Перестройка деятельности научных учреждений СССР в начале Великой Отечественной войны

Советское государство сумело преодолеть огромные хозяйственные трудности, которые обрушились на него в первые месяцы войны, и найти необходимые материальные и трудовые ресурсы для решения стоящих перед военной экономикой задач. В борьбу за усиление военно-экономической мощи страны внесли свой вклад и советские ученые.

 

Советская наука, служащая самым высоким идеалам человечества — построению нового общественного строя — коммунизма, перед Великой Отечественной войной переживала, как и экономика страны, процесс бурного развития. Число научных учреждений, составлявших единую стройную систему, достигло 1821, среди которых было 786 крупных научно-исследовательских институтов.

 

Высшее научное учреждение — Академия наук СССР имела в своем составе восемь отделений: физико-математических, химических, биологических, геолого-географических, технических наук, истории и философии, экономики и права, литературы и языка. Значительный размах получила деятельность Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина и Академии архитектуры. Кроме того, существовала сеть отраслевых научных центров, среди которых были такие крупные, как Государственный оптический, Всесоюзный электротехнический, Центральный аэро-гидродинамический институты, Всесоюзный институт минерального сырья и др.

 

За годы Советской власти были созданы также научные учреждения, способствовавшие развитию экономики и культуры национальных республик. На Украине, в Белоруссии и Грузии успешно вели работу республиканские академии наук. В Азербайджанской, Армянской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР были открыты филиалы Академии наук СССР.

 

Советская наука располагала многочисленными кадрами. Выращенный за годы предвоенных пятилеток отряд советской научной интеллигенции насчитывал 98 тыс. человек. Из них в исследовательских учреждениях было занято 26400 научных работников. Научные центры были оснащены первоклассным оборудованием. Первый в Европе циклотрон, например, был сооружен еще до войны в Радиевом институте.

 

Основой деятельности советской науки были связь с жизнью, участие в народнохозяйственном и культурпом строительстве, плановость разработки научных проблем. Ученые проникали в тайны строения материи, изучали природные богатства и производительные силы страны. Решение крупных народнохозяйственных задач носило комплексный характер. Для советской науки была характерна мирная направленность научных исследований.

 

Начавшаяся война не дезорганизовала деятельность науки, а лишь во многом изменила ее направление. Созданная за годы Советской власти мощная научно-техническая база, разветвленная сеть исследовательских учреждений, квалифицированные кадры обеспечили возможность быстро направить работу советской науки на удовлетворение нужд фронта.

 

С первых дней войны все паучпые учреждения страны приступили к перестройке своей работы в соответствии с новыми требованиями. Решение об этом было принято уже 23 июня 1941 г. на внеочередном расширенном заседании Президиума Академии наук СССР. Оно обязывало все отделения и научные учреждения Академии наук безотлагательно пересмотреть тематику и методы исследовательских работ, нацелив всю творческую инициативу и энергию научных работников па выполнение задач по укреплению» военной мощи страны.

 

Советские ученые включились в оборонную работу. Как и весь народ, они были охвачены стремлением отстоять свободу и независимость Родины. Академик П. Л. Капица, выступая на антифашистском митинге, заявил о решимости советских ученых отдать все свои силы и знания обороне страны. Президент Академии наук СССР академик В. Л. Комаров писал: «Участие в разгроме фашизма — самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой, и этой задаче посвящены знания, силы и сама жизнь советских ученых» '. Академик А. М. Терпигорев впоследствии вспоминал: «Конечно, мой возраст не позволял мне принять непосредственное участие на фронте Великой Отечественной войны. Но я с первого же дня войны счел себя мобилизованным и твердо решил все свои силы и знания до конца отдать великому делу победы над врагом»1 2.

 

Многие ученые ушли на фронт и с оружием в руках защищали Родину. Из числа сотрудников одной только Академии наук СССР в ряды армии вступило свыше 2 тыс. человек.

 

Первоочередная задача научных учреждений состояла в том, чтобы в самые сжатые сроки поставить свои исследования на службу делу обороны страны. Однако начавшуюся перестройку работы на военный лад многим научным учреждениям пришлось вести в трудных условиях эвакуации. В связи с обстановкой военного времени на восток перебазировались исследовательские центры западных районов страны, а также Ленинграда и Москвы. В первую очередь перебазировались физико-математические, химические и технические учреждения. Они разместились в основном в Казани, где им было передано здание университета с его лабораториями и жилыми корпусами. В Казань прибыли из Ленинграда Физико-технический институт и Институт химической физики. Геологические учреждения выехали на Урал, биологические — во Фрунзе, а гуманитарные — в Ташкент и Алма-Ату. Ученые, оставшиеся в Ленинграде, принимали активное участие в обороне родного города.

 

Украинская Академия наук разместилась в Уфе и некоторых^ промышленных городах Урала, Академия архитектуры — в Чимкенте. Многочисленные отраслевые научпо-исследовательские учреждения были эвакуированы в восточные районы вместе со своими наркоматами и предприятиями, которые они обслуживали. Например, Государственный оптический институт разместился в Йошкар-Оле, Центральный аэрогидродинамический институт — в Новосибирске, Всесоюзный электротехнический институт— в Свердловске и т. д.

