Задачи мобилизации ресурсов восточных районов страны на нужды обороны во всю широту встали в 1942 г. и перед научными учреждениями. Этому было посвящено общее собрание Академии наук СССР, состоявшееся 7 мая 1942 г. в Свердловске. К тому времени сфера деятельности Комиссии по мобилизации ресурсов Урала была распространена на районы Западной Сибири и Казахстана. К ее работе, кроме учреждений Академии наук, были привлечены многие другие научные центры различных ведомств. Уже в 1942 г. в ее деятельности принимало участие свыше 800 научных и хозяйственных работников, около 60 научных учреждений и организаций. Комиссия сыграла выдающуюся роль в развертывании промышленности на востоке страны и в увеличении добычи полезных ископаемых.
Ученые помогали наркоматам и проектирующим учреждениям решать вопросы наиболее целесообразного размещения эвакуируемой на восток промышленности и налаживания скорейшего выпуска продукции, необходимой фронту.
В восточных районах страны нужно было не только увеличить объем выплавки металла, но и производить определенный его ассортимент. В связи с этим была развернута значительная работа по оказанию помощи промышленным предприятиям. Научные сотрудники выезжали на заводы в составе комплексных бригад с участием специалистов различных профилей. Вместе с работниками предприятий и хозяйственных органов они намечали наиболее эффективные мероприятия по мобилизации дополнительных резервов производства. Ученые разработали программу увеличения выпуска металла за счет расширения Магнитогорского и Ново-Тагильского заводов, а также использования старых металлургических предприятий: Серовского, Златоустовского и др.
В результате потери Никополя и затруднений с доставкой сырья из Чиатурского района Грузии перед промышленностью восточных районов страны встала задача перехода на собственное марганцевое сырье. Успешное изучение Джезказганского месторождения в Казахстане позволило организовать промышленную добычу марганца, в первую очередь для нужд Магнитогорского металлургического комбината.
Ведение войны требовало повышенного расхода цветных металлов. Страна ощущала нехватку никеля, хрома, вольфрама, магния и особенно алюминий, необходимых в самолетостроении. Что касается алюминия, то в начале войны его производство даже сократилось: осенью 1941 г. остановился Волховский алюминиевый завод, а Днепровский эвакуировался на восток.
Чтобы дать стране нужный металл, ученые нашли пути интенсификации его производства на Уральском алюминиевом заводе. Одновременно группа ученых, возглавляемая членом-корреспон-дентом АН СССР Д. М. Чижиковым, включилась в поиски сырья для алюминиевой промышленности. Было установлено, что Северный Урал располагает первоклассными бокситами. Отмечавшееся выше месторождение «Красная шапочка» в короткий срок получило мировую известность. В результате работы научных сотрудников и геологов алюминиевая промышленность была обеспечена необходимым сырьем. Производство алюминия на востоке было намного расширено: к 1943 г. один Уральский завод стал выпускать продукции значительно больше, чем до войны.
В годы войны была создана промышленность по добыче важнейшего стратегического металла — вольфрама, шедшего на изготовление сверхтвердых сплавов, применяемых в головках бронебойных снарядов и при изготовлении режущего инструмента в металлообрабатывающей промышленности. Расширилось производство и других цветных металлов. Знатоком геологического строения Казахстана Н. Г. Кассиным было открыто крупное Бощикульское медное месторождение. Ценным подарком Родине было открытие в Казахстане близ Балхашского медеплавильного городка нового богатого рудами молибденового месторождения.
Районы Казахстана с богатейшими запасами полезных ископаемых приобрели исключительно важное значение. В мобилизации их ресурсов на нужды обороны страны активное участие принимали научные работники.
Для организации научных исследований в Казахстане туда в мае 1942 г. выезжала большая группа ученых во главе с академиком В. Л. Комаровым. 10 августа того же года на совместном заседании GHK Казахстана и членов Комиссии по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана был обсужден обширный план дальнейших работ. Ученым активно помогали республиканские партийные организации и научные учреждения. В результате был разработан ряд важнейших предложений по расширению добычи угля, цветных металлов и нефти, развитию горной металлургии, энергетики, химии, водного хозяйства и железнодорожного транспорта.
Огромное значение имело создание металлургической промышленности Казахстана на базе Карагандинского угольного бассейна. Геологи республики во главе с директором Геологического института Казахского филиала Академии наук СССР К. И. Сатпаевым открыли Джездинское марганцевое месторождение и нашли крупные запасы железных руд в Казахстане. В связи с этим они продставили в правительство материал о возможности строительства в Карагандинском бассейне металлургических заводов на местном сырье. По просьбе правительства Казахстана академик И. И. Бардин принимал участие в выборе места для постройки металлургического завода в Темир-Тау.
