистского движения Бессарабии. В марте 1936 г. королевский суд приговорил П. Константинеску-Яшь, М. Брашована, Д. Волтурина, Э. Дилера, Г. Залтура, Ф. Рабиновича и других к тюремному заключению.
В начале февраля 1938 г. в обстановке усиливавшейся международной напряженности и обострения политического кризиса внутри страны в Румынии был установлен режим королевской диктатуры. Декретом короля были распущены все политические партии, новая конституция упразднила даже формально провозглашенные прежней конституцией политические свободы. Это привело к дальнейшему усилению реакции и военного деспотизма. В исключительно тяжелых условиях трудящиеся Бессарабии, руководимые областной коммунистической организацией, продолжали вести самоотверженную борьбу с оккупантами. В 1939—1940 гг. был организован ряд забастовок в Кишиневе, Бендерах, Оргееве и Аккермане. В селах Копанка, Елизаветовка, Будешты, Новые Чеканы, Чорницы и других произошли крестьянские выступления. Широкий размах приняло антивоенное движение среди рекрутов и трудящихся, призванных в армию на военную переподготовку.
Трудовой народ Бессарабии был преисполнен верой в то, что Советский Союз поможет ему освободиться от боярской оккупации и воссоединиться с социалистической Родиной. Советское правительство неоднократно заявляло, что народы СССР, равно как и население Бессарабии, никогда не согласятся считать законной оккупацию Бессарабии. Правительство СССР добивалось мирного урегулирования вопроса о Бессарабии. Но реакционные правители Румынии, поощряемые империалистами Запада, отказывались от его решения.
Накануне и в начале второй мировой войны правящие круги Румынии еще больше усилили антисоветский курс своей внешней политики. Лавируя между двумя империалистическими блоками — англо-французским и германо-итальянским, они строили свои взаимоотношения с ними на Антисоветской основе. В период «странной войны» королевская Румыния активно участвовала в происках англо-французских империалистов по сколачиванию блока государств, направленного против СССР. На антисоветской основе она старалась договориться и с фашистской Италией. Начиная с апреля — мая 1940 г., после первых военных удач гитлеровцев на Западе, королевская Румыния, стараясь удержать свои версальские границы, усиленно добивается союза с Германией.
В этой обстановке разрешение вопроса о Бессарабии стало безотлагательной необходимостью. 26 июня 1940 г. правительство СССР направило правительству королевской Румынии ноту, в которой указывалось, что «Советский Союз считает необходимым и своевременным в интересах восстановления справедливости приступить совместно с Румынией к немедленному решению вопроса о возвращении Бессарабии Советскому Союзу» *. Предлагалось также передать Советскому Союзу Северную Буковину, населенную преимущественно украинцами.
Пытаясь оттянуть решение вопроса о возвращении Бессарабии Советскому Союзу, королевское правительство Румынии дало неопределенный ответ. В связи с этим Советское правительство 27 июня 1940 г. передало через румынского посла вторую ноту с предложением в течение четырех дней очистить территорию Бессарабии и Северной Буковины от румынских войск. Требования Советского правительства были удовлетворены. | |
Просмотров: 783 | |