Фашизм начинал агрессивную войну против СССР, в которой ставкой были судьбы народов, жизнь и смерть миллионов людей.
22 июня на рассвете фашистская авиация начала бомбардировку советских городов и сел западных областей, а в 4 часа утра открыла огонь вражеская артиллерия. Удары врага были нацелены по советским войскам в лагерях и на зимних квартирах. Противник стремился уничтожить штабы и узлы связи, парализовать управление войсками. Он разрушал железнодорожные коммуникации, мосты, чтобы сорвать сосредоточение войск; бомбардировал мирные города, пытаясь вызвать панику среди населения. Бомбардировке подверглись танковые и артиллерийские парки. Налетам авиации подверглись также морские базы Севастополь и Лиепая, но здесь враг был встречен организованным зенитным огнем.
Одновременно немецкая авиация ставила своей целью уничтожить советские военно-воздушные силы и завоевать господство в воздухе. 22 июня она разбомбила 66 аэродромов и уничтожила на земле и в воздухе 1200 самолетов.
Наступление фашистского вермахта развернулось одновременно на трех стратегических направлениях: ленинградском, московском и киевском.
В 7 часов 15 минут 22 июня, когда действительные масштабы вторжения еще не были достаточно ясны, советское командование отдало вторую директиву:
«1. Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу. Впредь до особого распоряжения наземными войсками границу не переходить. 2. Разведывательной и боевой авиацией установить места сосредоточения авиации противника и группировку его наземных войск. Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить основные группировки его наземных войск. Удары авиацией наносить на глубину германской территории до 100—150 км, разбомбить Кенигсберг и Мемель. На территорию Финляндии и Румынии до особых указаний налетов не делать» ’.
Но осуществить эту директиву было невозможно. Гитлеровская армия вторглась в СССР на всем пространстве от Балтики до Черного моря, а советские войска у границ уже донесли большие потери, управление ими было нарушено. Невозможно было и разбомбить миллионные группировки противника, а также Кенигсберг и Мемель, потому что господство в воздухе захватила авиация противника.
С каждым часом все больше вырисовывались огромные масштабы вторжения. Стало ясно, что германские империалисты развязали войну, преследуя далеко идущие захватнические, грабительские цели. И уже в полдень первого дня об этом было сказано советскому народу в обращении Советского правительства. Партия и правительство призывали народ подняться на Великую Отечественную войну и выражали уверенность в неизбежности разгрома врага.
Одновременно Президиум Верховного Совета СССР издал указ о мобилизации военнообязанных 1905—1918 гг. рождения на территории всех военных округов, кроме Среднеазиатского, Забайкальского и Дальневосточного. В ряде республик и областей СССР вводилось военное положение, т. е. все функции органов государственной власти в отношении обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным властям.
В тот же день Прибалтийский, Западный и Киевский особые военные округа были преобразованы соответственно в Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты, а Одесский военный округ —в 9 -ю армию. 24 июня Ставка преобразовала Ленинградский военный округ в Северный фронт, а также сформировала Южный фронт в составе 9-й и 18-й армий. Фронтами командовали: Северо-Западным — генерал-полковник Ф. И. Кузнецов, Западным — генерал армии Д. Г. Павлов, Юго-Западным — генерал-полковник М. П. Кирпонос, Северным — генерал-лейтенант М. М. Попов и Южным — генерал армии И. В. Тюленев.
Руководство всеми боевыми действиями вооруженных сил осуществлял вначале Главный военный совет, а 23 июня постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Главного Командования. В ее состав вошли: народный комиссар обороны С. К. Тимошенко (председатель), начальник Генерального штаба Г. К. Жуков, И. В. Сталин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, народный комиссар Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов.
Вооруженная борьба охватывала все большую территорию.
Противник использовал при нападении на СССР свои временные преимущества. Сказались также просчеты в оценке возможного времени нападения гитлеровской Германии на Советский Союз и упущения в подготовке к отражению первых ударов. «И. В. Сталин, возглавлявший руководство партией и страной, стремясь оттянуть военное столкновение с гитлеровской Германией, чтобы использовать время для подготовки армии и страны к войне, не давал согласия на приведение войск приграничных округов в полную боевую готовность, считая, что этот шаг может быть использован фашистскими правителями как предлог для войны. Войска, находившиеся в приграничных районах, оказались недостаточно подготовленными к отражению мощного удара немецко-фашистской военной машины» '.
