К концу сентября был выигран первый этап битвы за Днепр. Захват советскими войсками плацдармов на его западном берегу резко ухудшил обстановку для противника. Днепр как стратегический рубеж обороны для немецко-фашистской армии находился под угрозой потери.
Захват плацдармов па Днепре означал, что Красная Армия сорвала план гитлеровского командования по созданию здесь непреодолимой обороны и стабилизации Восточного фронта. Однако противник все еще не отказался от своего плана, и все последние месяцы 1943 г. отчаянно пытался с помощью спешно переброшенных с Запада свежих дивизий рядом контрударов отбросить советские войска за Днепр и восстановить линию фронта на этом рубеже. Серьезными факторами, облегчавшими выполнение данной задачи, враг считал приближавшуюся осеннюю распутицу и большую оторванность советских войск от баз снабжения.
Надежды фашистской клики на то, что развернувшуюся с двадцатых чисел сентября битву за Днепр еще можно выиграть, были тесно связаны с политикой правящих кругов США и Англии, срывавших открытие второго фронта в Европе в 1943 г. 4 октября штаб оперативного руководства вермахта сформулировал следующий вывод: «В этом году уже нельзя ожидать большого наступления на Зацаде». И решив в связи с этим, что можно «сделать еще многое для стабилизации положения на Востоке», предложил направить новые, свежие соединения с Запада па советско-германский фронт. В результате такая переброска сил продолжалась. В Италии, где боевые действия уже тогда неосновательно оценивались западной печатью как открытие второго фронта, немецко-фашистская группировка имела только 18 дивизий. А на советско-германском фронте было сковано свыше двух третей всех сил гитлеровского вермахта.
В течение октября советские войска вели ожесточенные бои за удержание и расширение плацдармов на западном берегу Днепра. Особенно упорные бои развернулись на киевском направлении. Попытка 1-го Украинского фронтакоторым командовал генерал Н. Ф. Ватутин, развить удар на Киев с букринского плацдарма не привела к успеху. Тогда Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение нанести удар по киевской группировке противника с севера — с лютежского плацдарма. Сложная перегруппировка войск 1-го Украинского фронта была успешно проведена в крайне сжатые сроки — в конце октября — начале ноября.
3 ноября после мощной артиллерийской подготовки войска 38-й армии, наносившей главный удар, и 60-й армии, которыми соответственно командовали генералы К. С. Москаленко и И. Д. Черняховский, начали наступление севернее Киева. Для быстрейшего завершения прорыва обороны и овладения столицей Украины командующий фронтом ввел в сражение на направлении главного удара 3-ю гвардейскую танковую армию генерала П. С. Рыбалко. Ломая ожесточенное сопротивление врага, советские войска успешно развивали наступление. Утром 5 ноября соединения танковой армии вышли в район Святошино и перерезали шоссе Киев—Житомир. В ночь на 6 ноября войска 38-й армии развернули бои на северной окраине Киева. После ожесточенных боев к 4 часам 6 ноября сопротивление противника в Киеве было полностью сломлено.
Освобождение столицы Украины — «матери городов русских» —< было выдающейся победой советского народа. 6 ноября 1943 г., в канун праздника Великого Октября, о ней возвестила Москва громом орудийного салюта. За героизм, проявленный при освобождении Киева, 65 соединений и частей получили почетное наименование «Киевских». Только с 12 октября по 7 ноября 1943 г. 17,5 тыс. воинов 1-го Украинского фронта были награждены орденами и медалями, 663 из них, отличившиеся при форсировании Днепра и освобождении Киева, получили звание Героя Советского Союза.
В боях за Киев вместе с советскими соединениями сражалась 1-я отдельная чехословацкая бригада под командованием полковника Л. Свободы. За умелые действия, героизм и мужество личного состава она была удостоена ордена Суворова II степени, а ее командир и 138 воинов награждены орденами и медалями Советского Союза.
Более двух лет столица Украины находилась в оккупации. За ото время фашисты замучили, расстреляли и отравили в душегубках до 200 тыс. советских людей. Многих жителей гитлеровцы угнали на каторжные работы в Германию. Фашистские захватчики разграбили город, разрушили его промышленность и транспорт, уничтожили большую часть жилого фонда и культурно-просветительных учреждений.
