Огромного размаха достигло социалистическое соревнование за производство сверхплановой продукции.
Оно началось с первого дня войны и проявилось в многообразии форм борьбы за производство сверхплановой продукции для фронта. Еще в первые месяцы войны почти одновременно на одном из заводов в Коврове Горьковской области, на Уралмашзаводе в Свердловске возникли фронтовые бригады, работавшие под девизом: «Раз фронт требует — будет сделано!»
В промышленности, на транспорте и стройках рождались трудовые подвиги, тотчас же находившие тысячи последователей и вносившие ощутимый вклад в общее дело упрочения военной экономики.
В феврале 1942 г. фрезеровщик Нижне-Тагильского вагоностроительного завода Д. Ф. Босый поставил рекорд, перевыполнив норму почти в 15 раз с помощью изобретенных им приспособлений. Так было положено начало движению тысячников. Бюро Нижне-Тагильского горкома партии 17 февраля заслушало доклад «О рекорде фрезеровщика тов. Д. Ф. Босого», подробно ознакомилось с приемами его работы и предложило партийным организациям сделать достижение Д. Ф. Босого достоянием широких рабочих масс.
Там же, на Урале, на Бакальских железорудных рудниках бурильщик А. И. Семиволос, приехавший по эвакуации из Криворожья, на стахановских вахтах добился рекордного перевыполнения норм выработки. С ним достойно соревновался проходчик того же рудника В. Ф. КриЕОПосов.
На Уралмашзаводе слесарь-лекальщик, тысячник А. М. Чугунов 15 февраля выполнил полугодовую программу; там же токарь Н. К. Спехов бросил призыв: «Обучать у станка молодых рабочих, только что пришедших на производство!» За Н. К. Спеховым последовали сотни кадровиков.
Движение тысячников развивалось, охватывая одну отрасль промышленности за другой, способствуя борьбе за высокую производительность труда.
В Сибири токарь-инструментальщик Новосибирского завода «Сибметаллстрой» П. Е. Ширшов реконструировал свой станок и 15 марта выработал более 10 норм в смену. В Ташкенте одними из первых тысячников стали токарь Ташкентского завода А. Ана-сгасьев, систематически выполнявший по 10 и более норм, и молодой рабочий машиностроительного завода У. Нуритдинов.
Первыми тысячниками Кузбасса весной 1942 г. стали забойщики кемеровской шахты «Центральная» Сыстеров и Уткин.
Труженики тыла и воины фронта были связаны тысячами нитей. Так, бойцы н командиры Северо-Западного фронта в переписке с коллективами предприятий Молотовской области предложили начать соревнование. Делегации рабочих области, выехавшей на фронт, было вручено памятное знамя гвардейского полка для паграждения передовиков промышленности. В Свердловской области передовые машиностроительные предприятия боролись за переходящее знамя 3-й гвардейской стрелковой дивизии. Коллектив Кировского завода в Челябинске соревновался с бойцами одной из армий.
Возвращавшиеся из действующей армии и с флота делегации отчитывались на предприятиях. Это содействовало новому подъему соревнования в помощь фронту. Так, в мае 1942 г. по решению бюро Свердловского обкома партии с докладами на заводах выступали члены делегации, ездившие на Калининский и Ленинградский фронты.
Металлурги Урала и Сибири развернули в 1942 г. соревнование сталеваров-скоростников за максимальный съем стали с квадратного метра пода печи. Инициаторами его в конце 1941 г. выступили сталевары Н. X. Базетов' на Верх-Исетском заводе и А. Я. Сороковой — на Кушвинском. В соревнование включились и сталевары Магнитогорского комбината, Алапаевского, Верхне-Салдин-ского, Серовского и Северского заводов.
