Обострившийся кризис фашистского блока, ярким проявлением которого был переход Италии на сторону союзников, ясно указывал на практическую необходимость скорейшего решения вопросов организации послевоенного устройства Европы. 7 ноября 1943 г. начальник штаба оперативного руководства вооруженными силами Германии генерал Йодль отмечал в конфиденциальном докладе крайне напряженное положение на Восточном фронте. Германская армия, говорил он, утеряла инициативу и важные позиции как на советско-германском фронте, так и в Африке, Италия капитулировала, отношения Германии с другими союзниками ухудшились: в Румынии заметны недовольство и рост оппозиции правигельственому курсу, в Венгрии «социальные противоречия обострены еще больше»
Рушился «новый порядок», установленный гитлеровской Германией, разваливались марионеточные режимы. Каков же будет новый путь, по которому пойдет освобожденная Европа?
Реакционные круги США и Англии опасались усиления Советского социалистического государства, его революционизирующего влияния на народные массы, развития послевоенной Европы по демократическому пути. Все более очевидным становилось стремление английского и американского империализма к поддержке реакционных сил, к реставрации «предвоенной Европы» под эгидой США и Великобритании вопреки воле освобождаемых народов и законным интересам СССР.
Весьма активно в этом направлении выступал Черчилль, который руководствовался расчетом на англо-американскую военную и политическую гегемонию в послевоенном мире. Не меньшее внимание послевоенным перспективам уделяли в Вашингтоне. «Завершение грандиозной русской победы в Сталинграде,— писал Р. Шервуд,— изменило всю картину войны и перспективы ближайшего будущего... Рузвельт понял, что должен теперь взглянуть в более далекое будущее, чем военная кампания 1943 г., и заняться рассмотрением вопросов послевоенного мира» 1 2.
В марте 1943 г. в Вашингтоне состоялись неофициальные англо-американские переговоры по вопросам послевоенного устройства мира. Характерно, что на этих переговорах проявилась тенденция ревизовать советские границы 1941 г. Выдвигались также планы расчленения Германии и установления английской и американской опеки над рядом стран и стратегических опорных пунктов. И в английской, и в американской политике наблюдалась склонность решать судьбы мира без консультации с другими странами.
На Вашингтонской конференции в мае 1943 г. Черчилль развивал те же гегемонистские установки. По его планам, Европу следовало разделить на 12 конфедераций, причем США, подобно Великобритании, должны «участвовать в несении полицейской службы в Европе» 3. Выступая 7 апреля 1943 г. перед сотрудниками Института тихоокеанских отношений, заместитель государственного секретаря С. Уэллес заявил: «Мир на земном шаре может быть обеспечен лишь посредством глобальной международной организации, в которой США должны взять на себя определенную, однако не пассивную, обязанность вплоть до использования вооруженной силы для поддержания мира». Другой характерной чертой англо-америкапской стратегии было зондирование путей к сепаратному сговору с Германией за спиной СССР. Американские и английские представители вступали в контакты как с оппозиционной Гитлеру германской верхушкой, так и с прямыми эмиссарами гитлеровцев и вели с ними переговоры.
В феврале 1943 г. в Мадриде состоялся ряд бесед между представителями правительства генерала Франко и английским послом С. Хором. В это же время в Швейцарии состоялись тайные англогерманские переговоры. В мае 1943 г. американский представитель А. Даллес беседовал с Кальтенбруннером о путях выхода Германии из войны. Со своей стороны фельдмаршал Кессельринг вошел в контакт с американской разведкой с той же целью обсуждения возможностей перемирия с западными державами. Осенью 1943 г. германский посол в Турции Папен выяснял у американского дипломата Эрла, на каких услових может быть заключен мир в случае отстранения Гитлера от власти.
По-иному поступал Советский Союз. В апреле 1943 г. народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов сообщил английскому посольству в Москве: «Советское правительство считает нужным заявить, что к нему никто не обращался с предложением о мире между СССР и Германией и что если кто-либо от Германии — румын ли, японец ли или кто другой — сунется к нам с таким предложением, то мы его пошлем ко всем чертям» *.
Реакционные круги США и Англии выступали за сохранение германского милитаризма в качестве «противовеса» СССР. Однако возрастающая мощь Советского Союза опрокидывала планы реакционеров на Западе. Правящие круги Англии и США не могли не учитывать также настроений широких народных масс своих стран в пользу сотрудничества с СССР.