Противник, пользуясь внезапностью, развивал наступление. Его ударные группировки прорвались к исходу 22 июня в стыке Западного и Северо-Западного фронтов на глубину 50—60 км, а к исходу следующего дня продвинулись до 130 км. На юго-западном направлении войска противника продвигались медленней, но остановить его и там не удавалось. Связь штабов фронтов с армиями и последних с корпусами и дивизиями нарушалась, сведения с полей сражений поступали противоречивые, обстановка становилась все более сложной и опасной.
Донесения штабов фронтов в Москву не отражали всей действительной картины первого дня войны. Исходя из плана прикрытия, данного округам перед войной, и учитывая, что фронтовые резервы не подверглись внезапным ударам противника, Главное Командование Красной Армии вечером 22 июня отдало третью директиву, требовавшую от Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов разгрома основных группировок гитлеровской армии, наступления на вражескую территорию с выходом в районы Сувалок и Люблина.
На Юго-Западном фронте контрудары по войскам 1-й немецкой танковой группы вылились в крупные танковые сражения в обширном районе Луцк, Броды, Ровно, Дубно, которые продолжались до 29 июня и привели к срыву запланированных гитлеровским командованием сроков захвата Киева. В полосах Северо-Западного и Западного фронтов контрудары были нанесены в районах Шяуляя, Гродно, Даугавпилса, Белостока, Слуцка. Нанесенные советскими войсками сильные контрудары по врагу замедлили его продвижение, причинили ему потери, но выполнить поставленные задачи они не могли. Для разгрома превосходящих ударных группировок противника уже отсутствовали необходимые возможности. Немецкие танковые и моторизованные дивизии продолжали продвигаться в глубь советской территории.
Ставка Главного Командования, оценив крайне трудную обстановку, сложившуюся на фронтах, приняла решение изменить способ вооруженной борьбы — перейти на всем советско-германском фронте к стратегической обороне. Для создания устойчивого фронта обороны был избран рубеж по рекам Западная Двина и Днепр, куда после 25 июня начали выдвигаться из глубины страны свежие силы Красной Армии. Войска Юго-Западного фронта получили разрешение к 30 июня отойти на линию укрепленных районов вдоль старой государственной границы. В это же время наряду с оборонительным рубежом по Западной Двине и Днепру создается Лужская линия обороны, укрепляются подступы к Ленинграду, а на юго-западном направлении принимаются меры к приведению в боевое состояние старых укрепленных районов.
Для укрепления руководства боевой деятельностью войск на местах Ставка произвела смену командующих Западным и Северо-Западным фронтами. Войска первого из них 2 июля возглавил маршал С. К. Тимошенко, второго — генерал П. П. Собенников. В последние июньские и первые июльские дни фронты продолжали тяжелую, изнурительную борьбу с наступавшим противником в Прибалтике, Белоруссии, на Украине и в Молдавии. Сплошной фронт обороны советских войск отсутствовал. Контрудары и оборона на отдельных участках чередовались с вынужденным отходом и боями в окружении.
В конце июня — начале июля немецкие и финские войска перешли в наступление на мурманском, петрозаводском и карельском направлениях. Владея инициативой, противник упреждал советские войска.
Группа армий «Север» 27 июня захватила Даугавпилс, 1 июля ее войска ворвались в Ригу. Танковые части врага устремились на Таллин, Остров, Псков и Ленинград. К 10 июля эта группа армий вышла на линию Пярну — Тарту — Псков — Опочка. Но охватить войска Северо-Западного фронта, прижать их к Балтийскому морю и уничтожить врагу не удалось.
Группа армий «Центр» отбросила фланговые 3-ю и 4-ю армии Западного фронта, окружила часть сил Западного фронта и 28 июня овладела Минском. В районе Белостока и Минска оказались отрезанными И дивизий 3-й, 10-й и развертывавшейся 13-й армий.
Части окруженных войск удалось прорваться на восток, другие остались в белорусских лесах, сражались в партизанских отрядах, многие попали в плен. Группа армий «Центр» вышла на линию Полоцк — Витебск — Орша — Могилев — Жлобин.
На юго-западном направлении после ожесточенных боев в районе Луцк, Броды, Новоград-Волынский группе армий «Юг» удалось отбросить 5-ю и 6-ю армии, выйти к Житомиру и наступлением с рубежа р. Прут охватить с юга войска Южного фронта.
Красная Армия понесла большие потери в людях и боевой технике. С оставленной территории не удалось вывезти большие мобилизационные запасы воинского снаряжения и боеприпасов. Создалась угроза прорыва немецко-фашистских войск к Ленинграду, Смоленску и Киеву. | |
Просмотров: 559 | |