Днем и ночью трудились миллионы советских людей в промышленности, на транспорте, стройках, лесозаготовках, в сельском хозяйстве, чтобы дать фронту все необходимое для разгрома врага. Значительная часть рабочего класса ушла на фронт. На заводах остро ощущалась нехватка людей. Особенно это относилось к эвакуированным предприятиям, где в то время число рабочих не превышало 30—40% по сравнению с численностью занятых до эвакуации.
В таких условиях исключительно важную роль сыграло патриотическое движение за удлинение рабочего дня с целью воеполнить убыль в составе тружеников тыла. Эта патриотическая инициатива широких масс рабочих и служащих вскоре нашла отражение к законодательных актах. Массовый характер приняло и движение за вовлечение в народное хозяйство всех работоспособных, не занятых на производстве. Возникшее также в гуще народа, оио охватило миллионы людей. Среди них было особенно много женщин и молодежи допризывного возраста. В течение нескольких месяцев их численность на производстве намного увеличилась, составив уже к октябрю 1941 г. 45% всех рабочих. В 1942 г. в промышленное производство и на транспорт было вовлечено свыше 2 млн. человек. Осуществлялась грандиозная программа обучения новичков, которые во втором полугодии 1942 г. составили треть всех работавших в промышленности.
Наряду с восполнением убыли в рабочей силе настоятельно требовалось обеспечить заводы, особенно те, которые изготовляли оружие и боевую технику, постоянными кадрами, предотвратить возможную их текучесть. В этих целях Президиум Верховного Совета СССР издал 26 декабря 1941 г. указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий». Все занятые на таких предприятиях были объявлены трудмобилизованными, их самовольный уход приравнивался к дезертирству.
В обстановке огромного патриотического подъема успешно осуществлялись и мероприятия партии и правительства по дальнейшему удовлетворению возраставших потребностей военной экономики в рабочей силе. Так, по решению Совнаркома СССР, начиная со второй половины 1941 г. был проведен ряд призывов молодежи в учебные заведения системы государственных трудовых резервов — школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища, осуществлявшие ускоренную подготовку квалифицированных рабочих кадров. Это был надежный источник пополнения рабочего класса. В 1941 — 1942 гг. он дал промышленности, транспорту, стройкам более 1 млн. квалифицированных рабочих, в том числе топливным и энергетическим предприятиям — 138 тыс., металлургии — 96 тыс., военной промышленности — 311 тыс., строительству и предприятиям строительных материалов — 137 тыс., железнодорожному транспорту — 97 тыс.
13 февраля 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения на производство и строительство». Мобилизации подлежали неработающие мужчины от 16 до 55 и жен-щипы — от 16 до 45 лет. Указ повсеместно встретил горячее одобрение. Со своей стороны заводские коллективы, кадровые рабочие взяли обязательство всемерно помогать новому пополнению в освоении производственных профессий. И они сдержали слово.
В том же году непосредственно на производстве было подготовлено 1259 тыс. человек, а с теми, кто повысил свою квалификацию,— 2512 тыс. Обучение велось ускоренными темпами, но дакало высокие результаты. За 7—10 дней новички осваивали одну-две операции.
Огромную роль в воспитании и обучении, бытовом устройстве молодежи, Епервые пришедшей на производство, сыграли ЦК ВЛКСМ и местные организации комсомола.
Самое активное участие в подготовке новых кадров приняли профсоюзы. Они создавали краткосрочные курсы техминимума, стахановские школы передовиков производства, организовывали учебу непосредственно на рабочих местах. В угольной промышленности в 1942 г., например, было обучено более 100 тыс. призванных по трудовой мобилизации женщин и подростков. Заботой и вниманием были окружены женщины-работницы. На заводах расширялась и создавалась заново широкая сеть детских яслей и садов, а также других бытовых учреждений. Это способствовало все большему вовлечению женщин в производство, и уже в 1942 г. они составляли более 52% всех рабочих. Они трудились с величайшей самоотверженностью, смело осваивали профессии, которые прежде считались мужскими.
Всего в народном хозяйстве страны в конце 1942 г. насчитывалось 18,5 млн. рабочих и служащих. Среди них, как уже отмечено, было много женщин, подростков и даже инвалидов труда и войны, желавших внести свой вклад в дело помощи фронту. Треть всех занятых, например в промышленности и на транспорте, составляли вновь привлеченные рабочие. Значительное число людей выполняло трудовую повинность, введенную летом того же года для оборонных работ и других потребностей военного времени.
Всего в 1942 г. только Комитетом по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР было мобилизовано для работы в промышленности, на строительстве и транспорте 733 тыс. человек, в том числе в городах 565 тыс, и в сельских местностях 118 тыс.
Из общего числа рабочих и служащих, занятых в народном хозяйство в 1942 г., в промышленности насчитывалось 7,2 млн. человек (две трети довоенного числа). Среди них были люди разных возрастов — от 16-летних подростков до ветеранов труда.
Таким образом, необходимы были чрезвычайные меры по мобилизации трудовых ресурсов, чтобы помочь фронту отразить натиск военной машины фашистской Германии, а в дальнейшем и одолеть ее. Миллионы людей, до войны не участвовавшие в организованном общественно полезном труде, влились в армию тружеников, способную решать сложные задачи в системе военного хозяйства. Под руководством партийных организаций, при повседневной помощи профсоюзов, Ленинского комсомола и хозяйственных руководителей они стали неотъемлемой частью рабочего класса и вместе с кадровыми рабочими успешно решали задачи, обусловленные войной. Огромного размаха достигло социалистическое соревнование за производство сверхплановой продукции. | |
Просмотров: 646 | |