Соревнование за высокую производительность труда в1 промышленности с весны 1942 г. переросло в могучее Всесоюзное соревнование. В ответ на первомайский призыв ЦК партии ускорить победу над врагом рабочие Кузнецкого металлургического комбината, самолетостроительного завода № 18 и моторостроительного завода № 26 выступили зачинателями Всесоюзного соревнования. Их призыв нашел быстрый отклик. Во Всесоюзное соревнование включились металлурги, работники авиационной и танковой промышленности, заводов вооружения, боеприпасов, химических и др. Выпуск ежемесячной сверхплановой продукции был осиовпым обязательством всех соревнующихся.
ЦК ВКП(б), ГКО, ВЦСПС разработали условия соревнования и порядок поощрения победителей, были учреждены переходящие красные знамена ГКО, ЦК ВКП(б), ВЦСПС и наркоматов. Выделялись также денежные средства для премирования рабочих, инженерпо-технического персонала и служащих за выпуск сверхплановой продукции для фронта.
Всесоюзное соревнование предъявило более высокие требования к деятельности профсоюзов, усилению их роли в общественно-политической жизни страны. Профсоюзные активисты (профгруи-порги, члены цеховых и заводских комитетов, члены различных комиссий при профсоюзных комитетах и др.) вели большую работу среди мобилизованных на производство. Они вовлекали в соревнование миллионы людей во всех отраслях промышленности, проверяли выполнение обязательств, налаживали помощь отстающим, предавали гласности результаты соревнования, делая их достоянием широких масс рабочих.
Представители профсоюзных органов участвовали в награждении передовых предприятий, решении практических вопросов подъема производительности труда, упорядочения заработной платы, материально-бытового обслуживания рабочих и служащих. ГКО возложил на профсоюзы контроль за работой орсов и ряд других обязанностей. Профсоюзы заботились о семьях военнослужащих, участвовали в подготовке резервов для Красной Армии путем организации военпо-физкультурной работы.
Массово-политическая работа и популяризация итогов Всесоюзного соревнования во второй половине . 1942 г. способствовали дальнейшему его расширению: в соревнование включились коллективы предприятий 52 отраслей народного хозяйства. Большим стимулом для соревнующихся явилось ежемесячное подведение итогов с вручением победителям переходящих красных знамен.
В октябре 1942 г., в дни сражения под Сталинградом, коллектив уральского завода «Красная звезда» выступил с предложением производить сверхплановую продукцию в помощь защитникам Родины. Все цехи, участки, бригады и отдельные рабочие завода открыли личные счета сверхплановой продукции. На Кировском танкостроительном заводе в Челябинске была объявлена стахановская декада боевой помощи защитникам Сталинграда.
Уральские рабочие тотчас поддержали эту инициативу. Прокатчики завода имени Серова, Магнитогорского металлургического комбината выдали дополнительно тысячи тонн стали для изготовления танков.
Выдающийся вклад в производство танков внесли научные работники. В августе 1942 г. на Урале (в Нижнем Тагиле) в лаборатории Института электросварки Академии наук УССР под руководством академика Е. О. Патона была создана поточная линия автоматической сварки бронекорпусов тапка Т-34. В 1942 г. эти аппараты стали применяться на 40 заводах.
Разработанный академиком Е. О. Патоном способ скоростной сварки стал основным технологическим приемом в бронекорпусных цехах. К концу войны на корпусах танков не было швов, сделанных вручную. Автосварка повысила надежность, огнестойкость танков. Автосварочные установки на военных заводах сваривали авиабомбы, некоторые типы артиллерийского оружия и специальные виды боеприпасов. Е. О. Патон писал: «Если бы швы, сваренные в «Танкограде» автоматами за три года, вытянуть в линию вдоль железнодорожного полотна, то длина составила бы шесть тысяч километров. Этот серебристый шнур протянулся бы от лесов Урала до садов родного Киева, оттуда до Берлина и дальше» *.
