Литература и искусство во время Великой Отечественной войны

События войны, ее ход определяли характер, а во многом и форму художественного творчества. И если начальный период войны породил оперативные, подвижные публицистические формы — корреспонденцию и очерк, плакат и листовку, кинорепортаж и «Боевой киносборник», призывную песню, то в дальнейшем, особенно с 1942 г., появляются произведения, все более глубоко осмысливающие события. В ходе войны литература и искусство раскрывали духовный мир воюющего народа. Деятели литературы и искусства создали произведения широкого художественного обобщения.

 

Ведущая тема литературы и искусства — любовь к Родине, ненависть к врагу, героизм народа, гуманизм войны освободительной и справедливой, вера в победу. Сражающийся народ, человек на войне — главный герой произведений. Советские люди на фронте и в тылу читали и передавали друг другу «Науку ненависти» М. Шолохова, «Русский характер» А. Толстого, очерки о великой битве на Волге В. Гроссмана, очерки и стихи о Ленинграде Н. Тихонова, «Письма товарищу» Б. Горбатова, обличительные статьи украинского писателя-борца Я. Галана, произведения А. Корнейчука, М. Рыльского, П. Тычины и других писателей. Правдивое, страстное слово помогало жить и побеждать врага. Еще до выхода отдельным изданием большинство рассказов, повестей, глав из романов появлялось в центральной и фронтовой печати.

 

В основу многих очерков, рассказов, а затем и крупных художественных произведений легли подлинные события и факты войны, и героями их стали подлинные герои войны: Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Александр Чекалин, Николай Гастелло, Виктор Талалихин, 28 панфиловцев. Народ хотел знать правду о войне, ее трагических событиях и подвигах советских людей. Такие произведения отвечали этим запросам.

 

Появлению лучших книг о советской молодежи в годы войны в немалой степени помог комсомол. В начале 1942 г. при ЦК ВЛКСМ возникло литературное объединение. Оно собрало в одном коллективе писателей и поэтов, книги которых были обращены к молодому читателю. Литературное объединение возглавлял поэт А. Сурков. Здесь обсуждались и рекомендовались к изданию «Зоя» М. Алигер, «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина» М. Светлова, «Март — апрель» В. Кожевникова.

 

Первая повесть о войне— «Народ бессмертен» В. Гроссмана — была опубликована в июне — августе 1942 г. в газете «Красная звезда». Это произведение рассказывало о трагических событиях первого периода Великой Отечественной войны, о накапливаемом опыте, подвигах воинов и первой большой победе, оно убеждало читателей в неизбежном крахе фашизма и неминуемой победе Красной Армии.

 

Народ на войне — главный герой и всех последующих произведений тех лет. В опубликованных главах романа «Они сражались за Родину» М. Шолохова (1943—1944 гг.) рассказывается о боях на Дону летом 1942 г. Борьбе советского парода на оккупированной земле посвящены «Непокоренные» Б. Горбатова и «Радуга». В. Василевской. Эти книги заставляли глубже чувствовать смертельную опасность, нависшую над страной.

 

Писатели-прозаики показывали в своих произведениях участников войны, их нравственную силу, мужество, стойкость, непоколебимую волю к победе.

 

В 1942 г. были написаны пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова. Все они осмысливали всенародную борьбу с врагом. И не случайно, что осенью 1942 г. в «Правде» печатается «Фронт». Эта пьеса призывала к борьбе с отсталостью, косностью, шаблоном, к овладению современными методами ведения войны.

 

В литературе военных лет большой подъем переживала поэзия. Стихи и поэмы о Родине, о партии, о великом Ленине, о войне находили путь к самому сердцу читателя — воина и труженика. С волнением воспринимались написанные с документальной глубиной лирические дневники: «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Широкую популярность приобрели многие лирические стихи, переложенные на музыку, особенно такие, как «В прифронтовом лесу» и «Огонек» М. Исаковского, «В землянке» А. Суркова, ставшие поистине народными песнями. Стихотворение К. Симонова «Жди меня» бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки.

 

Особое место в литературе занимали поэтические произведения, воспевающие героизм воинов. Таковы стихи А. Твардовского «Трое» о летчиках-истребителях, совершивших первый таран; «Сын артиллериста» К. Симонова; поэмы М. Светлова «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина».

 

В начале 1942 г. появилось одно из лучших поэтических произведений военного времени — «Зоя» М. Алигер, посвященное подвигу отважной комсомолки Зои Космодемьянской. В образе Зои олицетворяются лучшие качества советской молодежи.

