В разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой внесли свой вклад и советские партизаны. Их смелые боевые действия помогали как при отражении ударов рвавшегося к столице противника, так и в период контрнаступления и последующего общего наступления Красной Армии.
В то время, когда шла битва под Москвой, в тылу наступающих войск группы армий «Центр» оперировали сотни партизанских отрядов (свыше 30 тыс. человек) и большая армия подпольщиков. Они оказывали помощь Красной Армии, срывали оперативные и снабженческие перевозки противника, уничтожали его живую силу и технику, отвлекали от фронта войска для охраны путей сообщения, создавали невыносимые условия для оккупантов, подрывали боевой дух вражеских солдат и офицеров. Партизанские операции поставили, по словам Гудериана, немецко-фашистское «командование перед совершенно незнакомыми до сего времени проблемами... Партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на моральный дух фронтовых солдат» ’.
Защищая родную Москву, партизаны проявляли массовый героизм и бесстрашие. Гордостью Волоколамского отряда был отважный подрывник Илья Кузин. Бессмертные подвиги в эти дни совершили верные сыны и дочери великого русского народа Шура Чекалин, Зоя Космодемьянская, Вера Поршнева и многие другие, чьи имена стали символом героизма и бесстрашия в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. Политотдел 329-й стрелковой дивизии доносил 16 января 1942 г., что «в селе Петрищево фашисты повесили женщину-коммунистку, которая висела в течение двух месяцев, так как гитлеровцы не разрешали ее похоронить...» '. Никто тогда еще не знал, кто она, но все считали ее коммунисткой. И не ошиблись. Ибо вскоре ее имя — Зоя Космодемьянская — стало известно всему миру как символ верности коммунизму.
В Московской области партизаны Верейского района помогли выйти из окружения 1300 красноармейцам, 200 командирам и мотострелковому батальону с материальной частью. Лотошинский и Осташевский партизанские отряды неоднократно выполняли боевые задания прославленных защитников Москвы генералов Л. М. Доватора и И. В. Панфилова.
Одним из самых замечательных ударов партизан Подмосковья по гитлеровцам в этот период была Угодско-Заводская операция. Четыре партизанских отряда вместе с подразделением 17-й стрелковой дивизии в ночь на 24 ноября нанесли удар по штабу 12-го армейского корпуса врага. *
Партизаны действовали в районе Можайска, в самой гуще расположения войск группы армий «Центр». Они минировали пути, взрывали танки, обстреливали автомашины врага. В районе Малоярославца партизаны разгромили фашистский штаб. Жители Рузы приметили, где немцы устанавливали мины, и помогли советским саперам их обезвредить.
Юноши исторического села Шевардина спрятали шесть станковых пулеметов и передали их Красной Армии. Сын председателя колхоза 14-летний Коля Строганов выводил из строя немецкие машины; он же со сверстниками подобрал в лесу и спрятал четыре станковых пулемета, пять винтовок, патроны, телефонные аппараты и передал их советским бойцам. Когда на подступах к Ясепке вражеский пулемет заставил залечь наших бойцов, жители села во главе с 60-летним Ф. М. Дубковым, подкравшись, убили пулеметчиков кольями.
Развитие партизанского движения способствовало дезорганизации тыла гитлеровских войск на всех направлениях советско-германского фронта. В Московской области на оккупированной территории на всех железнодорожных магистралях движение было дезорганизовано. Партизаны постепенно переходили ко все более крупным операциям. Важным шагом на этом пути было объединение мелких формирований в более крупные.
Так, по решению Ленинградского обкома партии и командования Северо-Западного фронта все отряды южных районов области слились в три крупные бригады. Процесс укрупнения, налаживания координации боевых действий несколько позже происходил и в других районах. Благодаря объединению боевых усилий отрядов Ленинградской и Калининской областей в лесисто-болотистых районах юго-западнее оз. Ильмень был создан первый «партизанский край». Партизаны очистили от врага более 300 населенных пунктов Дедовичского, Поддорского и Ашевского районов, за короткий срок восстановили 30 сельсоветов, 170 колхозов, открыли ряд школ и больниц.