Новые образцы оружия изготовлялись и по прямому заказу фронтовиков. На завод, где главным конструктором работал известный советский оружейник Герой Социалистического Труда В. А. Дегтярев, пришло письмо с фронта. Бойцы одпой из частей обращались к В. А. Дегтяреву с просьбой изготовить ружье для борьбы с танками: «Мы знаем, что если вы сконструировали ручной пулемет и пистолет-пулемет, то сумеете сделать и грозное оружие против фашистских танков».
В. А. Дегтярев в течение 40 суток, почти не выходя с завода, вместе с сотрудниками своего бюро упорно искал простейшую схему ружья для борьбы с танками врага. В итоге появилось противотанковое ружье, высокие боевые свойства которого скоро почувствовали фашистские танкисты.
В то время когда майкопские и грозненские нефтяники, эвакуированные с Северного Кавказа, бурили земли Прикамья и Поволжья, вели разведку запасов нефти в новых для них геологических условиях, донецкие шахтеры передавали свое мастерство горнякам Кузбасса, Караганды и Ангрена в Средней Азии, роль которых в пополнении топливного баланса страны возросла.
Летом и осенью 1942 г. нефтяники Башкирии получили сверхплановое задание по добыче нефти для фронта и тыла. И они с честью справились с этой задачей. Самоотверженно трудились рабочие нефтеперегонных заводов. Так, начиная с августа 1942 г. и до конца войны, коллектив Уфимского нефтеперегонного завода 17 раз завоевывал переходящее Красное знамя ГКО. 10 раз в годы войны получали переходящее Красное знамя ГКО нефтяники промысла «Эмбанефть» Казахстана.
В те же месяцы мурманские рыбаки на многих траулерах, освобожденных от мобилизации, ловили рыбу в Баренцевом море почти на ощупь — без промысловой разведки, без радиосвязи и прожекторов, зачастую под бомбежками вражеской авиации и сумели выполнять план лова рыбы.
За выпуск сверхпланового количества продуктов питания, обмундирования и обуви для фронтовиков боролись работники предприятий пищевой и легкой промышленности, эвакуированные с Украины в республики Средней Азии.
Во втором полугодии 1942 г. во всех ведущих отраслях промышленности снизилось число рабочих, не выполнявших нормы выработки, и значительно возросло число стахановцев и ударников Так, на предприятиях авиационной промышленности к концу года эти передовики производства составляли до 55% всех рабочих, на заводах вооружений — до 58, в станкостроительной промышленности — до 55, на заводах минометного вооружения — до 95 % и т. д.
Производительность труда во всей промышленности в 1942 г. по сравнению с 1941 г. выросла на 18%, в том числе в наиболее важной для обороны страны отрасли — машиностроении — на 34%.
Всесоюзное социалистическое соревнование имело важнейшее значение для роста производства в военной промышленности. Уже в первой половине 1942 г. по сравнению со второй половиной 1941 г. производство танков возросло в 2,3 раза, противотанковой артиллерии — в 4, полевой артиллерии — в 2, пистолетов-пулеметов и противотанковых ружей — в 6, минометов — в 3 раза. Новое оружие, поступавшее на фронт, в большой степени повысило боеспособность советских войск. Вторая половина 1942 г. дала новый прирост производства вооружения. Кроме того, развернулось массовое производство истребителей Ла-5, Ла-7, Як-9 и первоклассных танков Т-34.
Все это дало возможность советскому командованию улучшить техническую оснащенность Красной Армии и приступить к формированию танковых корпусов и армий, а также воздушных армий.
Однако потребности фронта в то время обеспечивались далеко не полностью. Например, не хватало боеприпасов и горючего для боевых и транспортных машин. В войсках на расходование этих средств существовал жесткий лимит. Основной причиной такого явления было отставание промышленности боеприпасов, добычи и переработки нефти. Пороховая промышленность восточных районов к началу 1942 г. выпускала лишь немногим более трети до-воепного количества продукции. Производство боеприпасов росло сравнительно медленно, в зависимости от того, как восстанавливалась пороховая и развивалась химическая промышленность в1 глубоком тылу страны.