19—30 октября 1943 г. по предложению Советского правительства в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех великих держав. Тот факт, что первая встреча подобного рода состоялась в советской столице, говорит о признании важнейшей роли СССР в антигитлеровской коалиции.
На Московской конференции Советское правительство поставило вопрос о сокращении сроков войны, подчеркнув скорейшую необходимость выполнения обязательства западных союзников об открытии второго фронта. Американские и английские представители изложили советской стороне свои военные планы, принятые на англо-американском совещании в Квебеке (август 1943 г.) и предусматривавшие высадку во Франции в мае 1944 г.
В коммюнике об итогах конференции было зафиксировано: «В первую очередь состоялись исчерпывающие и искренние дискуссии по поводу мероприятий, которые следует предпринять для сокращения сроков войны против Германии и ее сателлитов в Европе». В то же время правительства Англии и США выдвигали различные оговорки относительно открытия второго фронта в Европе даже в 1944 г.
На Московской конференции был обсужден также широкий круг вопросов, касающихся послевоенных проблем.
Свою точку зрения по этим проблемам Советское правительство неоднократно разъясняло публично. Осенью 1943 г. она была вновь изложена в докладе И. В. Сталина по случаю 26-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Советский Союз считал необходимым: освободить народы Европы от фашистских захватчиков и оказать им содействие в воссоздании своих национальных государств, предоставить освобожденным народам Европы полное право и свободу самим решать вопрос об их государственном устройстве, сурово наказать фашистских военных преступников, создать необходимые условия для предотвращения возможности новой агрессии со стороны Германии, обеспечить длительное экономическое, политическое и культурное сотрудничество народов Европы.
Советская программа сводилась к двум важнейшим элементам: уважение независимости и суверенитета народов и обеспечение международной безопасности. Оба они были связаны с правильным решением германской проблемы.
Война, развязанная гитлеровской кликой против СССР, отличалась крайней степенью вероломства, жестокости и варварства. Но Советский Союз в своем подходе к германской проблеме исходил не из чувства мести. Советское правительство ясно проводило различие между гитлеровской кликой и немецким народом и исходило из принципа уважения законных прав и интересов германской нации. СССР решительно боролся за полное и окончательное уничтожение фашизма, создание условий, исключающих возможность новой агрессии со стороны германских милитаристов.
В отличие от СССР в английских и американских кругах долгое время имела хождение концепция разделения Германии после ее капитуляции на ряд мелких государств. Еще в ноябре 1941 г. английский премьер-министр в беседе с советским полпредом поставил вопрос о расчленении Германии как один из основных элементов послевоенного урегулирования в Европе. В декабре того же года Черчилль подчеркнул, что необходимо раздробление Германии на части, прежде всего отделение Пруссии от остальных частей Германии. В Соединенных Штатах созданная по распоряжению президента Консультативная комиссия по послевоенным проблемам совместно с исследовательской группой государственного департамента разрабатывала планы разделения Германии на три, пять и семь обособленных частей.
Во время обсуждения вопроса на Московской конференции английский министр иностранных дел Иден прямо заявил: «Мы хотели бы разделения Германии на отдельные государства...» Государственный секретарь США Хэлл отметил, что «в высших сферах» США «склонны идти на расчленение Германии», но что «пока лучше занять выжидательную позицию». Американская сторона предлагала союзную оккупацию и контроль над Германией, а также ее «политическую децентрализацию». С советской стороны было заявлено, что «вопрос находится в процессе изучения» '.
Были рассмотрены и другие вопросы послевоенного устройства. Западные державы стремились установить свое преобладающее влияние в Центральной и Юго-Восточной Европе, выдвигая различные планы федеративных объединений, а по существу пытаясь возродить враждебную СССР политику «санитарного кордона» на его западных границах. Советская точка зрения сводилась к предоставлению права пародам Центральной и Восточной Европы саг мим определять свою судьбу.
Оказывая поддержку находившемуся в Лондоне польскому эмигрантскому правительству, представители Англии и США сделали в Москве попытку добиться от СССР восстановления отношений с ним, разорванных 25 апреля 1943 г. ввиду развязанной последним провокационной антисоветской кампании. Советская сторона решительно отклонила это предложение союзников.