Сразу же после освобождения местные советские и партийные органы, командование фронта приняли неотложные меры по восстановлению нормальной жизни в городе. Большую помощь киевлянам оказала вся страна. Развивая наступление па Коростень, Житомир и Фастов, войска 1-го Украинского фронта вновь продвинулись на запад на 150 км. На правом берегу Днепра был создан важный стратегический плацдарм, занимавший по фронту свыше 500 км. Сильные контрудары танковых дивизий противника были успешно отбиты советскими войсками. Поражение, нанесенное крупной группировке врага в районе Киева, еще более изменило обстановку в пользу советских войск.
Упорная борьба шла и на юге Украины. С конца сентября по декабрь войска 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов вели наступление на кировоградском и криворожском направлениях и в Северной Таврии. Здесь оборонялись 1-я танковая, 6-я и часть сил 8-й немецких армий. В ходе трехмесячных упорных боев войска 2-го и 3-го Украинских фронтов освободили Запорожье, Днепропетровск и создали на правом берегу Днепра второй крупный плацдарм стратегического значения глубиной 100 км и шириною до 450 км. Войска 4-го Украинского фронта в это время разгромили сильную оборону врага на р. Молочной, очистили почти всю Северную Таврию, захватили укрепления врага на Турецком валу Перекопского перешейка, форсировали Сиваш. Немецкие и румынские соединения были блокированы в Крыму, это привело к дальнейшему обострению отношений Румынии с Германией. Лишь в районе Никополя немецко-фашистским войскам удалось удержать небольшой плацдарм на левом берегу Днепра.
В первой половине ноября войска Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота успешно провели Керченско-Эльтигенскую десантную операцию. Захваченный ими плацдарм в районе Керчи сыграл в дальнейшем важную роль в борьбе за освобождение Крыма.
Напряженные наступательные бои на западном направлении вели войска 2-го и 1-го Прибалтийских, Западного и Белорусского фронтов *. Действуя в тяжелых условиях лесисто-болотистой местности, они взломали оборонительные рубежи противника и преодолели такие крупные водные преграды, как Сож, Днепр, Припять и Березина. Наступающие войска вышли на подступы к Витебску, Орше, Могилеву, очищая советскую землю от немецко-фашистских оккупантов.
В боях под с. Ленино Могилевской области в октябре 1943 г. действовала в составе Западного фронта 1-я польская дивизия имени Тадеуша Костюшко под командованием полковника 3. Керлинга. Она была сформирована летом 1943 г. на территории Советского Союза по инициативе Союза польских патриотов — антифашистской организации польских эмигрантов в СССР. Советское правительство оказало всемерную помощь в формировании дивизии, ее вооружении и обучении.
Советские и польские воины сражались как братья против общего врага. Особенно ожесточенные бои развернулись 12 и 13 октября за высоту 215,5 и с. Тригубово. Взаимодействуя с советскими частями, польские воины овладели этими узлами сопротивления. Советское правительство высоко оценило подвиги польских воинов, 243 из них стали кавалерами советских орденов и медалей. Годов-щина этих незабываемых боев стала в народной Польше Днем Войска Польского. Спустя 25 лет в Ленино были открыты музей и памятник советско-польского боевого содружества. Село Тригубово в память о польских воинах, погибших при его освобождении, ныне носит имя Костюшко.
Выход Красной Армии к Полесью рассек стратегический фронт противника на две части. Это затруднило маневр силами и средствами вдоль фронта между северной и южной группировками гитлеровских войск. С сентября до конца года советские войска разгромили до 40 дивизий группы армий «Центр», из них 7 были полностью уничтожены. Наступление на западном направлении сковало значительные силы противника, не позволило ему в октябре и ноябре осуществить крупные переброски войск на юго-западный участок фронта.
Великими историческими победами встречал советский народ приближающийся 1944 год. В летне-осенней кампании 1943 г. стратегический фронт врага был сокрушен на центральном, юго-западном и южном направлениях. Наступающие войска вызволили из фашистской неволи миллионы советских людей, осуществили наступление на фронте протяженностью 2 тыс. км, продвинулись на запад на 300—600 км.
