Реакционные империалистические круги Англии и Соединенных Штатов, убедившись в росте советской военной мощи, продолжали делать ставку на стратегию максимального истощения СССР. После битвы на Волге в политических кругах Лондона и Вашингтона стали рассматривать вопрос о том, как предотвратить освобождение Восточной Европы Советскими Вооруженными Силами.
В этой связи выдвигались планы активизации действий западных союзников на Средиземноморском театре войны. По предложению Черчилля, англо-американские войска должны были через Балканы выйти в Восточную Европу и там преградить путь наступающим советским армиям. В январе 1943 г. на совещании глав правительств США и Англии в Касабланке было решено начать вторжение в Сицилию. Это означало, что обещание открыть второй фронт в Западной Европе и в 1943 г. не будет выполнено.
Советскому Союзу ничего не сообщалось о намерении союзников вновь отложить создание второго фронта в Западной Европе. В совместном послании Рузвельта и Черчилля Сталину от 27 января 1943 г. лишь в общей форме подчеркивалось, что правильная стратегия состоит в том, чтобы сосредоточить силы на задаче поражения Германии с целью одержания скорой и решающей победы на европейском театре.
Но недомолвки не устраивали Советское правительство, и оно попросило точно указать сроки вторжения англо-американских войск на Европейский континент.
В согласованном с Рузвельтом послании Черчилля от 9 февраля 1943 г. несколько неопределенно указывалось, что открытие второго фронта намечается во Франции в августе — сентябре 1943 г., хотя принятое ими в Касабланке решение исключало такую возможность.
Характерно, что Черчилль в конфиденциальном письме английскому генералу Исмею от 4 марта 1943 г. признавал «недостаточность вклада английских и американских армий, которые в течение большей части этого года будут сковывать, может быть, всего какую-нибудь дюжину германских дивизий, тогда как Сталину противостоят 185 дивизий» *.
На конференции Рузвельта и Черчилля в мае 1943 г. план вторжения в Западную Европу в 1943 г. был окончательно похоронен. Черчилль выступал здесь в пользу удара в направлении Балкан, с тем чтобы не допустить выхода Красной Армии в Южную и Центральную Европу. Однако представители США опасались, что «балканский вариант» окажется слишком затяжной операцией, в результате чего американские и английские войска не попадут в Центральную и Западную Европу раньше Красной Армии. В конце концов Объединенный комитет начальников штабов принял директиву, относящую вторжение на континент на май 1944 г. Был одобрен план усиления бомбардировок Германии и оккупированных ею территорий, который в сообщении Рузвельта правительству СССР о решениях этой конференции характеризовался как главное средство поддержки союзниками военных усилий СССР.
Советское правительство энергично протестовало против нового нарушения США и Великобританией своих обязательств. Решение союзников «создает исключительные трудности для Советского Союза, уже два года ведущего войну с главными силами Германии и ее сателлитов с крайним напряжением всех своих сил...» 1 2,— подчеркивалось в советском послании.
Отсутствие второго фронта дало возможность гитлеровцам предпринять наступление летом 1943 г. в районе Курского выступа. Однако немецкие войска были не только разбиты, но и отброшены на согни километров.
Тем временем англо-американские войска 10 июля 1943 г. высадились в Сицилии. Итальянская армия, потерявшая несколько дивизий на Восточном фронте, была слаба и деморализованна. «Вся кампания...,— пишет американский генерал Риджуэй,— была больше всего похожа на маневры, чем на настоящую войну...» 3 Успех сицилийской операции, продолжавшейся немногим более месяца, в значительной мере был обусловлен советским летним наступлением. Гитлер, пытавшийся задержать советские армии, не смог, несмотря на мольбы Муссолини, выделить требуемые силы для обороны Италии. К середине августа 1943 г. остров был полностью очищен от фашистских войск.
