Быстрые темпы создания главного арсенала страны на востоке могли быть обеспечены лишь успешным перемещением в глубокий тыл предприятий наркоматов боеприпасов, вооружения, авиационной промышленности и других отраслей. Это особо подчеркивалось в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) о вводе в действие военно-хозяйственного плана на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г.
Вынужденная эвакуация в военное время людей, предприятий, материальных ценностей, продовольствия, запасов стратегического сырья и многого другого из опасной прифронтовой зоны — явление не новое. Оно имело место, в частности, в России еще в первую мировую войну. Но никогда еще ни одному воюющему государству не удавалось осуществить так целеустремленно, по плану и с таким поразительным результатом гигантскую эвакуацию производительных сил, как это было сделано Советским Союзом.
Великим перемещением непосредственно руководили ЦК ВКП(б) и Государственный Комитет Обороны. Для повседневной работы по проведению перебазирования производительных сил 24 июпя 1941 г. был образован Совет по эвакуации. По мере реализации военно-хозяйственного плана возникла необходимость усилить состав этого органа хозяйственными работниками и представителями профсоюзов. По постановлению ГКО от 16 июля 1941 г. Совет по эвакуации был реорганизован. В его состав вошли первый секретарь ВЦСПС Н. М. Шверник (председатель), заместитель председателя СНК СССР А. Н. Косыгин, парком химической промышленности М. Г. Первухин, заместитель председателя СНК СССР и нарком внешней торговли А. И. Микоян, председатель Госплана СССР М. 3. Сабуров и др.
26 сентября 1941 г. ddh Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения, которым руководил заместитель председателя СНК РСФСР К. Д. Памфилов. Управление располагало значительным аппаратом в центре и на местах. Общее число его уполномоченных в союзных республиках, областях и краях вместе со штатными работниками, осуществлявшими массовую эвакуацию населения, составляло на 1 января 1942 г. 2757 человек. Совет по эвакуации разрабатывал порядок и очередность перемещения людей и материальных ценностей, планировал сроки формирования и отправки эшелонов и пункты выгрузки в? восточных районах. Его постановления, утвержденные правительством, были обязательны для хозяйственного руководства, партийных, советских органов и военных советов фронтов, войска которых прикрывали районы и области, подлежавшие эвакуации.
27 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». Это постановление было затем дополнено директивой ГКО от 7 августа 1941 г. Она требовала при размещении эвакуируемых предприятий на новых местах преимущество во всех отношениях отдавать тем из них, которые выпускали военную продукцию, а также заводам цветной! и специальной черной металлургии, химической промышленности.
На местах эвакуацией населения и государственных ценностей руководили республиканские, областные, городские и районные советские и партийные органы. Их деятельность координировали уполномоченные Совета по эвакуации. Своих специальных представителей на местах имели также отраслевые наркоматы, практически руководившие демонтажем и погрузкой промышленного оборудования.
По предложению ряда наркоматов (черной металлургии, судостроительной промышленности, тяжелого и среднего машиностроения, по строительству) ЦК ВКП(б) принял 2 июля 1941 г. решение вывезти броневой стан мариупольского завода имени Ильича на Магнитогорский завод. На следующий день Государственный Комитет Обороны, утвердив' план выпуска основного артиллерийского и стрелкового оружия, приборов и патронов, решил переместить 26 заводов Наркомата вооружения из Москвы, Тулы, Ленин града и прифронтовых районов Украины в города Южного Урала, Поволжья и Сибири.
5 июля СНК СССР постановил вывезти из центральных областей в Западную Сибирь часть кадров и оборудования для производства авиаприборов. Наркомату среднего машиностроения было предписано создать на Урале и в Поволжье заводы-дублеры по изготовлению танковых дизелей и моторов. С этой целью в Челябинскую область полностью вывозились Харьковский дизелестроительный завод и дизельные цехи ленинградского Кировского и Харьковского тракторного заводов. Одновременно на производство танковых моторов был переведен Горьковский завод.
7 августа ГКО постановил перебазировать на Урал отдельные цехи металлургических заводов «Серп и молот» и «Электросталь», выпускавших качественную сталь. Оборудование фасоннолитейного цеха завода «Серп и молот» направлялось в Магнитогорск, а цеха холодного проката — на Нижне-Тагильский завод имени Куйбышева. На Магнитогорский комбинат перевозились электропечи двух цехов и часть прокатного оборудования с завода «Электросталь». Оборудование же термического, калибровочного, кузнечного, молотового цехов, трех дуговых и одной высокочастотной печи направлялось для установки на Златоустовском заводе.