Много сделали ученые и для обеспечения промышленности топливом. Работы академиков А. А. Скочинского, Л. Д. Шевякова и других ученых, проводившиеся непосредственно на месторождениях, помогали увеличить угледобычу в Карагандинском бассейне и на Урале, на Коркинских открытых разработках бурого угля. На увеличение производительности труда в шахтах Кузбасса оказал влияние способ щитовой разработки мощных крутопадающих пластов угля, предложенный профессором Томского политехнического института Н. А. Чинакалом.
В Казани с лета 1942 г. начала работу Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны. Ее возглавил вице-президент Академии наук СССР академик Е. А. Чудаков. В работах комиссии принимали активное участие институты Академии наук СССР, научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения Поволжья. Ее секции возглавлялись видными учеными страны. Так, нефтяной секцией руководил академик С. С. Наметкин, энергетической — Г. М. Кржижановский, химической — В. Г. Хлопин.
Когда были перерезаны пути получения кавказской нефти, район Второго Баку приобрел исключительное значение для удовлетворения жидким топливом потребностей армии и народного хозяйства страны. Ученые помогли организовать поиск новых нефтеносных площадей и интенсификацию добычи нефти на старых промыслах. Их предложения, принятые Наркоматом нефтяной промышленности, легли в основу плана дополнительной добычи нефти. В Ишимбаевском районе предусматривалось ее увеличение на 367 тыс. т, в Туймазинском — в 8—9 раз. Благодаря поисковым работам, развернутым учеными в Поволжье во время войны, была открыта нефть в Татарии. Большое значение имело открытие богатейшего Елшанского месторождения природного газа. На это топливо уже во время войны была переведена промышленность Саратова.
Труд советских ученых во время войны помог поднять добычу угля и нефти и других ископаемых богатств, увеличить производство черных, цветных и редких металлов на существующих и вновь открытых месторождениях, расширить и создать новые рудники, шахты и заводы.
Ученым приходилось также изыскивать дополнительные ресурсы пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья, чтобы восполнить потери, вызванные оккупацией западных областей. В Академии наук СССР под председательством академика Л. А. Орбели была организована Комиссия по расширению пройзводства пищевых ресурсов. Институт генетики разработал спо-еоб посадки п хранения верхушек картофеля, что дало возможность значительно расширить возделывание этой культуры. Исследования Института физиологии растений по сахарной свекле позволили организовать ее производство в восточных районах страны.
Успешными были также работы по обеспечению страны витаминами. Распоряжением СНК СССР от 12 декабря 1942 г. был принят новый способ сушки овощей и картофеля с сохранением витаминов, предложенный профессором Н. М. Сисакяном. Уже в 1943 г. почти две трети картофеля и овощей сушилось по этому методу. С помощью ученых промышленное производство витаминных концентратов из местного сырья было организовано в Туркмении и Киргизии.
Большую помощь оказали ученые военно-морскому флоту. При Президиуме Академии наук СССР в 1942 г. была создана Комиссия по научно-техническим военно-морским вопросам, ученым секретарем которой был И. В. Курчатов. Большая работа осуществлялась учеными на флотах с помощью разработанного еще в 1941 г.
A. П. Александровым эффективного метода размагничивания боевых кораблей в целях защиты их от действий магнитных мин противника.
Кроме академических комиссий, по инициативе научных работников и при поддержке местных партийных организаций во многих городах были образованы комитеты! ученых. Их деятельность была направлена на оказание научно-технической помощи в решении первоочередных нужд производства. Так, Томский комитет ученых привлек к своей работе до 300 научных работников. В составе комитета активно работали известные ученые-профессора Б. П. Токин (председатель комитета), В. Д. Кузнецов, Н. И. Карташов, К. Н. Шмаргунов, хирург А. Г. Савиных и др. В «Положении о Томском комитете ученых» указывалось, что его задачей является мобилизация научных сил города на обслуживание промышленных предприятий, транспорта, сельского хозяйства и нужд Красной Армии.
В Новосибирский комитет ученых, образованный 30 января 1942 г. под председательством академика С. А. Чаплыгина, а после его смерти — Д. Ю. Панова, вошли профессора Н. С. Волков,
B. М. Мыш, В. Н. Никитин, В. И. Раздобреев, Г. М. Шахунянц и др. В составе комитета работали секции: авиационная, вооружения и боеприпасов, транспортная, энергетическая, металлургическая, химическая, физическая, геологическая, сельскохозяйственная и др.