 

Любимым героем, близким советским людям на фронте и в тылу, стал Василий Теркин из одноименной поэмы А. Твардовского. Эта поэма впервые стала печататься 4 сентября 1942 г. в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Отдельные главы ее печатались в «Правде», «Известиях», «Красной звезде», в журнале «Красноармеец».

 

Теркин — обобщенный и вместе с тем индивидуальный образ советского воина — бойца-пехотинца, сражавшегося «ради жизни на земле» и прошедшего весь путь войны. Теркин полюбился за истинно русский характер, за простоту, смелость, юмор, находчивость, неиссякаемый оптимизм и беспредельную веру в победу.

 

В этой «книге про бойца» А. Твардовский осмысливает ход войны, воссоздает картину боевого пути Красной Армии, жизнь всего народа. Теркин был близок и понятен и бойцу-фронтовику, и всем другим советским людям. А. Н. Толстой говорил в годы войны: «Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огрублять, упрощать литературу, укладывать ее в узкую щель окопа. Но воюющий народ, находя в себе все больше и больше нравственных сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть,— все настоятельнее требует от своей литературы больших слов... Все устремление советской литературы сейчас — подняться до уровня моральной высоты и героических дел русского воюющего народа» ‘.

 

Эту ответственность писатели оправдали. В ходе войны они создали глубоко реалистические произведения, раскрывающие ее суровую правду, великий подвиг и героизм советского народа.

 

На фронте наиболее полюбившиеся книги и статьи читали в траншеях, землянках, в короткие перерывы между боями. Книга, газета обходили передовую, госпиталь, их читали, перечитывали, несли в походах, берегли в боях как самый драгоценный груз. Об этом рассказывал на IX пленуме Союза писателей Н. Тихонов: «В одной дивизии, стоявшей под Пулковом, повелось посылать в Ленинград грамотного человека со специальной миссией: на собранные деньги достать книг для чтения, книг хороших, душевных, интересных солдату. И книги в этой дивизии выдавались с учетом всех ее дефектов. На переплете с внутренней стороны писалось, где, какая страница надорвана или повреждена. И если книга возвращалась с нехваткой страницы или в грязном виде, принесший ее лишался права на дальнейшее чтение» 1 2.

 

В одной из воинских частей «Кобзарь» Тараса Шевченко, тщательно подклеенный, выдавался командиром каждый вечер тому бойцу, который отличился днем.

 

Высшим признанием важности писательского дела и уважения к нему служат письма читателей. «Вашу книгу,— писал один командир М. Шолохову, — я ношу так же, как и мои товарищи, всегда с собой в сумке. Она нам помогает жить и сражаться» 3.

 

Общему делу борьбы с врагом отдавали свой талант работники сценического искусства. Актеры и музыканты выступали в действующей армии на передовой и в запасных учебных полках, на призывных пунктах, на кораблях действующего флота, в госпиталях, на предприятиях в глубоком тылу. Многие театры с начала войны создали фронтовые бригады, а с 1942 г. начали действовать и фронтовые театры (их было 20). Наиболее популярными из них были фронтовой филиал Театра имени Евг. Вахтангова, Театр ГИТИС, Театр музыкальной комедии и миниатюр. Не было, наверно, воинской части, где не слышали бы голос актера или музыканта. Всего за время войны на фронте побывало 42 тыс. актеров, 3685 концертных бригад. Они провели 1360 тыс. концертов, 437 тыс. из них непосредственно на фронте. Среди участников военно-шефской работы были старейшие талантливые актеры: П. Садовский, А. Остужев, Е. Турчанинова, В. Мичурина-Самойлова, Ю. Юрьева, Н. Обухова, В. Барсова, Н. Шпиллер, И. Козловский, С. Лемешев, Г. Уланова, А. Тарасова, М. Лит-виненко-Вольгемут, И. Паторжинский, М. Александровская, Ку-ляш Байсеитова, Бюль-Бюль Мамедов. Выступления зачастую проходили в расположении частей на фронте, в госпиталях, на кораблях, на улицах и площадях освобожденных городов и сел.

 

Главное место в репертуаре занимали произведения советских писателей, поэтов и композиторов и русская классика. Неизменным успехом пользовались монтажи пьес «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Парень из нашего города», «Русские люди». «Ленин в 1918 году», «Любовь Яровая». Особый успех у зрителей вызывали пьесы, связанные с образом великого вождя революции В. И. Ленина.