Положение улучшилось во второй половине 1942 г., когда производство артиллерийских снарядов возросло на 40 %, мин — в 2 раза. К концу 1942 г. общий выпуск боеприпасов вырос на 90% по сравнению с 1941 г.
В целом по стране валовая продукция военной промышленности и машиностроения в декабре 1942 г. в 1,4 раза превысила уровень декабря 1940 г. и более чем в 2 раза — уровень декабря 1941 г. За успешное выполнение заданий фронта в 1942 г. правительство наградило орденами 53 промышленных предприятия. Правите явственные награды — ордена и медали — получили также до 32 тыс. наиболее отличившихся рабочих, инженерно-технических и руководящих работников промышленности. Производственной базой оборонных заводов явилась промышленность восточных районов, которая после пополнения ее оборудованием эвакуированных предприятий увеличила выпуск валовой продукции почти в 1,8 раза против довоенных лет. По сравнению с 1940 г. производство военной продукции в 1942 г. возросло на Урале более чем в 5 раз, в Поволжье — в 9, в Западной Сибири — в 27 раз. В целом валовая продукция военной промышленности и машиностроения в декабре 1942 г. более чем в 2 раза превышала уровень декабря 1941 г. Основную массу промышленной продукции, в первую очередь военной, поставлял Урал, который в годы Отечественной войны по праву называли «становым хребтом обороны». На Урале были расположены крупнейшие заводы, производящие боевые машины и боеприпасы: танковые, артиллерийские, авиационные, вооружения.
Челябинский тракторный завод разместил в своих цехах оборудование Ленинградского Кировского зав'ода и Харьковского дизельного и превратился в крупнейший в стране танкостроительный завод, который получил наименование «Танкограда». Он поставлял дизель-моторы для других заводов и непосредственно фронту, танки КВ, Т-34, ИС, мощные артиллерийские самоходные установки и пр. Знаменитый Уралмаш в короткий срок был перестроен на производство военной продукции. Он освоил выпуск бро-некорпусов для танков и артиллерийских самоходных установок. Инженеры завода предложили вместо сварных изготовлять литые танковые башни, что намного ускорило и удешевило выпуск этой важной части боевых машин. Расточку корпуса танков вместо 18 часов сократили до 1,5—2 часов.
Во втором полугодии 1942 г. авиационная промышленность работала более уверенно по сравнению с началом года, что видно из данных о производстве самолетов: в 1942 г. истребителей Як-7 было выпущено 2431 против 166 в 1941 г., выпуск истребителей Ла-5 начался с июля 1942 г. и достиг 1129 машин, выпуск штурмовиков Ил-2 за год увеличился в 5,7 раза.
Советские военно-воздушные силы в 1942 г. ежемесячно получали от промышленности в среднем 2260 самолетов.
Уже с 1942 г. авиационная промышленность СССР превзошла германскую. Заводы Германии выпустили в 1942 г. 15 409 самолетов различных типов, а советские — 25 436. Темпы производства самолетов в Советском Союзе уже в 1942 г. по сравнению с 1941 г. были примерно в 2 раза выше, чем в Германии.
В 1942 г. значительно увеличилось производство танков. Выпуск этих боевых машин всех типов вырос в 3,7 раза по сравнению с 1941 г. и достиг 24 668 единиц, из них средние танки Т-34 составили 50,8%. Заводы снабжали фронт танками в таком количестве, что производство их превышало потери в боях. Фашистская Германия в том же году произвела около 9300 танков, не считая производства боевых машин в оккупированных и зависимых странах. Увеличился также выпуск другого вооружения советской промышленностью. В 1942 г. Красная Армия получила 29 560 артиллерийских орудий калибра 76 мм и выше, 3237 установок реактивных минометов. В целом производство орудий всех систем возросло в 1,8 раза (к декабрю 1941 г.), пулеметов — в 1,9 раза. Выпуск винтовок за то же время вырос на 55%, 120-мм минометов — в 3 раза.
