Продвижение немецко-фашистских войск через Литву и Латвию до Эстонии, Пскова и среднего течения Западной Двины, через Белоруссию до Днепра нацисты расценили как решающий стратегический успех, обеспечивающий выигрыш войны. Они считали, что осталось преодолеть лишь последнее сопротивление ослабленной Красной Армии, после чего им удастся беспрепятственно продвигаться к Волге и на Кавказ, тем самым открыть себе дорогу к завоеванию мирового господства. Исходя из такой оценки, гитлеровское командование 8 июля решило продолжать наступление по плану «Барбаросса» на трех направлениях: ленинградском, смоленско-московском и киевском.
Осознавая всю глубину военной опасности, нависшей над социалистической Родиной, народ продолжал под руководством Коммунистической партии мобилизовывать силы и средства на отпор агрессору. Красная Армия начала успешно преодолевать тяжелые последствия, вызванные внезапными ударами гитлеровских войск. Ее боевые действия с каждым днем становились все более организованными, ее сопротивление росло. Решающая борьба на фронтах была еще вся впереди.
10 июля Государственный Комитет Обороны преобразовал Ставку Главного Командования в Ставку Верховного Командования1. В ее состав вошли И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Б. М. Шапошников, Г. К. Жуков. Были образованы также три главных командования направлений: Северо-Западного, Западного и Юго-Западного. Главкомами были назначены соответственно маршалы К. Е. Ворошилов, С. К. Тимошенко и С. М. Буденный.
19 июля Указом Президиума Верховного Совета СССР И В. Сталин был назначен народным комиссаром обороны, а 8 августа — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.
На наиболее угрожаемое, самое ответственное в тех условиях смоленское направление Ставка подтянула и развернула на рубеже среднего течения Западной Двины и Днепра от Себежа до Ре-чицы большую часть своего резерва — группу войск из четырех армий в составе 37 дивизий. В тылу этого рубежа были развернуты и стали строить оборонительные рубежи еще две армии (19 дивизий). Кроме того, одну армию перебросили в район Смоленска. Глубже в тылу — в районах, прилегающих к Москве,— формировались армии, состоящие главным образом из дивизий народного ополчения. На ленинградском направлении продолжали строительство Лужской линии обороны, на которой защитники города Ленина оказывали упорное сопротивление противнику. На киевском направлении и южнее советские войска сдерживали натиск врага, срывая его замыслы овладеть столицей Украины и окружить Юго-Западный и Южный фронты западнее Днепра.
Коммунистическая партия в те дни указывала, что в создавшихся условиях решающую роль в изменении обстановки на фронте играют организованность, высокие моральные качества советских войск, их героизм и готовность к самопожертвованию во имя свободы Родины. На основе этого указания партийно-политический аппарат в армии и на флоте развернул работу по укреплению морально-политического состояния войск. Разъяснялись разбойничий характер войны Германии против СССР и смертельная опасность, которую нес фашизм, поставивший целью уничтожить социалистическое государство, истребить его население. Широко пропагандировался героизм, проявленный советскими воинами в сражениях, а также приобретенный боевой опыт. На ленинградском стратегическом направлении. Бои на севере Сражения продолжались с нарастающей силой. Гитлер и командование вермахта придавали первостепенное значение захвату Ленинграда и Кронштадта. По их расчетам, это обеспечило бы снабжение групп армий «Север» и «Центр» по морю; после овладения северо-западными районами группа армий «Север» получала возможность двинуться на Москву, чтобы овладеть ею совместно с группой «Центр»; падение Ленинграда привело бы к изоляции северных районов СССР от центральных; Советское государство лишилось бы одного из важнейших политических, стратегических и экономических центров. С захватом Ленинграда Гитлер рассчитывал и на большой политический эффект.
Группе армий «Север» была поставлена задача продолжать стремительное наступление, разгромить войска Северного и Северо-Западного фронтов, отрезать Ленинград с юго-востока и востока и с ходу овладеть им во взаимодействии с финской армией. Последней приказывалось возобновить наступление на онежско-ладожском и карельском направлениях. Для ускорения операции предполагалось перебросить со смоленского направления на ленинградское 3-ю танковую группу генерала Гота.
Группа армий «Север», захватив 9 июля Псков, развивала наступление силами 4-й танковой группы и 18-й полевой армии на Новгород — Чудово, на Лугу — Красногвардейск (Гатчина), на Пярну—Таллин и 16-й полевой армией — на Старую Руссу — Холм. Однако 41-й моторизованный корпус 4-й танковой группы, остановленный 12 июля под Лугой, перенес удар западнее, через Кингисепп, но и оттуда не смог прорваться к Ленинграду, 56-й моторизованный корпус после контрудара советских войск у Сольцы оказался в тяжелом положении и вынужден был частью своих сил отступить.
Командование группы армий «Север», опасаясь за фланги и тыл своей 4-й танковой группы, отдало ей 19 июля приказ перейти к обороне. Она смогла возобновить наступление лишь 8 августа после подхода пехотных корпусов 18-й армии. 3-я танковая группа, которая также должна была участвовать в наступлении на Ленинград, не прибыла туда, скованная боями под Смоленском.
