Рост революционного движения породил кризис верхов, сделал неустойчивым положение фашистских правительств. Конференция Коммунистической партии Эстонии, состоявшаяся в апреле 1940 г„ отметила, что положение фашистского правительства стало чрезвычайно неустойчивым. «В борьбе против своего трудового народа диктатуре Пятса — Лай-цонера — Улуотса не придут больше на помощь английские танки, немецкие штыки или финские ножи, как 20 лет назад» ', — писали коммунисты Эстонии в своем воззвании к народу. Центральный Комитет Компартии Эстонии (в состав которого входили И. Лау-ристин, X. Аллик, П. Петраэ, II. Кээрдо, X. Арбон) начал готовить массы к активному выступлению.
Коммунисты Латвии уже в феврале 1939 г. на 26-й партийной конференции отмечали нарастание революционной ситуации в стране. Избранный на конференции ЦК Компартии Латвии (Я. Калнберзин, О. Аугусте, К. Гайлис, Ф. Деглав, Ж. Снуре и др.) взял курс на объединение всех прогрессивных сил с целью свержения фашистской диктатуры.
Революционные настроения литовского народа стали особенно нарастать со времени заключения договора с СССР и возвращения Литве Вильнюса и Вильнюсского края. Полиция проводила массовые аресты коммунистов, был арестован и ряд руководящих работников Компартии Литвы (А. Снечкус, К. Диджюлис, М. Шума-ускас, В. Нюнка и др.), но остановить нарастание революции буржуазия уже не могла.
Во всех Прибалтийских государствах во второй половине июня 1940 г. начались массовые собрания, демонстрации и митинги трудящихся. Повсюду народ требовал немедленного отстранения фашистских правителей, сформирования новых правительств, облеченных доверием народа, установления тесных, подлинно друже- ственных отношений с Советским Союзом, демократизации всего государственного строя. Реакционные круги буржуазии пытались сопротивляться, но вскоре убедились в своем бессилии.
В Литве бурные выступления народных масс вынудили фашистского диктатора президента Сметону с горсточкой сообщников бежать в Германию. Фашистская диктатура была свергнута единодушным выступлением народа, без вооруженного восстания. 17 июня было сформировано новое народное правительство во главе с известным антифашистом Юстасом Палецкисом. В тот же день с антиправительственными лозунгами вышли на •демонстрацию рабочие Риги.
20 июня фашистское правительство Ульманиса было свергнуто.
Новое правительство Латвии возглавил профессор Аугуст Кирхен-штейи. Министром внутренних дел был назначен писатель-коммунист Вилис Лацис.
21 июня было сметено революционной волной и фашистское правительство Улуотса в Эстонии. Новое эстонское правительство возглавил представитель прогрессивной интеллигенции писатель Ио-ханнес Варес (Барбарус). Заместителем премьер-министра стал известный' историк Ханс Круус. ;
Новые правительства респуб- Выступление Ю. Палецкисй на ми-ЛИК Прибалтики были демократи- тинге, посвященном прибытию де-ческими, народными, правительст- M^JCK^°b .ЙТ?™
вами борьбы против фашизма и . ‘ . *
реакции. Они содействовали дея- т---
тельности коммунистических партий, вышедших из подполья, и других организаций трудящихся, .прежде всего профсоюзов. Эти правительства запретили деятельность реакционных националистических организаций, проводили демократизацию государственного аппарата и армии. В области внешней политики был взят курс на тесное и честное сотрудничество,с Советским Союзом.
14 и 15 июля состоялись выборы, в Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственную думу Эстонии. Коммунистические партии объединили все демократические организации трудящихся в избирательные блоки — в союзы трудового народа Литвы;; Латвии и Эстонйй. В-качестве основной программы провозглашались установление тесной дружбы с Советским Союзом, широкое развитие культуры, образования, науки, улучшение материального положения трудящихся, всемерная помощь государства трудовому крестьянству. Трудящиеся единодушно одобрили эту платформу.
Подготовка к выборам проходила в условиях острой классовой борьбйГ.'В выборах участвовало небывалое прежде число избирателей, которые в подавляющем большинстве проголосовали за кандидатов Трудового народа — представителей рабочих, крестьян, интеллигенции. Реакционеры потерпели полное поражение. В высшие законодательные органы власти были избраны представители' народа. Так, прежде в литовском сейме не было рабочих, крестьян, Деятелей науки и искусства'. Там были только представители помещиков и кулаков, чиновников и духовенства. Среди вновь набранных 79 депутатов Народного сейма Литвы были 21 рабочий, 26 крестьян, 27 представителей науки и культуры, ремесленник, батрак, 3 солдата. В состав нового сейма было избрано 8 женщин.