По указанию ГКО, одним из первых среди крупнейших промышленных центров Украины массовую эвакуацию заводов и фабрик, научных учреждений и институтов начал в силу сложившейся военной обстановки Киев. В течение двух месяцев в столице Украины удалось демонтировать и полностью вывезти в различные районы глубокого тыла 197 предприятий, в том числе 64 союзного подчинения. В городе остались только те предприятия, без которых невозможно было обеспечить оборону и нормальную жизнь населения.
Массовая эвакуация из Приднепровья и Донбасса началась в первых числах августа, когда обозначилась угроза выхода вражеских войск к Днепру.
7 августа 1941 г. приказ эвакуироваться получили предприятия Днепропетровска. В их числе был крупнейший в стране трубопрокатный завод имени Ленина. Его продукция была крайне необходима для производства почти всех видов боевой техники, боеприпасов и вооружения. Одновременная эвакуация многих заводов и фабрик затруднила работу железнодорожного транспорта: не хватало вагонов и паровозов. Тогда руководители трубопрокатного завода решили вывозить самое ценное оборудование, а оставшееся разукомплектовать. И это было сделано столь умело, что предпринятые впоследствии гитлеровцами попытки наладить производство в трубном цехе оказались тщетными.
18 августа началась эвакуация предприятий, расположенных на левом берегу Днепра. Именно здесь находился известный далеко за пределами страны завод но производству качественной стали «Запорожсталь». Для его эвакуации потребовалось около 12,5 тыс. вагонов. Вывозить уникальные листопрокатные станы этого завода запорожцам помогали прибывшие из Донбасса рабочие-металлурги. Основная часть оборудования весом 50 тыс. т и стоимостью около 200 млн. руб. была эвакуирована на Урал, где вскоре была восстановлена и вступила в эксплуатацию.
Перебазированием промышленности Запорожья по заданию ГКО руководил член ЦК ВКП(б) председатель СНК УССР Л. Р. Корниец, уполномоченным по эвакуации металлургических заводов был заместитель наркома черной металлургии А. Г. Шереметьев. Демонтаж происходил в непосредственной близости от противника. Вражеская артиллерия пыталась сорвать эти работы. Но 9 тыс. рабочих и инженерно-технических работников, участвовавших в демонтаже заводов, продолжали делать свое дело.
Вспоминая об этих днях, А. Г. Шереметьев писал: «Сорок шесть дней части Советской Армии удерживали немецко-фашистские войска на нравом берегу Днепра. Сорок пять дней длилась эвакуация заводов Запорожья. Только 3 октября 1941 г., в день оставления Запорожья, с заводов ушли рабочие и инженеры... Было полностью вывезено оборудование заводов, а также огромное количество материалов — всего 320 тыс. т грузов, на что потребовалось около шестнадцати тысяч вагонов...» 1
Осенью началась эвакуация промышленных предприятий Харьковщины и Донбасса. Всего с Украины с июля по октябрь 1941 г. было перебазировано около 500 крупных промышленных предприятий. Только заводами наркоматов станкостроения, тяжелого и среднего машиностроения было вывезено почти 9,5 тыс. станков.
Белоруссия в дни, когда многие ее районы находились уже в руках оккупантов, эвакуировала из угрожаемой зоны 109 предприятий.
Особенно трудно и сложно было вывезти оборудование электростанций. Прекращение их работы препятствовало демонтажу заводов. Кроме того, в электроэнергии нуждались прифронтовые госпитали, хлебопекарни, водокачки, предприятия коммунального хозяйства городов. Поэтому электростанции эвакуировались в последнюю очередь, что неизбежно вело к потерям Еденного, остро необходимого народному хозяйству оборудования.
Так, с Украины была вывезена с 1 июля по 1 декабря 1941 г. лишь часть намеченного — 72 паровые турбины общей мощностью 1,6 млн. квт, 75 турбогенераторов и 83 паровых котла. С Днепровской ГЭС успели отправить на восток только отдельные части трех гидротурбин. 9 паровых турбин и 37 паровых котлов остались на территории, занятой врагом. Почти все агрегаты были выведены из строя, и враг не смог ими воспользоваться. В условиях воздушных налетов вывозилось оборудование мощных электростанций Донбасса и, в частности, крупнейшей из них — Зуевской ГРЭС. Не успевали эвакуироваться и некоторые предприятия. Много ценных грузов терялось в пути под огнем врага или по другим причинам.