В ходе наступления советские войска нанесли тяжелое поражение основным силам группы армий «Юг». Была освобождена вся Левобережная Украина. Красная Армия на огромном фронте вышла к Днепру, захватила, а затем значительно расширила плацдармы на его западном берегу, создав этим благоприятные условия для полного освобождения Правобережной Украины. Был очищен от врага Таманский полуостров, 17-я немецкая армия была прочно заперта в Крыму и лишена сухопутной связи с войсками группы армий «Юг». Захват плацдармов в Крыму советскими войсками поставил под угрозу разгрома оборонявшуюся здесь немецко-румынскую группировку. Тяжелые потери понесла и группа армий «Центр». Враг был далеко отброшен от Москвы и Центрального промышленного района, освобождены часть Калининской, Смоленская, часть Полоцкой, Витебской, Могилевской и Гомельской областей. Началось изгнание захватчиков из восточных районов Белоруссии, Красная Армия разгромила 118 дивизий — около половины всех сил врага, находившихся на советско-германском фронте к началу лета 1943 г. Потери только сухопутной армии противника в этих боях составляли свыше 1400 тыс. человек. Кроме того, враг потерял около 3,2 тыс. танков, до 10 тыс. самолетов и до 26 тыс. орудий. Командование вермахта было вынуждено с апреля по декабрь 1943 г. перебросить на советско-германский фронт с Запада 40 дивизий.
Советско-германский фронт продолжал быть главным, решающим фронтом второй мировой войны. В проходивших здесь сражениях перемалывались основные силы вермахта и армий сателлитов Германии. Победоносное наступление советских войск в 1943 г. в корне изменило стратегическую обстановку на советско-германском фронте, оказало решающее влияние на дальнейший ход всей второй мировой войны, приведя к развалу фашистского блока. После поражений, понесенных на Востоке, гитлеровская Германия была вынуждена перейти к стратегической обороне на всех фронтах.
В выдающихся победах Красной Армии в ходе летне-осенней кампании 1943 г. воплотились результаты героического труда советского народа по укреплению и дальнейшему развитию военной мощи страны. Напряженная борьба велась уже в условиях общего превосходства в силах и средствах над противником. Советские Вооруженные Силы имели в достаточном количестве самую передовую для того времени технику, обладали богатым боевым опытом, превосходили врага в количестве танков, самолетов и артиллерии.
Быстрый подъем военной экономики дал возможность советскому командованию осуществить значительное количественное и качественное наращивание сил действующей армии. Противник был поставлен перед необходимостью вести борьбу с более мощными группировками советских войск, чем на предшествовавших этапах войны. При наступлении на Курск немецкие армии столкнулись с такой сильной обороной, какой не встречали раньше ни на советско-германском фронте, ни на других театрах второй мировой войны. Особенно резкое наращивание усилий Красной Армии и увеличение размаха борьбы произошло с момента перехода советских войск в контрнаступление, а затем в общее стратегическое наступление.
Если в битве под Москвой советская авиация насчитывала немногим более 1 тыс. самолетов, то в битве под Курском — уже свыше 5 тыс. При переходе в контрнаступление под Сталинградом в войсках имелось свыше 14 тыс. орудий и минометов (без реактивной артиллерии и 50-мм минометов), а в контрнаступлении под Курском — 35,2 тыс.
В битве под Курском немецко-фашистское командование впервые встретило превосходящие в качественном и количественном отношениях советские танковые войска, объединенные в танковые армии новой организации. Нарастание мощи бронетанковых войск Красной Армии шло быстрыми темпами. Если в контрнаступлении иод Сталинградом участвовало 1500 танков, то в контрнаступлении иод Курском — более 4,8 тыс. танков и САУ.
Еще больший размах приобрела борьба на советско-германском фронте в период общего наступления Красной Армии в летнеосенней кампании 1943 г. В нем участвовало 53 общевойсковые, 5 танковых и 9 воздушных армий.
