Заключение пактов о взаимопомощи между СССР и государствами Прибалтики

В этой обстановке правительства Прибалтийских государств приняли предложение Советского правительства о заключении пактов о взаимопомощи. Договор с Эстонией был подписан 28 сентября, с Латвией и Литвой — 5 и 10 октября 1939 г. Правящие круги стран Прибалтики, боясь взрыва народного гнева, в условиях, когда они не могли рассчитывать на помощь империалистических держав, не осмелились отклонить предложение СССР. ЦК Компартии Литвы в своем воззвании от И октября 1939 г. отмечал, что «фашистское правительство Литвы заключило этот договор с Советским Союзом против своей воли. Зато весь литовский народ радостно приветствует этот договор, ибо он вселяет светлые надежды в борьбе за освобождение от фашистского гнета и эксплуататорского ига».

 

Пакты о взаимопомощи между СССР и государствами Прибалтики носили оборонно-предупредительный характер. Они предусматривали размещение строго ограниченного числа советских гарнизонов и военно-морских баз СССР в установленных пунктах Эстонии, Латвии и Литвы. Эти базы несколько облегчили бы действия советских войск на случай, если у северо-западных границ СССР его враги пошли бы на широкую провокацию или организовали нападение на Советскую страну с территории Прибалтийских республик. Советский Союз взял тем самым под свою вооруженную защиту и безопасность Прибалтики. Согласпо пактам, договаривающиеся стороны должны были также окапывать друг другу всяческую помощь, в том числе и военную, в случае угрозы или военного нападения со стороны третьей державы. Договоры запрещали заключать какие-либо союзы или участвовать в коалициях, направленных против одной из сторон.

 

При заключении договора о взаимопомощи с Литвой Советский Союз передал Литве освобожденные в сентябре 1939 г. Красной Армией Вильнюс и Вильнюсский край, которые были отторгнуты от Литвы панской Польшей в 1920 г. «Передачей Литве Вильно, захваченного 20 лет тому назад польскими генералами, СССР дал невиданный пример уважения к национальным правам малых народов» ',— отметил Исполком Коминтерна в своем воззвании к 23-й годовщине Октябрьской революции.

 

Трудящиеся Прибалтики приветствовали дружеский шаг Советского Союза, принявшего на себя охрану безопасности Эстонии, Литвы и Латвии. Рабочие, трудящиеся крестьяне, прогрессивная интеллигенция высказывались за установление тесных экономических и культурных связей с СССР. В то же время пра-вяхцие круги прибалтийской буржуазии и военщины не прекращали своих антисоветских козней. Надеясь, что рано или поздно фашистская Германия нападет на СССР, они втайне готовились к срыву договоров с Советским Союзом и к выступлению в качестве союзников Гитлера. Начальники генеральных штабов армий Прибалтийских государств в присутствии германского военного атташе в Эстонии обсуягдали вопрос о линии поведения в отношении советских гарнизонов в Прибалтике. Фашистская военная разведка при энергичном содействии эстонской разведки укрепляла свои позиции в Эстонии. В Германии секретно закупались вооружение и боеприпасы.

 

Директор департамента государственной безопасности министерства внутренних дел Литвы А. Иовилайтис по заданию президента Литвы вел в начале 1940 г. в Германии переговоры о передаче Литвы под протекторат гитлеровской Германии. Во время советско-финляндской войны, когда англо-французские империалисты готовились выступить против СССР, обсуждался вопрос о возможности вступления Эстонии и Латвии в войну на стороне Финляндии. Из Эстонии и Латвии в Финляндию выехали «добровольцы», принявшие участие в военных действиях против СССР; Финляндии тайно оказывалась материальная помощь. В Литве были случаи похищения советских военнослужащих с целью добыть разведывательные данные.

 

Правительства Прибалтийских государств чинили всяческие препятствия размещению советских гарнизонов, срывали строительство оборонительных сооружений. В январе 1940 г. свыше 7Г)% членов профсоюза строительных рабочих Таллина не имели работы, но правительство Эстонии препятствовало их использованию на строительстве советских военных баз.

 

Фашистские правительства Прибалтики усилили репрессии против трудящихся, в первую очередь против коммунистов и сочувствующих им. В Латвии с августа 1939 г. по май 1940 г. было арестовано по политическим причинам свыше 1700 человек. В Литве также было арестовано много рабочих и прогрессивных деятелей. Реакционное офицерство прибалтийских армий вело разнузданную антисоветскую кампанию среди солдат. «Как настоящие авантюристы, как подлая банда мошенников латвийские фашисты натравливают латышский народ против Советского Союза, против Красной Армии»,— писала газета «Циня» в январе 1940 г.

 

Советское правительство не могло в условиях сложной и напряженной международной обстановки мириться с грубыми нарушениями пактов о взаимопомощи. В мае литовское правительство было предупреждено, что оно ведет себя в отношении СССР не так, как положено вести союзнику. Это предупреждение не повлияло на правительства Литвы, Латвии и Эстонии. В середине июня 1940 г., когда в Таллине открылась «Балтийская неделя», которая должна была продемонстрировать единство реакционных сил Прибалтики, правительство СССР вручило литовскому, латышскому и эстонскому посланникам в Москве ноты, в которых на основании многочисленных фактов указывалось, что правительства Прибалтийских государств грубо нарушают пакты о взаимопомощи с СССР. Правительство Советского Союза высказывалось за то, чтобы в Прибалтийских государствах были образованы такие правительства, которые способны обеспечить соблюдение пактов о взаимопомощи. Для того чтобы избежать возможных провокаций против малочисленных советских гарнизонов, СССР счел необходимым ввести на территорию Прибалтики дополнительно некоторое количество советских войск.

 

Ноты Советского правительства ускорили революционный взрыв в Эстонии, Латвии и Литве. Во всех трех республиках все громче стали раздаваться голоса, требовавшие демократических свобод, установления добрососедских отношений с Советским Союзом, прекращения оголтелого террора. Еще в октябре 1939 г. руководители эстонских профсоюзов писали премьер-министру Эстонии, что если не будут удовлетворены справедливые требования рабочих, то «мы, как руководящие деятели профсоюзов, не сможем гарантировать, что рабочий класс не встанет на самостоятельный путь осуществления своих прав» '.

 

Особый гнев трудящихся вызывало сотрудничество правителей стран Прибалтики с фашистской Германией. Когда в июле 1939 г. на таллинском рейде по приглашению эстонского правительства появился «с визитом дружбы» германский крейсер «Адмирал Гиппор», рабочие Таллина демонстративно выкрикивали лозунги: «Красный фронт!» и «Да здравствует Москва!» Дело дошло до рукопашных стычек между группами эстонских рабочих и германских военнослужащих.

Категория: История | Добавил: fantast (06.12.2018)
Просмотров: 1828 | Рейтинг: 0.0/0