Вторжение союзников на юге Италии проводилось в условиях очевидных признаков кризиса итальянского фашистского режима. Решительно активизировалось движение Сопротивления. В феврале 1943 г. руководство Коммунистической партии Италии приняло решение организовать широкую стачечную кампанию. В начале марта представители коммунистической и социалистической партий создали национальный фронт действия. Подпольные организации издавали и распространяли среди населения антифашистские листовки. По стране прокатилась волна забастовок, антивоенных манифестаций и митингов.
Положение режима Муссолини усугублялось катастрофическим экономическим состоянием страны и деморализацией фашистской партии. Оппозиция усиливалась даже в реакционных кругах, среди монархистов и военных. Итальянский фашистский лидер обратился к Гитлеру за помощью. Ответ последнего гласил: «Ввиду напряженного положения на русском фронте Германия не может выделить подкреплений и снаряжение, которые просит Италия». Под давлением оппозиции Муссолини был арестован. 25 июля 1943 г. в Риме было сформировано военно-монархическое правительство во главе с маршалом Бадольо.
«Верхи» падеялись отделаться дворцовым переворотом. Однако они не учли размаха и силы антифашистского движения. Вся Италия бурлила после свержения ненавистного дуче. Антифашистские организации обратились к населению с призывом требовать немедленного прекращения войны, роспуска фашистской партии, восстановления демократических свобод и образования демократического правительства.
Развитие политической обстановки в Италии вызвало беспокойство в правительственных кругах США и Великобритании. 30 июля 1943 г. Рузвельт писал Черчиллю: «Мы должны вступить в переговоры с любым лицом или лицами в Италии, которые наилучшим образом, во-первых, обеспечат разоружение и, во-вторых, предотвратят хаос...» В Вашингтоне и Лондоне явно боялись победы в Италии левых, демократических сил. Вскоре США и Англия выработали соглашения о выходе Италии из войны и вступили в контакт с правительством Бадольо. После серии переговоров между западными союзниками и новым итальянским правительством были выработаны условия перемирия.
26 августа 1943 г. Советское правительство получило от союзников текст «исчерпывающих условий» капитуляции Италии и 27 августа уполномочило генерала Эйзенхауэра подписать их также и от его имени. Политика СССР исходила из стремления оказать максимальную поддержку итальянскому народу в прекращении войны и в ликвидации фашистского режима. Вместе с тем Советское правительство подчеркнуло, что при подготовке капитуляции Италии США и Англия отводили СССР роль «пассивного наблюдающего» и что «терпеть дальше такое положение невозможно». Советское правительство предлагало создать военно-политическую комиссию из представителей трех держав, которая обеспечила бы согласованную политику антигитлеровской коалиции.
3 сентября 1943 г. были подписаны «краткие условия» капитуляции Италии, и в тот же день войска союзников высадились на Аппенинском полуострове. 8 сентября генерал Эйзенхауэр объявил о безоговорочной капитуляции Италии. Однако немецко-фашистские войска все еще контролировали большую часть страны. Германской разведке удалось выкрасть из заключения Муссолини, который возглавил под эгидой немцев марионеточное правительство.
Но участь итальянского фашизма была уже решена. Итальянское Сопротивление активно боролось против фашистского режима, за демократическое преобразование страны.
13 октября 1943 г. Италия объявила войну Германии и была признана союзниками совоюющей стороной. В совместной совет-ско-англо-америкапской декларации, опубликованной по этому случаю, подчеркивалось: «Ничто не может ущемить абсолютного и неотъемлемого права народа Италии принять конституционными средствами решение о демократической форме правительства, которую он в конечном счете будет иметь» *. Однако на занятой союзниками территории Италии вся полнота власти была сосредоточена в руках англо-американской администрации. Стремясь способствовать развитию итальянской нации по демократическому пути, СССР добился создания в конце сентября 1943 г. военно-политической комиссии в составе представителей трех великих держав. | |
Просмотров: 614 | |