Активные боевые действия вели партизаны в обширной зоне западнее Чудского озера, от Пскова до Кингисеппа. Здесь действовали десятки отрядов Псковского, Середкинского, Лядского, Гдов-ского, Сланцевского, Осьминского и других районов. Осенью 1941 г. диверсионные группы Гдовского, Полновского и Сланцевского партизанских отрядов взорвали на железной дороге Псков — Гдов — Сланцы более 20 вражеских эшелонов. Движение поездов на этой дороге было на 5 месяцев приостановлено.
В течение последних месяцев 1941 г. и в начале 1942 г. продолжалось развитие партизанского движения в Смоленской области. В северо-западных ее районах активные действия развернуло соединение Н. 3. Коляды, на юго-востоке громили оккупантов партизанские полки под командованием В. В. Жабо, О. И. Барского, В. В. Казубского и Ф. Д. Гнездилова. Севернее дороги Смоленск — Вязьма действовали Вадинский, Дедовский, Батуринский и десятки других отрядов. В ходе ожесточенной борьбы оккупанты были изгнаны полностью или частично из 25 районов, на территории которых возникло три партизанских края — Северо-Западный, Юго-Восточный и Вадинский.
В период зимнего контрнаступления Красной Армии смоленские партизаны оказали большую помощь кавалерийскому корпусу генерала П. А. Белова, 1-й гвардейской кавалерийской дивизии генерала В. К. Баранова, вышедшим в тыл противника для выполнения специальных задач, успешно взаимодействовали с частями 4-й ударной армии. Народные мстители создавали постоянную угрозу важным железнодорожным магистралям: Смоленск — Вязьма, Вязьма — Брянск, Смоленск — Сухиничи, нередко парализовы-вали их работу, громили военные объекты противника.
Уже в декабре 1941 г. начало приобретать массовый характер партизанское движение на территории Орловской области. Наряду с партизанскими отрядами партийные и комсомольские организации начали создавать во всех населенных пунктах вооруженные группы самозащиты, которые уничтожали фашистских ставленников и восстанавливали Советскую власть. В наиболее крупных селениях формировались отряды самообороны.
На севере Орловской области первое место в развитии массовой партизанской борьбы занял Дятьковский район. К середине февраля 1942 г. дятьковские партизаны совместно с группами самозащиты и отрядами самообороны с боем освободили районный центр Дятьково и полностью изгнали оккупантов с территории района. В южной же части области, где мощные лесные массивы благоприятствовали созданию крупных партизанских сил, ведущими были Навлинский, Суземский и Трубчевский районы. Успех движения здесь был обеспечен прежде всего активной деятельностью подпольных партийных и комсомольских организаций.
Значительную помощь в этом им оказали советские военнослужащие, которые, оказавшись в окружении, становились организаторами партизанских отрядов. Среди них были лейтенант Ф. Стрелец, группа которого быстро выросла в грозный для врага отряд, и А. Сабуров — впоследствии один из руководителей крупнейшего партизанского соединения Украины, а также другие советские офицеры, ставшие видными партизанскими вожаками. Около 10 тыс. советских солдат и офицеров, оказавшихся в тылу врага, пополнили ряды народных мстителей в Орловской области. Они принесли в отряды свои военные знания и боевой опыт.
