Снабдить войска продуктами питания, накормить население в тылу, дать промышленности необходимое сырье и помочь государству создать в стране устойчивые резервы хлеба и продовольствия — таковы были требования, предъявленные войной к сельскому хозяйству. Место и значение сельскохозяйственного производства в военной экономике Советского государства определялись известным указанием В. И. Ленина о том, что «Красная Армия не может быть крепкой без больших государственных запасов хлеба, ибо без этого нельзя ни передвигать армию свободно, ни готовить ее как следует. Без этого нельзя содержать рабочих, работающих на армию». Советской деревне пришлось решать столь сложные экономические задачи в исключительно трудных и неблагоприятных условиях. Война оторвала от мирного труда наиболее трудоспособную и квалифицированную часть тружеников села. Для нужд фронта понадобилось большое число тракторов, автомашин, лошадей, что значительно ослабило материально-техническую базу сельского хозяйства.
На Украине, где началась жатва хлебов, были сразу же взяты для армии 9300 тракторов. Колхозы Западной Сибири направили па фронт 6 тыс. тракторов (почти весь наличный парк недавно полученных тяжелых дизельных машин) и около 147 тыс. рабочих лошадей (почти 20% всего конского поголовья). А общее число тракторов в МТС к концу 1941 г. уменьшилось с 683,8 тыс. (в 15-сильном исчислении) до 441,8 тыс. Поставку новых машин, запасных частей промышленность прекратила; резко также сократилось снабжение горючим, смазочными материалами, минеральными удобрениями. Огромный ущерб сельскому хозяйству нанесли непосредственно военные действия. Уже вскоре после начала войны врагу удалось временно захватить важные сельскохозяйственные районы. На территории, попавшей под оккупацию, до войны проживало около 40 %;, всего населения страны, две трети которого составляли жители села. Здесь находилось 47 % посевных площадей, производилось более половины всей продукции земледелия и животноводства.
Первое военное лето было особенно трудным. Нужно было привести в действие все резервы села, чтобы в максимально сжатые сроки убрать урожай и провести государственные заготовки и закупки хлеба. Этого прежде всего и добивались Коммунистическая партия и Советское правительство. Осень принесла новые заботы. В начале сентября 1941 г. в связи с мобилизацией в Красную Армию части тракторов СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) приняли решение сократить тракторные работы МТС на 1941 г. Местным земельным органам ввиду создавшегося положения было предложено использовать на нолевых работах всех колхозных лошадей и волов с тем, чтобы обеспечить полное выполнение плана по уборке, осеннему севу, подъему зяби. В колхозных планах уборки урожая предусматривалось ввиду нехватки машин всемерно использовать простейшие технические средства и ручной труд.
Каждый день работы в поле летом и осенью 1941 г. был отмечен самоотверженным трудом тружеников села. Колхозники, отбросив привычные нормы мирного времени, работали от зари до зари. «День — год кормит». Значение этой народной поговорки приобрело во время войны особенно глубокий смысл. Трудовой подьем работников села явился выражением их патриотизма и готовности преодолеть любые трудности во имя победы. Женщины, подростки, давпо находившиеся на покое старики — все были в поле, где развертывалось сражение за хлеб. В Центральный Комитет партии непрерывно поступали донесения о ходе уборки.
В Чкаловской области в большинстве колхозов не было случаев невыхода женщин па работу. Из 4 тыс. колхозниц Белозерского района, например, только 173 не работали из-за беременности или по болезни. В сельхозартели имени Ворошилова Краснохолмского района 70 колхозниц в возрасте от 40 до 75 лет, до войны почти не участвовавшие в полевых работах из-за многодетности или пре клонного возраста, в первом военном году убирали хлеб серпами, выполняя нормы на 120—130%.
Повсеместно значительно повысилась трудовая активность в колхозной деревне, значительно возросла нагрузка на каждого работающего. Максимально уплотнялся рабочий день, сокращались простои.
В 1941 г. в период сбора первого военного урожая в колхозах тыловых районов конными машинами и вручную было убрано 67 % колосовых, в совхозах —13%.
В связи с нехваткой техники значительно увеличилось использование рабочего скота. Машины и орудия конной тяги сыграли большую роль в поддержании сельскохозяйственного производства в годы войны.
Повышение удельного веса ручного труда и простейших машин на полевых работах сочеталось с максимальным использованием наличного парка тракторов и комбайнов.