 

Все это в немалой степени способствовало тому, что, несмотря на большие трудности, связанные с эвакуацией научных учреждений и их сложной экспериментальной базы, они в первые же месяцы войны сумели перестроить свою работу.

 

Перестройка работы научных учреждений облегчалась высоким уровнем исследований и связью науки с ведущими отраслями народного хозяйства и военной промышленностью. Еще в мирное время в работах исследовательских учреждений военная тематика занимала определенное место. Разрабатывались сотни тем по заданиям наркоматов обороны и военно-морского флота. Академия наук, например, вела исследования в области создания авиационного топлива, радиолокации, защиты кораблей от мин и др.

 

Дальнейшему расширению контактов науки с военной промышленностью способствовало и то, что в результате эвакуации исследовательские учреждения оказались в центре экономических районов страны, в которых было сосредоточено основное производство вооружения и боеприпасов.

 

Вся тематика научных работ сосредоточивалась в основном в трех направлениях: 1) разработка военно-технических проблем; 2) научная помощь промышленности в улучшении и освоении нового военного производства; 3) мобилизация сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замена дефицитных материалов местным сырьем.

 

Уже к осени 1941 г. крупнейшие научно-исследовательские центры страны подготовили свои предложения по этим вопросам. В начале октября вице-президент Академии наук О. 10. Шмидт представил в руководящие органы тематические планы работы академических институтов. Центральный Комитет партии и Советское правительство рассмотрели их и одобрили.

 

Мобилизуя силы на решение проблем, имеющих оборонное значение, научные учреждения выработали новую организационную форму работы — специальные комиссии, каждая из которых координировала деятельность нескольких крупных коллективов ученых. Комиссии помогали оперативно решать многие вопросы военного производства и научно-технической помощи фронту, теснее увязывали работу исследовательских учреждений с запросами военной экономики.

 

Огромную работу но мобилизации ресурсов Урала развернула комиссия, организованная 23 августа 1941 г. в Свердловске президентом Академии наук СССР академиком В. Л. Комаровым. В ее составе были группы специалистов по важнейшим отраслям народного хозяйства страны. Они возглавлялись видными учеными. Так, группой по черной металлургии руководил академик Э. В. Бриц-ке, цветной металлургии—член-корреспондент АН СССР Д. М. Чижиков, нерудных ископаемых — профессор Р. Л. Певзнер, транспорта и энергетики — академик В. Н. Образцов, член-корреспондент АН СССР В. И. Вейц и профессора Б. Г. Кузнецов и Н. Н. Ко-лосовский, сельского хозяйства — профессор И. П. Герасимов. Комиссию в целом возглавлял академик В. Л. Комаров. Его заместителем был академик И. П. Бардин.

 

В своей работе ученые были тесно связаны с руководящими партийными органами, которые направляли их деятельность и постоянно им помогали. 8 октября 1941 г. Свердловский обком ВКП(б) обязал все партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские организации области оказывать Комиссии академика Комарова самую активную помощь и содействие во всей ее деятельности.

 

С целью разработки мероприятий по расширению производства и изысканию сырьевых ресурсов ученые провели анализ состояния важнейших отраслей народного хозяйства Урала. В ходе этой работы они налаживали и укрепляли связи с промышленными предприятиями, наркоматами черной металлургии, электропромышленности, цветных металлов и другими учреждениями. В течение октября — ноября 1941 г. был составлен план неотложных мероприятий по черной и цветной металлургии, строительным материалам, лесохимии, топливоснабжению, электроэнергетике, водному хозяйству, железнодорожному транспорту и сельскому хозяйству Урала. К его подготовке было привлечено большое число учреждений и более 100 научных работников.

 

12 декабря 1941 г. план мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны был доставлен в Москву академиком И. П. Бардиным и доложен правительству. Реализация рекомендаций ученых позволяла промышленным предприятиям Урала в самый короткий срок удвоить выпуск продукции по сравнению с 1941 г. За работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны» академикам В. Л. Комарову, И. П. Бардину, Э. В. Брицке, В. Н. Образцову, С. Г. Струмилину, Л. Д. Шевякову, членам-корреспондентам АН СССР В. И. Вейцу, Д. М. Чижикову, профессорам Н. Н. Коло-совскому, В. П. Козлову, Б. Г. Кузнецову, Р. Л. Певзнеру, А. Е. Пробсту, научным сотрудникам В. М. Гальперину, М. К. Рас-цветаеву, В. В. Рикману, Б. А. Гуревичу, И. А. Дорошеву, М. А. Стекольникову в 1942 г. была присуждена Государственная премия 1-й степени. И это было лишь начало огромной по размаху деятельности советских ученых во имя победы над врагом.

 

С тем же упорством, героизмом и самоотверженностью, с какими воины на фронте отстаивали боевые рубежи, советские люди в тылу, сплоченные вокруг Коммунистической партии и руководимые ею, находили новые источники материальных ресурсов для борьбы с врагом, вводили в действие все новые и новые фабрики и заводы. Производство военной продукции непрерывно возрастало. Фронт получал все больше боевой техники.

Категория: История | Добавил: fantast (13.12.2018)
Просмотров: 884 | Рейтинг: 0.0/0