В 1942 г. вследствие потерь военного времени основные фонды промышленности СССР составляли только 75% от уровня
1940 г.
В СССР было выплавлено 4779 тыс. т чугуна, 8070 тыс. т стали, произведено 5415 тыс. т проката — значительно меньше (в пределах 32—41%) довоенного, добыто угля 75,5 млн. т (в 2 с лишним раза меньше, чем до войны), получено нефти 66,6% от уровня
1941 г., выработка электроэнергии составила 29,1 млрд, квт^ч (40% довоенного уровня), произведено металлургического оборудования 19,4 тыс. т (немного ниже довоенного уровня).
В Германии же в 1942 г. было выплавлено 32,1 млн. т стали (вместе с зависимыми странами), добыто 531 млн. т каменного и бурого угля, выработано 71,5 млрд, квт-ч электроэнергии.
Советский народ сумел преодолеть трудности, связанные с неудачами на фронте. Несмотря на исключительно сложные условия, промышленность в сравнительно короткий срок была переключена на выпуск военной продукции. В этом сказались преимущества советского социалистического хозяйства перед капиталистическим.
Несмотря на то, что по объему промышленного производства в основных отраслях преобладание было на стороне фашистской Германии, Советский Союз к концу 1942 г. сумел превзойти ее в выпуске вооружения.
Военная промышленность снабжала Красную Армию оружием, более мощным, чем то, которое создавалось в предвоенные годы. Поток оружия и боеприпасов на фронт стал нарастать именно в последние месяцы 1942 г., когда войска Красной Армии упорно дрались с врагом на берегах Волги и в предгорьях Кавказа. Развитием событий на фронте и в тылу были созданы предпосылки для коренного перелома в ходе войны.
1942 год отмечен патриотическими добровольными пожертвованиями на постройку боевых средств для Красной Армии. Это движение, начатое в стране еще в первые месяцы войны, получило теперь более широкий размах.
В октябре 1942 г. комсомольцы и молодежь одного из заводов Перми отправили несколько артиллерийских батарей, приобретенных на добровольные денежные сборы, на Северо-Западный фронт. К 24-й годовщине Красной Армии коллектив Кировского завода в Челябинске построил сверх плана танковую колонну из 41 машины на средства, собранные трудящимися области. Молодежь блокированного Ленинграда в самом начале 1942 г. собрала па танковую колонну около 10,5 млн. руб.
На средства, собранные и заработанные комсомольцами и молодежью Новосибирской области, была построена подводная лодка «Новосибирский комсомолец» для Северного военно-морского флота. 278-му Сибирскому истребительному авиаполку и другим авиачастям были переданы эскадрильи самолетов «Новосибирский комсомолец». В июле 1942 г. трудящиеся Новосибирской области сформировали Сибирскую добровольческую дивизию, позднее преобразованную в гвардейскую, которая неоднократно отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего.
К нюню 1942 г. в фонд обороны было собрано 2740 млн. руб. деньгами и на 2163 млн. руб. облигаций займов, 11,5 кг платины, 9 тыс. кг серебра, почти па 9 млн. руб. драгоценных вещей и иностранной валюты, а также десятки тысяч тонн продовольствия. К концу года взносы в фонд обороны составили уже 10,5 млрд, руб. На эти средства было дополнительно построено для действующей армии и флота большое количество самолетов, танков, орудий и другого вооружения, вплоть до боевых кораблей.
В преодолении трудностей и испытаний 1942 г. огромную роль играла организаторская и политико-воспитательная работа партии. В наиболее ответственный и тяжелый период войны Коммунистическая партия обеспечила морально-политическое единство народа, направляя патриотизм народных масс на непосредственную борьбу против немецко-фашистских захватчиков.
Ярким показателем высокого авторитета партии и ее связей с массами было увеличение численности ее рядов. В 1942 г. кандидатов в члены партии стало 1368 тыс. человек — почти в 6 раз больше, чем в предвоенном году. | |
Просмотров: 818 | |