 

В Ленинграде по январь 1942 г. продолжал работать Театр музкомедии, и даже еще в январе он показал 40 спектаклей и концертов, на которых присутствовало 20 тыс. ленинградцев. Редко когда спектакли не прерывались сигналами тревоги. Тогда актеры в гриме и костюмах поднимались на крыши и становились на дежурство. После отбоя зрители заполняли зал, артисты продолжали игру. «По окончании спектакля,— пишет бывший уполномоченный ГКО Д. В. Павлов,— публика вставала и в знак благодарности молча и благоговейно приветствовала исполнителей несколько минут (аплодировать не хватало сил)» *.

 

В самую тяжелую пору в осажденном Ленинграде по заданию Военного совета Краснознаменного Балтийского флота Вс. Вишневский совместно с А. Кроном и В. Азаровым за месяц написали пьесу «Раскинулось море широко». 7 ноября 1942 г. состоялась премьера. Спектакль шел в нетопленом, едва освещенном Пушкинском театре. В зале моряки в бушлатах, пехотинцы- в полушубках, девушки в военной форме, в стеганках, старые рабочие. О. К. Матюшина, в домике которой создавалась пьеса, вспоминает: «Это был не просто спектакль. Это была великая дерзость измученных, но несломленных, гордых ленинградцев. Занавес упал в последний раз. Публика неистово аплодировала» 1 2.

 

И в глубоком тылу шла творческая жизнь. На Урал, в Сибирь, Среднюю Азию летом и осенью 1941 г. из угрожаемых районов были эвакуированы театры. Вывезти все театры не представлялось возможным, и часть театров и музыкальных коллективов была расформирована, часть закрыта, в первую очередь областные, районные, детские и кукольные.

 

Вдали от родных мест, привычных условий театры делали все максимально возможное, чтобы быстро возобновить работу. Ставились лучшие спектакли, и шла работа над новым репертуаром.

 

13 сентября, через 16 дней по приезде в Молотов, спектаклем «Иван Сусанин» начал работу Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Патриотические спектакли показали и другие крупнейшие театры страны. Ведущее место в репертуаре занимали произведения, посвященные войне.

 

Три пьесы — «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и «Нашествие» Л. Леонова — обошли все театры страны. Впервые «Русские люди» были поставлены в Москве, в театре Ленсовета 12 июля 1942 г. Одной из интересных постановок была «Гвардия чести» М. Ауэзова и А. Абишева, поставленная в Казахском театре драмы в ноябре 1942 г. Пьеса была посвящена легендарной 316-й стрелковой дивизии И. В. Панфилова.

 

Театры обращались и к произведениям, созвучным дням Отечественной войны.

 

Лучшие работы театральных коллективов посвящены освободительной борьбе русского народа, героической эпохе Великого Октября и гражданской войны. «Олеко Дундич» — яркий спектакль о легендарном герое гражданской войны — был поставлен в феврале 1942 г. в театре имени Евг. Вахтангова. 22 января 1942 г. состоялась премьера «Кремлевских курантов» Н. Погодина — спектакля, который не сходит со сцены театра и в наше время.

 

Особое место занимали спектакли, утверждающие высокие человеческие идеалы, идеи гуманизма: «Вильгельм Телль» Шиллера, «Отелло» Шекспира, «Сирано де Бержерак» Ростана. Обращались театры к пьесам о героическом прошлом русского народа: «Давным давно» А. Гладкова, «Полководец Суворов» И. Бахтере-ва и А. Разумовского, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева.

 

Борьба с фашизмом, героизм и мужество борющегося парода — основная тема и музыкального творчества. С первых дней войны широкое развитие получило песенное творчество. Вслед за песней «Священная война» появились «Песня смелых» В. Белого и А. Суркова, «Марш артиллеристов» В. Новикова, песни о советских воинах, партизанах, о Родине В. Захарова, И. Дунаевского, Б. Мокроусова и Л. Бакалова.

 

Композиторы, которые находились в рядах Красной Армии (К. Листов, Д. Кабалевский, Т. Хренников, В. Мурадели и Б. Мокроусов), писали музыку к песням и исполняли их, руководили красноармейскими ансамблями, помогали армейской самодеятельности.

 

Важным событием в культурной жизни страны было создание и исполнение седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу я посвящаю седьмую симфонию»,— писал Д. Шостакович. В симфонии, написанной в осажденном Ленинграде, с глубоким проникновением и впечатляющей силой звучит тема народного бедствия, нашествия фашистской армии, борьбы народа и его победы. Симфония была с большим успехом исполнена 5 марта 1942 г. оркестром Большого театра в Куйбышеве, 22 марта — в Москве в Колонном зале Дома Союзов. Седьмая симфония получила мировое признание, и уже в годы войны с огромным успехом исполнялась не только в нашей стране, но и за рубежом.