Однако в целом процесс эвакуации проходил успешно. Гитле-ровцам не удалось помешать эваЕЕуации и оборонных заводов Ленинграда. С 11 июля 1941 г. до начала октября отсюда в глубокий тыл было вывезено полностью или частично 86 крупных предприятий. Отправка на восток оборудования Кировского и Ижорского заводов продолжалась в октябре и даже в ноябре 1941 г. Трудный и долгий путь проделали ленинградские танкостроители от родного города до Челябинска и Свердловска. Й уже в конце 1941 г. Восстановленные на востоке ленинградские заводы начали посылать на фронт тяжелые танки КВ.
Перебазирование отдельных предприятий Москвы и Московской области, в первую очередь машиностроительных, началось уже в июле 1941 г. Количество вывозимого оборудования нарастало с каждой неделей. 1 августа 1941 г. было принято решение эвакуировать 103 машиностроительных, станкостроительных и инструментальных предприятия столицы и области. Из многих мест, в том числе из Москвы и Ленинграда, вывозилось лишь оборудование наиболее важных цехов, необходимое для усиления уже действовавших в глубоком тылу заводов или для развертывания там предприятий-дублеров. Отправка эвакуационных грузов на железных дорогах достигла максимального уровня в июле — 10 тыс. вагонов в сутки.
К 30 ноября 1941 г. из Москвы и Московской области эвакуировалось 498 промышленных предприятий союзного и союзно-респуб-лнканского подчинения, не считая других предприятий. Отгружено было свыше 100 тыс. различных металлорежущих станков и кузнечно-прессовых установок, около 240 тыс. т черных и цветных металлов и различных материалов. 25 октября 1941 г., в момент наиболее критического положения на фронте, когда враг угрожал захватом Москвы и прорывом под Тихвином и Ростовом, под председательством А. И. Микояна был создан Комитет по эвакуации из прифронтовой полосы запасов продовольствия, сырья и промышленных товаров, а также оборудования текстильных, обувных, швейных, табачных фабрик и мыловаренных заводов, хлеба из угрожаемых районов Северного Кавказа, Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Рязанской и Московской областей.
После улучшения обстановки на фронте Совет по эвакуации 19 декабря 1941 г. был ликвидирован, а его аппарат передан созданному шесть дней спустя Комитету по разгрузке железных дорог от транзитных и других грузов. Этот комитет должен был ускорить продвижение эшелонов с эвакуируемыми грузами и обеспечить ликвидацию образовавшихся «пробок», что было необходимо и для нормальной работы транспорта. Председателем комитета был назначен А. И. Микоян, членами — А. Н. Косыгин, Н. А. Вознесенский, А. В. Хрулев, Л. М. Каганович.
С июля по декабрь 1941 г. из угрожаемых районов было перебазировано 2593 предприятия, в том числе 1523 крупных; из них в районы Поволжья — 226, на Урал — 667, в Западную Сибирь — 224, в Казахстан и Среднюю Азию — 308. Некоторое число предприятий было эвакуировано в республики Закавказья и в Восточную Сибирь. Для перевозок эвакогрузов за шесть месяцев потребовалось 1,5 млн. вагонов.
За это же время в тыл было переправлено по железным дорогам более 10 млн. человек и водным транспортом — 2 млн. человек. Одновременно с эвакуацией промышленных предприятий велась огромная работа по перемещению имущества колхозов, совхозов и МТС. Из Белоруссии, с Украины, из ряда областей РСФСР спешно вывозились сельскохозяйственная техника, зерно, перегонялись на восток гурты скота. Передвижение проходило в тяжелых условиях, когда надо было преодолеть большое количество водных преград, часто под ударами вражеской авиации. Обозам нужно было пройти сотни, а с Украины и Белоруссии — до 1,5 тыс. км. И они прошли. В 1941 г. колхозы тыловых районов приняли 2393,3 тыс. голов скота, перегнанного из западных районов страны.
Советские люди в тылу под руководством Коммунистической партии совершили трудовой подвиг, равного которому не знала история человечества. Осуществленное в столь короткий срок, в неслыханно трудных условиях войны, массовое перемещение за многие тысячи километров миллионов людей и сотен предприятий явилось крупным стратегическим выигрышем Советского государства. Расчеты гитлеровцев на захват важных промышленных центров в западных районах СССР с целью подрыва его экономической мощи потерпели крах. Проведенная эвакуация позволила Советскому Союзу сохранить необходимую для завоевания победы материально-техническую базу и этих районов. | |
Просмотров: 1796 | |