Три недели, отвоеванные у противника, были использованы советским командованием для укрепления оборонительных рубежей, усиления их войсками. Врагу не удалось с ходу овладеть городом Ленина.
Не достиг цели и удар врага на Ленинград с севера. Юго-Восточная армия финнов, развернувшая наступление на Карельском перешейке, 31 июля нанесла сильный удар превосходящими силами по оборонявшейся здесь 23-й армии.
В ходе тяжелых боев советские войска вынуждены были отойти, но врагу и здесь не удалось прорваться к Ленинграду. 23-я армия была отведена к государственной границе 1939 г., где фронт стабилизировался.
Карельская армия финнов, наступавшая на петрозаводском и олонецком направлениях, к 30 июля была остановлена советской 7-й армией. 19 августа наступление противника между Онежским и Ладожским озерами возобновилось, однако в результате последовавших полуторамесячных боев враг был окончательно остановлен на рубеже р. Свири.
Севернее, на мурманском направлении, продолжала действовать немецкая армия «Норвегия», стремившаяся овладеть незамерзающим портом Мурманском и Кировской железной дорогой. Бои здесь то ожесточались, то затихали. Войска 14-й армии Северного фронта, включенные в конце августа в Карельский фронт, взаимодействуя с моряками Северного флота, срывали все попытки армии «Норвегия» захватить Мурманск и выйти к железной дороге на Кольском полуострове.
Одновременно флот вел боевые действия на море, охраняя как внутренние, так и внешние северные коммуникации. До конца года подводные лодки Северного флота потопили более 30 вражеских судов.
Попытки командования группы армий «Север» двумя дивизиями прорвать оборону на рубеже Тарту, Пярну не удались, и сюда были переброшены еще три дивизии. Это облегчало оборону советских войск на других участках, но в Эстонии положение осложнилось. Действуя здесь теперь пятью дивизиями, противник расчленил ослабленную 8-ю армию, оттеснил ее 11-й корпус к Нарве, а 10-й — к Таллину.
Ожесточенные бои за Таллин продолжались до 27 августа. К тому времени стало ясно, что противник блокирует эстонскую столицу, создавая угрозу базе Балтийского военно-морского флота. Советские корабли, отражая непрерывные налеты фашистской авиации и неся потери, совершили переход из Таллина в Кронштадт. Туда прибыло около 200 кораблей с войсками и личным составом флота.
Балтийские моряки большей частью влились в сухопутные соединения, защищавшие Ленинград. Мощные корабельные орудия приняли участие в контрбатарейной борьбе с вражеской артиллерией и при отражении гитлеровского наступления. Врагу не удалось ни уничтожить Краснознаменный Балтийский флот, ни захватить Кронштадт.
Части советских войск, несмотря на тягчайшие условия, удерживали Моонзундские острова до 20 октября и полуостров Ханко до 5 декабря 1941 г. Критические для обороны Ленинграда дни наступили в августе — сентябре.
Перегруппировав и значительно пополнив свои силы, группа армий «Север» после длительной паузы возобновила наступление на Ленинград. Ее войска прорвали Лужскую линию обороны на кингисеппском участке и северо-западнее оз. Ильмень. За месяц наступления они вышли к Финскому заливу в районе Стрельны и через Чудово, Мгу — к Ладожскому озеру. Враг достиг Колпина, Пушкина, Пулковских и Дудергофских высот. 8 сентября, захватив Шлиссельбург, он блокировал Ленинград с суши.
Началась длительная борьба города-героя в условиях блокады. На его улицы обрушивались тяжелые артиллерийские снаряды. Героические защитники Ленинграда стойко противостояли натиску врага. Душой обороны города была его партийная организация, во главе которой стояли А. А. Жданов, А. А. Кузнецов, Я. Ф. Капустин и др. Резко усилив авиационные налеты с целью терроризировать
защитников города, противник оттеснил их на рубеж Лигово, Пулково. Но на этом и выдохлось наступление группы армий «Север».
В течение 80 суток рвался противник к Ленинграду. Но в результате героического сопротивления защитников города, наносивших гитлеровцам тяжелые потери, наступление врага ослабевало. До 10 июля он продвигался со средней скоростью 26 км в сутки, затем — по 5 км, а в августе — по 2,2 км. С середины сентября его продвижение исчислялось сотнями метров, пока не застыло окончательно. К концу сентября фронт на ближних подступах к Ленинграду стабилизировался.
Группе армий «Север» удалось захватить Литву, Латвию, Эстонию и значительную часть Ленинградской области, но своей основной стратегической цели она не достигла. Город Ленина был неприступен. Вследствие этого группа армий «Север» не могла быть повернута на Москву. На московское направление была переброшена лишь часть сил 4-й танковой группы, а 16-я и 18-я армии оказались скованными и перешли к обороне. Они были растянуты на непомерно широком фронте от Финского залива у Копорья до глухих лесов у г. Холма, понесли невосполнимые потери, их ударная сила иссякала. Ленинград, который наряду с Москвой и Киевом был одной из трех важнейших целей наступления гитлеровской армии, не был взят, а это уже означало подрыв основ плана «Барбаросса».
Стремясь выиграть войну, Гитлер и командование вермахта наращивали усилия на главном, московском направлении. | |
Просмотров: 794 | |