 

Тема народного героизма отражена и в крупных музыкальных произведениях, в кантатах, ораториях Д. Кабалевского, Ю. Шапорина, А. Штогаренко, А. Хачатуряна и Н. Мясковского. С. Прокофьев создавал сонаты, сюиты, музыку к кинофильмам, обрабатывая народные песни, написал первую редакцию оперы «Война и мир» и балет «Золушка».

 

Велась пропаганда музыкальных произведений. С концертами выступали Д. Ойстрах, К. Игумнов, С. Рихтер, Э. Гилельс, В. Софроницкий, Н. Шпиллер, А. Иванов, музыкальные и танцевальные коллективы, различные национальные ансамбли, народные хоры. Огромна была тяга к театру и музыке у фронтовиков. Приезжая с фронта, имея короткие часы «увольнительной», они стремились пойти в театр, на концерт.

 

К борьбе и победе призывали глубоко патриотические документальные фильмы. На фронтах находилось 150 кинооператоров. При штабах фронтов работали фронтовые киногруппы. Присылаемый с фронта на Центральную студию кинохроники материал готовился вне очереди и использовался в журналах, спецвыпусках, киноочерках и полнометражных фильмах. Каждую неделю регулярно на экраны страны выходил «Союзкиножурнал», главным разделом которого был кинорепортаж с фронтов войны. Важнейшие события войны нашли свое отражение в документальных фильмах: «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Сталинград», «Орловская битва», «Битва за нашу Советскую Украину» и др.

 

За годы войны было отснято 3,5 млн. м пленки. На экран вышло 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 журналов «Новости дня», 24 фронтовых киновыпуска, 67 короткометражных и 34 полнометражных документальных фильма.

 

Первым полнометражным документальным фильмом о Великой Отечественной войне был «Разгром немецких войск под Москвой», выпущенный на экран 18 февраля 1942 г. Это картина о провале немецко-фашистского наступления на Москву, о первом крупном поражении фашистской армии.

 

Среди документальных фильмов первого периода войны следует выделить «Ленинград в борьбе» — фильм о борьбе и жизни героического города, где вместе с его защитниками жили и работали кинооператоры Ленинградской студии кинохроники. Наступил голод. Остановился транспорт. Но студия продолжала работать. Оператор В. Страдинсвой киноаппарат приспособил на саночках и возил его за собой, снимая все самое характерное из жизни города и ленинградцев. С. Фомин снимал картины блокады — они остались на пленке гневным обвинением врагу, памятью о героях, защищавших город. Изо дня в день снимали кинооператоры рабочих-ленинградцев, ремонтирующих танки, изготовляющих снаряды в промерзших, нетопленых цехах, борьбу населения с последствиями вражеских налетов и артобстрелов. Снимали боевые действия воинов Ленинградского фронта, операции партизан, «дорогу жизни» через Ладогу. 9 июня 1942 г. в Ленинграде и Москве одновременно фильм вышел на экраны. Шаг за шагом рассказывает он о событиях в Ленинграде с июня 1941 г. по апрель 1942 г. Фильм звал к беспощадной борьбе с врагом.

 

22 октября 1942 г. на экраны вышел фильм о 365-м дне войны. Как в свое время по инициативе М. Горького был создан «День нового мира», так и в военные годы был создан фильм, в котором жизнь всей страны отражена в одном военном дне. В эпизодах, фактах, событиях показано единство фронта и тыла в борьбе с врагом.

 

С огромным вниманием смотрели зрители документальные фильмы, выпущенные в 1943 г.: «Сталинград», «Народные мстители», «Битва за нашу Советскую Украину».

 

Документальные фильмы запечатлели героическую борьбу советского народа. Они не только фиксировали события, но и объясняли их, призывали к борьбе.

 

В это же время создавались и художественные фильмы.

 

В связи с эвакуацией киностудий осенью 1941 г. работа над художественными фильмами шла на новых местах: в Алма-Ате, Ашхабаде, Ташкенте, Сталинабаде. В апреле 1942 г. «Мосфильмом» была выпущена завоевавшая широкое признание зрителей кинокартина «Машенька» (кинодраматург Е. Габрилович, режиссер Ю. Райзман).

 

В канун 25-й годовщины Великого Октября (1942 г.) вышел на экраны «Секретарь райкома» (сценарист И. Прут, режиссер И. Пырьев) — фильм о борьбе советских людей в тылу врага. Созданный в начале войны, он отражал события первого ее периода. Удача его — в создании образа замечательного коммуниста секретаря райкома Кочета (в великолепном исполнении В. Ванина).

