На критическом этапе истории, когда Советский Союз оказался перед лицом суровых испытаний, Коммунистическая партия имела в своих рядах почти 4 млн. членов и кандидатов, из которых около полумиллиона находилось в Красной Армии. Обладая огромным революционным опытом и будучи неразрывно связана с многомиллионными массами трудящихся, партия с первых же дней войны действовала в духе ленинских идей защиты социалистического Отечества. Руководствуясь заветами Ленина, она подняла миллионы советских людей на Великую Отечественную войну.
Партия, не скрывая от народа правды, предупредила, что предстоящая борьба будет тяжелой и потребует немалых жертв. Вместе с тем одна из величайших заслуг Коммунистической партии была в том, что уже тогда, в самый тяжелый момент — непосредственно после нападения сильного и жестокого врага, она сумела вселить в советских людей веру в грядущую победу. Утвержденный Политбюро ЦК партии текст обращения, с которым 22 июня в 12 часов дня выступил заместитель председателя Совнаркома СССР и нарком иностранйых дел В. М. Молотов, заканчивался словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Спокойный и уверенный голос партии укреплял волю к борьбе с захватчиками во имя свободы и независимости социалистической Родины. И советский народ не дрогнул в сложной и трудной обстановке, когда войска на фронте вели тяжелые оборонительные бон и отходили в глубь страны.
Центральный Комитет ВКП(б) направил все усилия партии и народа на организацию борьбы против немецко-фашистских агрессоров. Программа действий партии и народа в условиях начавшейся войны была сформулирована в директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Она четко определила империалистический характер войны против СССР со стороны фашистской Германии. «Целью этого нападения,—говорилось в директиве,— является уничтожение советского строя, захват советских земель, порабощение народов Советского Союза, ограбление нашей страны, захват нашего хлеба, нефти, восстановление власти помещиков и капиталистов. ...В навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение» '.
Директива обязывала партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации и их руководителей мобилизовать все силы народа на борьбу с агрессором. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) требовали: 1) отстаивать каждую пядь советской земли; 2) организовать всестороннюю помощь действующей армии; 3) укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю жизнь страны; 4) при вынужденном отходе частей Красной Армии ничего не оставлять врагу, а все ценное имущество, которое не может быть вывезено, уничтожать; 5) в оккупированных районах организовать партизанские отряды и диверсионные группы, создавать невыносимые условия для врага; 6) предавать суду военного трибунала всех, кто мешает делу обороны.
3 июля по радио выступил глава советского правительства И. В. Сталин. Его выступление сыграло большую роль в мобилизации сил народа на священную борьбу с врагом.
30 июня совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был образован чрезвычайный орган военного времени — Государственный Комитет Обороны (ГКО). В его состав вошли руководители Коммунистической партии и Советского правительства: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместитель председателя), К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков * 2. ГКО сосредоточил в своих руках всю полноту государственной и военной власти. Его постановления имели силу законов военного времени.
В первые же дни войны члены ЦК ВКП(б), ЦК коммунистических партий Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, руководящие партийные и государственные деятели республик, областей, городов вместе с военными работниками практически решали важнейшие вопросы организации отпора врагу.
На защиту свободы и независимости Родины поднимались советские люди от берегов Немана до побережья Тихого океана, от Мурманска до Одессы. Рабочие Москвы, Ленинграда, Баку, Ташкента, Хабаровска и других промышленных центров страны становились к станкам на фронтовую вахту. Военкоматы осаждались людьми, в том числе молодежью непризывного возраста, старыми красногвардейцами и участниками гражданской войны. Все они шли с заявлениями, в которых просили направить их на фронт. О готовности сражаться с оружием в руках заявляли целые производственные коллективы. Такие решения, принимаемые на митингах предприятий, публиковались в газетах, о них сообщалось в радиопередачах. К 1 июля военкоматами было мобилизовано 5,3 млн. человек. Формировались новые дивизии.
В адрес Советского правительства поступали многочисленные телеграммы. Так, с рудника Ак-Тюз Киргизской ССР сообщали, что коллектив решил работать по 10 часов в сутки. Рабочие Ашхабадской шелкомотальной фабрики имени 8 Марта обязались давать стране дополнительно сотни килограммов высококачественной пряжи. Из далекой Якутии рабочие, колхозники, служащие и интеллигенция писали о своей готовности сражаться с врагом и помогать фронту трудом. Так было всюду, по всей огромной территории Советского Союза.
В условиях войны страна превращалась в огромный боевой лагерь. Первое, что требовалось сделать, это оказать всемерную поддержку действующей армии, влить в нее новые силы, укрепить ее тыл. 10 августа была объявлена мобилизация военнообязанных 1890—1904 гг. рождения и призывников . 1922—1923 гг.
Советское правительство и Центральный Комитет партии развернули огромную военно-мобилизационную работу. Все силы партийных и советских организаций были нацелены на решение этой главной задачи. К фронту перебрасывались войска из тыловых районов страны, ускоренно формировались новые части и соединения, которые также направлялись на фронт.
Проводимая военным ведомством в огромных масштабах мобилизация обеспечивалась организаторской работой партии и массовым патриотическим подъемом населения. Уходящих на военную службу заменяли на фабриках и заводах, в учреждениях, па колхозных и совхозных полях старики, женщины и подростки.
17 сентября Государственный Комитет Обороны принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Выполняя это постановление, миллионы советских людей явились на пункты военного обучения.
В первые ряды сражающихся с врагом стали коммунисты. В армию и на флот на ответственные военные посты партия направила своих видных деятелей, обладавших большим опытом организаторской и политической работы. Среди них было 54 члена и кандидата в члены ЦК ВКП(б) и 13 членов Центральной ревизионной комиссии, 500 секретарей республиканских, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов партии, 270 ответственных работников аппарата ЦК ВКП(б), 1265 работников областного и районного звена, входивших в номенклатуру ЦК партии. Решениями Политбюро ЦК ВКП(б) от 27 и 29 июня в действующую армию для усиления партийно-политического влияния в войсках было направлено более 40 тыс. коммунистов и комсомольцев.
К концу 1941 г. в армии и на флоте находилось 1234 тыс. коммунистов и 1742 тыс. комсомольцев. Только из Москвы по партийным и общим мобилизациям в первые месяцы войны ушло на фронт свыше 100 тыс. коммунистов. За это же время в воинские части влилось 57 тыс. коммунистов из состава Ленинградской городской партийной организации. К 1 января 1942 г. две пятых всего личного состава партии находилось в армии и на флоте.
В Вооруженных Силах был введен институт военных комиссаров, органы политической пропаганды реорганизованы в политические управления и отделы. Эти меры усиливали влияние партии в действующей армии и на флоте.
Всеохватывающая организаторская и политическая деятельность партии была той вдохновляющей и цементирующей силой, которая поднимала весь народ на борьбу с врагом. | |
Просмотров: 2439 | |