17 февраля того же года в крупном промышленном центре Кузбасса Сталинске был создан комитет ученых под председательством профессора П. Г. Рубина. В его работе приняли участие также и работники Кузнецкого металлургического комбината. Несколько позже в комитете было образовано пять секций: металлургйческая, электрометаллургическая, агломерационного производства, горногеологическая и механическая. 27 июня 1943 г. газета «Кузбасс» отмечала, что комитет, объединив лучшие научные силы города, способствовал решению многих сложных проблем, связанных с увеличением выпуска металла и оборонных изделий. Ученые оказали большую помощь Кузнецкому металлургическому комбинату и другим промышленным предприятиям.
Комитет ученых в Кемерове, созданный в начале 1943 г., совместно с инженерно-техническими работниками предприятий решил ряд важных оборонных и народнохозяйственных задач. В частностн, было достигнуто расширение производства военной продукции, разработаны технологические процессы получения новых видов изделий из местного сырья. Комитет провел исследования по поточно-скоростному строительству, замене остродефицитных строительных материалов местными, нашел способы переработки местного сырья для получения ряда медицинских препаратов и т. п.
Летом 1942 г. при Алтайском крайисполкоме Советов депутатов трудящихся был учрежден Ученый совет. В его задачу входило максимальное привлечение местных научных работников к участию в развитии производительных сил и к использованию природных богатств края для нужд обороны страны.
В промышленности разрабатывались и внедрялись новые методы улучшения технологии для увеличения выпуска военной продукции. К этой работе были привлечены многие научные коллективы страны. Украинская Академия наук оказывала практическую помощь более чем 300 учреждениям и предприятиям оборонного значения. Институт машиноведения был связан с 18 заводами, Институт металлургии Академии наук Союза ССР—с G0 заводами.
Внедрение научных достижений в ряде случаев приводило к огромному увеличению производительности целых отраслей военной промышленности. Применение на военных заводах станков-автоматов, разработанных учеными, способствовало громадному росту выпуска патронов. Использование дефектоскопов, созданных сотрудниками Уральского филиала АН СССР Я. С. Шур и
С. В. Вонсовским для приемки артиллерийских снарядов, дало возможность намного увеличить выпуск продукции за счет сокращения брака.
Благодаря внедрению в производство режущего инструмента, изготовленного на основе исследований профессора Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана И. М. Бес-прозванного и его сотрудников, намного сократился износ инструментов, возросла производительность станков на заводах металлообрабатывающей промышленности.
Огромная помощь оказывалась танковой промышленности в увеличении выпуска боевых машин. Многие ученые, осуществляя свои предложения по изменению технологии производства, работали непосредственно на заводах. Выше отмечалось, что Институтом электросварки АН УССР под руководством Е. О. Патона был разработан новый метод автоматической сварки под флюсом. Его применение на танковых заводах страны позволило в корне изменить технологию изготовления бронированных машин и впервые в мире поставить их производство на поток. Метод обработки тяжелых частей танка, предложенный сотрудниками Экспериментального научно-исследовательского института металлорежущих станков Ю. Б. Эрпшер, Н. А. Волчек, А. Л. Кунцовым и другими, сократил втрое число рабочих, занятых на этих операциях, и в 1,5 раза увеличил пропускную способность цеха. Членом-коррес-пондентом АН СССР В. П. Вологдиным был разработан и внедрен на Кировском заводе в Свердловске метод закалки деталей танка.
Много сделали для обороны страны ученые Ленинграда. Вместе со всем населением героического города они участвовали в его защите. Для руководства строительством оборонительных сооружений вокруг города и научной помощи промышленности города при Ленинградской партийной организации были созданы специальные комиссии, в работе которых принимали участие Б. Г. Галер-кин, Н. Н. Семенов, А. А. Байков, А. Ф. Иоффе, А. Н. Крылов, Б. Е. Воробьев, А. А. Морозов, М. А. Шателен, Я. Б. Зельдович, Ю. Б. Харитон, А. А. Петров, Н. Н. Миролюбов, Д. В. Тищенко и другие ученые. По просьбе штаба Ленинградского фронта ученые сконструировали специальное устройство для подрыва вражеских дотов. Для борьбы с танками ими была изготовлена зажигательная смесь, горевшая на танках даже под дождем. При производстве гранат и противотанковых мин употреблялась взрывчатка, предложенная учеными Горного института во главе с А. Н. Кузнецовым.
Оставшиеся в городе сотрудники Физико-технического института АН СССР участвовали в создании ледовой дороги, связывавшей блокированный город с «Большой землей». С этой целью ученые под руководством профессора П. П. Кобеко изучили свойства ледяного покрова. В результате была получена возможность выработать правила движения колонн по Ладожскому озеру, обеспечивавшие ледовую безопасность автомашин. Н. М. Рейновым был создан прибор «прогибограф», необходимый для эксплуатации этой дороги.
Советские ученые в условиях военного времени своим трудом активно способствовали росту производства военной техники, организации разгрома врага. | |
Просмотров: 827 | |