 

В 1943 г. вышли и другие фильмы о жизни и борьбе советских людей на временно оккупированной территории: «Она защищает Родину», «Радуга», «Непокоренные», «Зоя». По пьесе Л. Леонова был создан фильм «Нашествие». Эти художественные фильмы правдиво раскрывали события, происходившие на территории, занятой фашистами.

 

В 1942—1943 гг. появились фильмы и о боевых действиях Красной Армии: «Два бойца», «Дни и ночи», «Фронт», «Подводная лодка Т-9», «Март — апрель», «Малахов курган».

 

Историко-революционной и исторической тематике были посвящены художественные фильмы «Оборона Царицына», «Его зовут Сухэ-Батор», «Александр Пархоменко», продолжавшие традиции предвоенных фильмов о героях Октября и гражданской войны, а также фильмы «Кутузов», «Георгий Саакадзе», «Давид Бек» и некоторые другие.

 

Лучшие документальные и художественные фильмы широко пропагандировались. В кинотеатрах устраивались кинофестивали и тематические показы, посвященные борьбе советского народа с немецкими захватчиками, городам-героям, важнейшим историческим и политическим событиям, великим русским людям и т. д. Кино служило и оборонно-массовой работе. Студия научно-популярных и учебных фильмов стала выпускать фильмы, помогавшие овладевать военными знаниями. Особую роль в условиях войны обретали кинопередвижки. Они были повсюду: на призывных пунктах, оборонительных рубежах, в агитпунктах, госпиталях.

 

Работникам кино приходилось преодолевать немалые трудности. Резко сократилось число киноустановок, многие из них остались на занятой территории. Ушли в армию опытные киноработники и киномеханики, не хватало горючего, электроэнергии. С 1943 г. СНК СССР и СНК РСФСР, Комитет по делам кинематографии приняли ряд мер для улучшения кинообслуживания населения: возобновился выпуск съемочной киноаппаратуры, ассигновывались средства на восстановление и ремонт кинотеатров. В результате уже к 1944 г. постепенно возросло число кинотеатров и зрителей.

 

Много ценных работ создали в эти годы советские художники. Главная тема их творчества — героическая борьба народа. Особо следует выделить появление графических серий — фронтовых альбомов и дневников, в создании которых участвовали Н. Жуков (серия военных рисунков), Л. Сойфертис («Севастополь»), Д. Шма-ринов («Не забудем, не простим»), К. Финогенов («Сталинград»). А. Пахомов в дни блокады Ленинграда создал графическую серию о Ленинграде.

 

В 1942 г. появились живописные работы: «Ленинградское шоссе» Г. Нисского, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.» К. Юона, «Ночной бой» И. Евстигнеева. В том же году были созданы первые живописные портреты героев войны.

 

Многие картины 1942 г. рассказывали о страданиях и стойкости советских людей, оказавшихся в руках врага: «Мать партизана» С. Герасимова, «В рабство» Г. Ряженого, «Расстрел» В. Серова, «Рабовладельцы» Т. Гапоненко.

 

Успешное наступление советских армий вызвало появление серии картин, отражающих эти события: «Встреча на Неве» В. Серова, И. Серебряного и А. Казанцева, «Дороги отступления немцев» и «Крюково после боя» В. Мешкова, «Фронтовая дорога» Ю. Пименова. Эти работы, как и картины Г. Нисского и К. Юона, развивали жанр так называемого героического пейзажа — пейзажа, где показаны следы войны, разрушений, разгрома врага.

 

Обращались художники и к исторической теме. «Утро на Куликовом поле» А. Бубнова, «Поединок Пересвета с Челубеем» М. Авилова (1943 г.) показывали силу русского оружия, героизм русского народа.

 

В 1942 г. стали проводиться художественные выставки местных художников в областях и национальных республиках, межобластные и всесоюзные, посвященные Великой Отечественной войне или приуроченные к торжественным праздничным датам. Волнующей была выставка ленинградских художников «Ленинград в дни блокады», открывшаяся в январе 1942 г. в Ленинграде, а затем экспонировавшаяся в Москве, Молотове и Горьком. В 1943 г. к юбилейным датам в республиканских, краевых и областных городах было открыто 95 художественных выставок. Кроме того, 70 передвижных выставок художественных работ было направлено в районные центры, 150 — в госпитали, Дома Красной Армии.

 

Деятели литературы и искусства в своем творчестве показывали великий подвиг советского народа, раскрывали нравственную силу и стойкость советского человека.

Категория: История | Добавил: fantast (15.12.2018)
Просмотров: 7074 | Рейтинг: 3.3/3