Широкому развитию партизанского движения в южном массиве Брянского леса в зимний период 1941/42 г. содействовали дерзкие налеты на районные центры и крупные населенные пункты — Трубчевск, Суземку, станцию Локоть и другие, осуществленные в боевом содружестве орловских и курских партизан с украинскими отрядами под командованием А. Н. Сабурова, Н. О. Воронцова и К. И. Погорелова. Ударами но гарнизонам врага и успешными диверсиями большой урон оккупантам наносили партизанские отряды Орловщины, которыми командовали М. И. Дука, М. П. Ромашин и др. Так, отряд М. И. Дуки в конце декабря 1941 г. ворвался на станцию Брянск, перебил охрану, уничтожил два эшелона и, разобрав железнодорожное полотно, отрезал другим поездам выход на линию. Всего с декабря 1941 г. по апрель 1942 г. орловские партизаны пустили под откос 19 эшелонов, уничтожили 50 самолетов и 490 автомашин с живой силой и военными грузами, подорвали 110 мостов, 36 танков и бронемашин, истребили несколько тысяч солдат и офицеров противника.
В результате боевого взаимодействия российских и украинских партизан враг был изгнан из 345 населенных пунктов. Партизаны полностью контролировали почти все села Дятьковского, Рог-нединского, Навлинского, Трубчевского, Жирятинского, Суземско-го, Брасовского, Выгоничского районов Орловской области и Сере-дино-Будского и Хильчицкого районов Сумской области.
Одним из важных итогов развития народной борьбы в Орловской области и северо-восточных районах Сумской области в зимне-весенний период 1941—1942 гг. было формирование массовых партизанских сил. Они насчитывали около 10 тыс. партизан и свыше 16 тыс. человек в отрядах и группах самообороны. Их создание явилось важной предпосылкой дальнейшего усиления помощи партизан Красной Армии.
На отвоеванной у врага территории партизаны восстанавливали Советскую власть «не мирного времени, а ощетинившуюся всеми доступными видами вооружения для борьбы с заклятым врагом» *. Налаживалась я хозяйственная жизнь.
В Навлинском районе, например, под руководством окружкома партии во главе с А. В. Суслиным были восстановлены пекарня, колбасный завод, различные мастерские, амбулатория, аптека, телефонная связь, радиоузел, начала выходить районная газета. Многие колхозы засеяли участки земли под хлеба. Собирая урожай, крестьяне помогали не только партизанам, но и городскому населению, семьям военнослужащих, пострадавшим от оккупации.
Трудящиеся партизанского края Ленинградской области создали продовольственный фонд помощи жителям блокированного Ленинграда. Жители сожженных и ограбленных врагом деревень отдавали последнее, чтобы хоть немного облегчить страшные лишения героических ленинградцев. В начале апреля 1942 г. партизаны доставили через линию фронта в Ленинград продовольственный обоз на 223 подводах.
Партизанские края и зоны сыграли огромную роль в развитии массового партизанского движения. Они являлись базой для рейдовых отрядов, для пополнения их людьми.
На «малых советских землях» развертывалась политическая жизнь: проводились собрания трудящихся, сессии Советов депутатов трудящихся, было введено всеобщее военное обучение, создавались многочисленные группы и отряды самообороны. В Ленинградском партизанском крае под руководством опытных командиров 2-й партизанской бригады учились мастерству вооруженной борьбы в тылу врага партизаны полка «За Советскую Латвию», которым командовали латышские коммунисты В. Я. Лайвинып и О. П. Ошкалн.
Партизанские края и зоны были постоянной угрозой для вражеских гарнизонов, военных объектов и оккупационных властей, сужали возможности использования ими людских и сырьевых ресурсов, подрывали военный престиж и моральный дух войск противника.
Все более чувствительные удары по врагу наносили белорусские и украинские партизаны.
В Житомирской области Украины активно действовал под командованием секретаря пбдпольного райкома КП (б) Украины И. В. Возбранного партизанский отряд имени Чапаева, насчитывавший 260 человек. В течение сентября — ноября 1941 г. отряд совершил ряд налетов на тылы гитлеровских войск, сжег 120-метровый мост через р. Уборть, взорвал железнодорожный мост на дороге Олевск — Коростень.