Победа трудящихся стран Прибалтики на выборах явилась победой единого антифашистского народного фронта, который сложился под руководством коммунистических партий на почве борьбы за мир. Народный фронт был направлен против крупной буржуазии и крупных земельных собственников, толкавших Прибалтийские государства на путь национальной катастрофы.
Победив на выборах, трудящиеся повсеместно выдвинули требования восстановления Советской власти и вступления Прибалтийских республик в СССР. Эти лозунги выдвигались и до выборов, но теперь они стали общенародными.
Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная дума Эстонии собрались 21 июля 1940 г. Выполняя волю избирателей, депутаты единодушно провозгласили Эстонию, Латвию и Литву советскими социалистическими республиками и решили просить Верховный Совет СССР принять вновь образованные советские республики в состав Советского Союза.
Решения народных парламентов республик Прибалтики от 21 июля 1940 г. означали победу социалистической революции в Латвии, Литве и Эстонии. Власть в Прибалтике перешла в руки трудящихся мирным путем. Это объяснялось совокупностью внутриполитических и внешнеполитических причин. Над народами Прибалтики нависла весьма серьезная опасность — быть втянутыми в мировую войну на стороне фашистской Германии. Трудящиеся понимали, что единственная возможность избежать этой печальной судьбы — единодушно поддержать борьбу коммунистических партий. Об этом убедительно свидетельствуют результаты выборов в Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственную думу Эстонии (Трудовой союз Литвы получил 99,19% голосов принявших участие в выборах, Союз трудового народа Латвии — 97,8, Союз трудового народа Эстонии —92,8%). Буржуазия оказалась изолированной как в июньские дни народных выступлений, так и на парламентских выборах.
Советские воинские части, находившиеся в Прибалтике, не вмешивались во внутренние дела Эстонии, Латвии и Литвы. Но их пребывание здесь придавало смелость трудящимся, так как буржуазия не могла привлечь себе на помощь иностранных империалистов и поэтому не осмелилась поднять оружие против народа.
Па седьмой сессии Верховного Совета СССР первого созыва просьба литовского, латышского и эстонского народов была удовлетворена. Молодые советские республики Прибалтики были приняты в качестве равноправных союзных республик в состав СССР. Литовская ССР вошла в состав Советского Союза 3 августа, Латвийская — 5 августа и Эстонская — 6 августа 1940 г. С первых же дней существования Советской власти в Прибалтийских республиках проводилась решительная ломка старого, буржуазного государственного аппарата и создание нового. 25 августа были приняты конституции Эстонской, Латвийской и Литовской Советских Социалистических Республик, а парламенты переименовались в Верховные Советы. Были сформированы и новые советские правительства — Советы Народных Комиссаров. В Латвии главой нового правительства был назначен В. Лацис, в Эстонии — И. Лауристпн, в Литве — М. Гедвилас.
Конституции Прибалтийских советских республик находились в соответствии с основными принципами Конституции СССР 1936 года и в то же время отражали их национальные особенности.
Конституция СССР 1936 года была законодательным выражением уже достигнутых побед социализма, а в Прибалтийских республиках его строительство еще только начиналось. В конституциях Прибалтийских советских республик было зафиксировано, что наряду с социалистической системой хозяйства допускаются мелкие частные промышленные и торговые предприятия; земля, находившаяся в пользовании единоличных крестьянских хозяйств, закреплялась за ними в установленных законом размерах (до 30 гектаров). Окончательное уничтожение эксплуатации человека человеком провозглашалось еще только как цель. Конституции республик не предусматривали никаких ограничений в избирательной системе, в том числе и цо отношению к бывшим эксплуататорам. В этом не было надобности, так как Прибалтийские республики приступали к строительству социализма в составе СССР. В Советском Союзе вопрос «кто кого?» был уже решен внутри страны в пользу социализма, поэтому эксплуататорское меньшинство в республиках Прибалтики не могло угрожать судьбам социализма.
Конституции Прибалтийских республик провозгласили и в законодательном порядке гарантировали всем трудящимся право па труд, право на отдых, право на образование, право на материальное обеспечение по старости и в случае инвалидности и т. д. Молодые советские республики, только вставшие на путь социалистического развития, могли гарантировать эти права в значительной мере благодаря тому, что они вошли в состав СССР. | |
Просмотров: 1027 | |