Особенно это относилось к прифронтовым районам. Так, па Украине под руководством местных партийных и советских органов были использованы все средств'а и возможности МТС, колхозов и совхозов для быстрейшего окончания жатвы хлеба. Работа на полях нередко проходила под обстрелом и бомбежками вражеской авиации. На большей части территории республики колхозы успешно выполнили государственный план поставок хлеба, полностью обеспечили продовольствием войска Юго-Западного и Южного фронтов.
Уборочные работы на Украине в 1941 г. по климатическим условиям начались позже, чем в 1940 г., несмотря на это, в шести южных областях УССР на 15 июля 1941 г. были убраны зерновые с 959 тыс. га против 415,3 тыс. га на ото же число в 1940 г. Вывезенный с Украины хлеб составил приблизительно восьмую часть всех зерновых, заготовленных в 1941 г. в тыловых районах страны.
Справились со своими задачами и другие прифронтовые районы. Здесь в совхозах, МТС и колхозах по мере приближения вражеских войск создавались группы из коммунистов и беспартийного актива, ответственные за( эвакуацию. Прямо с уборки, сгруппированные в колонны, уходили на восток тракторы, комбайны и другая сельскохозяйственная техника. Двигались гурты скота. Все, что невозможно было вывезти, разбирали и прятали в лесах, закапывали, отдавали на сохранение колхозникам.
Для усиления темпов уборки урожая в прифронтовых районах были приняты чрезвычайные меры. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 2 октября 1941 г. определяло, что колхозы и совхозы прифронтовой полосы должны сдавать государству лишь половину собранного урожая.
В создавшейся обстановке главная тяжесть решения продовольственной проблемы легла на восточные районы. Чтобы по возможности компенсировать потери сельского хозяйства Центральный Комитет ВКП (б) 20 июля 1941 г. утвердил план увеличения озимого клина зерновых культур в областях Поволжья, Сибири, Урала и Казахской ССР.
Было принято решение расширить посевы зерновых культур в районах хлопководства — в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Киргизии, Казахстане и Азербайджане.
Был взят также курс на то, чтобы превратить так называемые потребляющие районы в производящие. В восточных районах должно было получить развитие производство огородных и трудоемких технических культур, в первую очередь свеклы, чтобы в какой-то мере компенсировать потери.
Последовательное проведение разработанной партией военнохозяйственной программы в области сельского хозяйства проявилось в ряде крупных мероприятий.
В частности, в постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 17 ноября 1941 г. «О производстве и ремонте тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и плане сельскохозяйственных работ на 1942 год» в качестве неотложной меры намечалось возможно быстрее"8фганизовать производство тракторов и комбайнов. В связи с этим были предприняты меры по ускорению, ввода в эксплуатацию строившегося Алтайского тракторного завода и восстанавливаемого в Красноярске запорожского комбайнового завода «Коммунар».
В целях ускорения темпов уборки всех сельскохозяйственных культур до заморозков СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли 24 сентября постановление о материальном стимулировании колхозников сибирских областей и северных областей Казахской ССР, занятых на полях ручным трудом.
Особое внимание в постановлениях партии и правительства уделялось проблеме кадров, от решения которой в конечном счете зависела перестройка сельского хозяйства. Для возмещения убыли рабочей силы необходимо было вовлечь в общественное производство все практически трудоспособное население деревни, включая подростков и стариков. Женщина становилась главной силой в колхозах, совхозах и МТС. Вся тяжесть нелегкого крестьянского труда ложилась на ее плечи. Женщины и молодежь допризывного возраста стали основным резервом комплектования механизаторских кадров. Крупное механизированное сельское хозяйство нуждалось не только в квалифицированной рабочей силе, но и в умелых организаторах производства.
Между тем уже в первые месяцы войны в армию было призвано почти две трети председателей колхозов. В Кировской области, например, с 1 июля по 1 октября 1941 г. сменилось, главным образом вследствие призыва в армию, свыше половины всего состава председателей колхозов.
В соответствии с указанием ЦК ВКП(б) председателями колхозов во многих случаях были выдвинуты из числа колхозного актива женщины, ставшие подлинными вожаками колхозных масс. Тысячи женщин-активисток, лучших производственниц, возглавив сельсоветы и артели, успешно справились с порученным делом.
Преодолевая огромные трудности, вызванные условиями войны, советское крестьянство, руководимое партией, самоотверженно выполняло свой долг перед страной. | |
Просмотров: 1368 | |