В боевых действиях советских войск летом 1943 г. качественно новым явлением было широкое применение технических средств борьбы, прежде всего танковых и механизированных соединений и объединений. Их массирование на направлении главного удара придавало наступательным операциям решительный и маневренный характер, позволяло вести наступление в высоком темпе и па большую глубину. Крупная роль в вооруженной борьбе принадлежала количественно и качественно выросшей советской авиации. Она завоевала господство в воздухе и прочно удерживала его до окончания войны.
Навязанный врагу размах борьбы превосходил материальные и моральные возможности вермахта. Крах наступательной стратегии немецко-фашистской армии, а затем и кризис ее оборонительной стратегии стали неизбежны.
Борьба со все еще сильным и опытным врагом велась с нарастающим размахом, при полном напряжении сил, в нее втягивались все большие массы боевой техники. Новый этап борьбы имел свою специфику, требовал творческого, научного подхода к решению сложных проблем в области стратегии, оперативного искусства и тактики. Все это было успешно решено советским командованием в ходе летне-осенней кампании 1943 г. При этом напряженный поиск новых, более эффективных способов вооруженной борьбы сочетался с решительным отрицанием шаблона и косности.
Планирование советским командованием кампании на лето 1943 г. отличалось всесторонним учетом военных, экономических, политических факторов и перспектив дальнейшего ведения войны. Главный удар наносился по наиболее крупной и опасной группировке врага, разгром которой создавал предпосылки для успешного проведения всей кампании. Важное значение для исхода борьбы имело умело организованное Советским Верховным Главнокомандованием взаимодействие между фронтами и группами фронтов на одном или нескольких стратегических направлениях.
Решающим средством влияния Верховного Главнокомандования на ход борьбы были стратегические резервы. Они использовались главным образом для создания мощных группировок войск, усиления фронтов при переходе в контрнаступление, наращивания усилий с целью развития наступления на главном направлении. К началу кампании Ставка сосредоточила к востоку от Курского выступа крупные стратегические резервы, из которых создала Степной фронт. Он имел в своем составе четыре общевойсковых, танковую, воздушную армии, два танковых, механизированный и три кавалерийских кориуса. Но своей численности этот фронт представлял наиболее мощный резерв Ставки из всех когда-либо создававшихся в годы Великой Отечественной войны.
Использование стратегических резервов характеризовалось последовательной целеустремленностью. Они применялись массированно, что создавало перелом в ходе борьбы на наиболее важных участках фронта. Основные резервы Ставки были использованы на юго-западном направлении — главном в летне-осенней кампании 1943 г.
Из принципиально иных установок в создании и использовании резервов исходило немецко-фашистское командование. К началу июля 1943 г. оно имело в стратегическом резерве на советско-германском фронте всего шесть дивизий и четыре бригады. Вложив максимум сил в первоначальный удар на Курск и столкнувшись с непреодолимой обороной советских войск, противник обладал уже весьма ограниченными возможностями для наращивания силы ударов. С еще более тяжелым кризисом резервов гитлеровское командование столкнулось после перехода советских войск в контрнаступление, а затем в общее стратегическое наступление, развернувшееся на двухтысячекилометровом фронте.
Для стратегического наступления и обороны вермахта характерным было несоответствие между выдвигавшимися целями и реально имевшимися средствами, обусловленное авантюризмом гитлеровской стратегии. В быстром развитии кризиса немецкого наступления, а затем обороны определенное значение имела недооценка немецким командованием роли стратегических резервов.
Героическая борьба советского народа увенчалась в 1943 г. выдающимися победами па фронте и в тылу. Стала очевидной неспособность военной машины фашистской Германии и ее сателлитов эффективно противостоять нарастающей мощи ударов Советских Вооруженных Сил. Убедительную победу над военной экономикой третьего рейха, опиравшейся на ресурсы почти всей Европы, одержала советская военная экономика. На полях сражений продемонстрировали свое неоспоримое превосходство советское военное искусство, опыт и зрелость советских военачальников, мастерство советских воинов, их безмерное мужество, самоотверженность и героизм.
Победы, одержанные Советским Союзом в ходе летне-осенней кампании 1943 г., были глубоко закономерны. Они создали условия для новых широких наступательных операций в 1944 г. | |
Просмотров: 806 | |