Советское правительство неизменно исходило из желания видеть Польшу сильной и независимой и строить свои отношения с ней на основе прочных добрососедских связей и взаимного уважения. СССР продолжал оказывать помощь польским патриотам в их борьбе против оккупантов. В обращении к президиуму съезда образованного весной 1943 г. Союза польских патриотов Советское правительство особо подчеркивало, что СССР сделает все возможное, чтобы «укрепить польско-советскую дружбу и всемерно содействовать воссозданию сильной и независимой Польши» 1 2.
Различные взгляды на послевоенное устройство Европы порождали трудности при переговорах в Москве. Тем не менее по многим очень важным вопросам союзники приняли согласованные решения и укрепили свое сотрудничество. Государственный секретарь Хэлл признавал позднее: «На конференции был возрожден и практически осуществлен дух международного сотрудничества» 3.
На Московской конференции было принято решение о создании Европейской консультативной комиссии в составе СССР, Англии и США. На нее была возложена задача «изучать европейские вопросы, связанные с окончанием военных действий, которые три правительства признают целесообразным ей передать, и давать трем правительствам по ним объединенные советы», а также выработать условия капитуляции вражеских государств. Конференция обсудила нопрос об Австрии и опубликовала декларацию, аннулирующую присоединение Австрии к Германии и подчеркивающую стремление трех держав «видеть восстановленной свободную и независимую Австрию». В декларации отмечалось, что Австрия несет ответственность за участие в войне на стороне гитлеровской Германии, но что при окончательном урегулировании будет принят во внимание вклад Австрии в свое освобождение.
На Московской конференции советская делегация запросила у союзников информацию о выполнении соглашения о перемирии с Италией и выдвинула предложения по обеспечению ликвидации фашизма и развития страны по демократическому пути. В принятой «Декларации об Италии» подчеркивалось, что «фашизм и все его пагубные влияния и последствия должны быть полностью уничтожены и что итальянскому народу должна быть предоставлена полная возможность установить правительственные и другие учреждения, основанные на принципах демократии» *.
Было принято также решение о преобразовании военно-политических комиссий в Консультативный совет по вопросам Италии в составе представителей США, СССР, Англии, Французского комитета национального освобождения, а в дальнейшем Греции и Югославии для координации политики союзников в этой стране. На Московской конференции советская делегация дала отпор попыткам представителей США и Англии добиться одобрения их планов контроля над освобожденной Францией со стороны главнокомандующего союзными войсками, низвести Францию до положения второстепенной державы.
Конференция огласила декларацию «Об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». Три великие державы от имени Объединенных наций торжественно предупредили, что германские офицеры, солдаты и члены нацистской партии, которые принимали участие в зверствах, «должны знать, что они будут отправлены обратно в места их преступлений и будут судимы на месте народами, над которыми они совершали насилия» 2. В отношении наказания главных преступников, указывалось далее в декларации, будут приняты совместные решения правительств союзных держав.
В Москве была принята «Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности», к которой присоединился Китай. В ней провозглашалась решимость продолжать военные действия до безоговорочной капитуляции противника. Подписавшие «Декларацию» правительства заявляли, что после окончания войны их усилия будут направлены на установление мира и безопасности и что их совместные действия будут продолжены для организации и поддержания мира и безопасности; в возможно короткий срок будет учреждена международная организация для поддержания международного мира и безопасности, основанная на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых; по окончании войны они не будут применять своих вооруженных сил на территории других государств, кроме как после совместной консультации и для целей, предусмотренных в этой «Декларации»; они намерены сотрудничать друг с другом и другими членами Объединенных наций «в целях достижения осуществимого всеобщего соглашения в отношении регулирования вооружений в послевоенный период» *.
Таким образом, в Москве были намечены важнейшие принципы будущей Организации Объединенных Наций.
На Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии победили демократические принципы мира, отстаиваемые советской внешней политикой. Конференция внесла большой вклад в развитие сотрудничества между СССР и его западными партнерами. Три державы высказали полное единодушие в том, что «в их собственных национальных интересах и в интересах всех миролюбивых наций важно продолжить теперешнее тесное сотрудничество, установленное для ведения войны, и на период, который последует за окончанием военных действий...». | |
Просмотров: 1820 | |