В Каменском, Златопольском и Александрийском районах Кировоградской области развернул борьбу с оккупантами партизанский отряд под командованием А. С. Куценко. Он был создан на базе истребительного батальона и имел в своем составе 350 бойцов. За сентябрь и 15 дней октября отряд провел 50 боевых операций. Большую тревогу у оккупантов вызвали смелые действия Черниговского партизанского отряда под командованием секретарей Черниговского обкома КП(б)У А. Ф. Федорова и Н. Н. Попудренко.
В период обороны Одессы, Севастополя и Киева десятки партизанских отрядов наносили удары по врагу с тыла. Под руководством чекиста В. А. Молодцова в Одессе и пригородных катакомбах было создано два партизанских отряда. Осенью 1941 г. они уничтожали вражеских солдат и офицеров, пустили под откос два эшелона, добывали ценные разведывательные данные. В феврале 1942 г. фашистам удалось схватить В. А. Молодцова, вскоре он был расстрелян. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В сентябре 1941 г. южнее Никополя в днепровских плавнях сосредоточилось более 700 партизан, действия которых координировал «Совет командиров отрядов» во главе с бывшим партизаном, участником гражданской войны Ф. Т. Рыжиковым, и командиром запорожских партизан А. Г. Резниченко. 50 дней объединенные отряды стойко отражали атаки 444-й охранной дивизии СС. Лишь когда иссякли боеприпасы, партизаны вынуждены были рассредоточиться и мелкими группами уйти из плавней. Многие из них, прорвавшись через заслон гитлеровцев, ушли в подполье или влились в другие партизанские отряды. Партизаны Крыма в течение ноября — декабря провели свыше 100 боевых операций, уничтожив при этом около 3 тыс. гитлеровцев.
Успешно действовал партизанский отряд Кличевского района Могилевской области Белоруссии под командованием И. 3. Изоха и Я. И. Зайца. К апрелю 1942 г. он полностью очистил от оккупантов весь район. Эту зону партизаны удерживали в своих руках около двух лет.
Немало славных подвигов в тылу врага совершили отважные советские чекисты. В сентябре 1941 г. чекистская группа «Митя», действовавшая под командованием Д. Н. Медведева на территории Могилевской и Орловской областей, в течение нескольких месяцев выросла в партизанский отряд численностью свыше 200 человек. Партизаны Д. Н. Медведева наносили большой урон противнику.
В Витебской области Белоруссии активно действовал отряд, которым командовал отважный партизанский вожак М. Ф. Шмырев («батька Минай»). В апреле 1942 г. отряд был преобразован в 1-ю Белорусскую партизанскую бригаду. К тому времени на его боевом счету были сотни уничтоженных гитлеровских солдат и офицеров, несколько десятков подорванных автомашин и сожженных мостов.
Гитлеровцы были бессильны разорвать боевое единство партизан и народа. Об этом свидетельствуют и собственные вынужденные признания врага.
Так, еще 16 сентября 1941 г. начальник штаба верховного командования вермахта Кейтель писал: «С самого начала военной кампании против Советской России во всех оккупированных Германией областях возникло коммунистическое повстанческое движение... Установлено, что речь идет в данном случае о массовом движении, направляемом в централизованном порядке из Москвы». И далее: «...Во все возрастающей степени создается опасность для немецкого военного руководства, которая проявляется прежде всего в обстановке всеобщего беспокойства для оккупационных войск, а также ведет к отвлечению сил, необходимых для подавления главных очагов мятежа» *.
Неуклонное нарастание народной войны на оккупированной советской территории противник стремился сдержать усилением репрессий, зверскими расправами над населением, угоном людей в фашистское рабство. Гитлеровское командование во всех инструкциях и наставлениях требовало действовать против партизан и всех заподозренных в недоброжелательности к немецкой армии «беспощадно» и «бессердечно». Однако ни карательные экспедиции, ни другие «чрезвычайные» меры не могли остановить грозно нараставшую борьбу народных масс на оккупированной советской земле.
| |
Просмотров: 4069 | |