Исторические победы Красной Армии подрывали силы фашизма. В этом заключалась главная помощь Советского Союза народам Европы в их освободительной борьбе. Наряду с этим оказывалась большая поддержка движению Сопротивления и в других формах. К ним прежде всего следует отнести подготовку в СССР и переброску в оккупированные страны национальных кадров для развертывания партизанской борьбы, снабжение антифашистских сил средствами пропаганды и агитации, обеспечение зарубежных партизан оружием, боеприпасами, медикаментами, эвакуацию раненых в советский тыл, направление в пределы ряда стран советских партизанских формирований, имевших богатый опыт борьбы в тылу врага.
В 1944 г. СССР усилил непосредственную помощь народам Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Югославии в развертывании и активизации партизанского движения. Туда по просьбе представителей коммунистических и рабочих партий, антифашистских организаций этих стран Советский Союз направлял необходимые материальные средства, а в некоторые из них советские партизанские отряды и соединения.
Уже с осени 1943 г. стало возможным систематически оказывать такую помощь польскому народу.
Важную роль в этом сыграл рост антифашистских настроений среди польского населения западных областей Украины и Белоруссии, о чем наглядно свидетельствовали его братское отношение к советским партизанам и приток поляков в украинские и белорусские партизанские отряды. Еще в апреле 1943 г. ЦК КП (б) Украины и Украинский штаб партизанского движения наметили мероприятия по выделению партизан польской национальности в самостоятельные отряды для последующей переброски их на территорию Польши. Летом и осенью того же года и в начале 1944 г. было создано несколько польских партизанских формирований, хорошо обеспеченных вооружением, боеприпасами и минноподрывными средствами.
В апреле 1944 г. по просьбе польской эмиграции в СССР эти отряды были переданы в подчинение только что созданного Польского штаба партизанского движения. Большая их часть вскоре вышла на территорию Польши. Там отряды значительно выросли, пополнившись за счет местного населения. Впоследствии они влились в Гвардию Людову. Серьезная поддержка была оказана и отрядам Гвардии Людовой, возникшим и действовавшим в восточных районах Польши. С весны 1944 г. для них систематически стали доставляться воздушным путем необходимые грузы.
В начале 1944 г. на территорию Польши стали выходить и наиболее опытные и боеспособные советские партизанские формирования. Среди них были 1-я Украинская партизанская дивизия имени С. А. Ковпака под командованием П. П. Вершигоры, соединение под командованием И. Н. Банова. А вскоре, весной, на территории Восточной Польши стали наносить удары по тылам врага многие советские партизанские формирования. Всего в 1944 г. здесь действовало 7 соединений, 26 отдельных отрядов и большое количество специальных групп советских партизан, вышедших рейдами и переброшенных по воздуху с территории Советского Союза, не считая партизанских формирований, которые были созданы советскими людьми, бежавшими из фашистской неволи. Своими боевыми действиями и помощью местным патриотам они способствовали активизации партизанской борьбы в восточных районах Польши.
Советские партизаны быстро установили связь с польскими друзьями и развернули активные действия. Они на длительное время вывели из строя железнодорожный путь на участках Львов — Варшава, Рава-Русская — Ярослав, Билгорай — Звежи-нец. Только в первой половине 1944 г. ими было разгромлено 13 крупных фашистских гарнизонов в районных центрах, поселках городского типа и на железнодорожных станциях, в том числе в Билгорае, Янове, Краснобруде, Кжешуве, Ульянове, Тарногруде, Туробине, Сусеце.
Боевые операции советских партизан, как правило, проводились в тесном взаимодействии с отрядами Гвардии Людовой. Ярким примером тому был бой советских и польских партизан в Яновских лесах Люблинского воеводства против немецко-фашистских регулярных войск.
С крупными силами советских и польских партизан гарнизоны оккупантов уже не могли справиться, и гитлеровское командование начало стягивать регулярные войска, чтобы уничтожить партизан Люблинщины. В июне 1944 г. гитлеровцы окружили в Липских и Яновских лесах крупную группировку советских и польских партизан, сосредоточив против них три пехотные дивизии и несколько отдельных частей, поддерживаемых авиацией. Во вражеском кольце оказались пять отрядов и два соединения советских партизан, две бригады и один отряд польских партизан, один советско-польский отряд общей численностью около 3 тыс. человек. Соотношение сил было 10: 1 в пользу противника. К тому же враг располагал артиллерией, танками и авиацией, что создавало большую опасность для партизан при выходе из окружения на открытую местность.
В течение 14 июня партизаны отбили многочисленные атаки противника, потерявшего при этом большое число солдат и офицеров. Обстановка оставалась очень серьезной. Это потребовало от партизан объединения усилий и централизации управления боевыми действиями против карателей. На совещании командиров советских и польских партизанских частей 13 июня было создано объединенное командование во главе с командиром советского партизанского соединения подполковником Н. А. Прокопюком и выработан единый план действий. Одновременно был организован объединенный штаб во главе с советским офицером А. А. Горо-вичем.
В ночь на 15 июня сосредоточенным ударом окруженные прорвали вражеское кольцо и вышли в Сольскую пущу, эвакуировав туда всех раненых. Гитлеровцы и там попытались уничтожить партизан, но не имели успеха. К вечеру 23 июня было прорвано новое кольцо окружения. После этого партизаны обрушили удары на вражеские тылы в других районах. В ходе боев с карателями большую помощь партизанам оказали советские летчики, которые сбрасывали им боеприпасы, оружие, продовольствие и эвакуировали в советский тыл тяжелораненых.
Во второй половине 1944 г. многие советские партизанские формирования в связи с продвижением Красной Армии на запад и выходом на Вислу перенесли свои действия в южные районы Польши, где наносили эффективные удары по врагу. Только за 10 дней, с 24 сентября по 4 октября 1944 г., они подорвали 9 железнодорожных мостов и пустили под откос 19 эшелонов противника. Энергичную деятельность советские партизаны развернули и в районе Силезского угольного бассейна. 26 сентября 1944 г. они вывели из строя шахту Серша в 7 км севернее г. Хтанув, обеспечивавшую углем электростанцию, крекинг-завод, железную дорогу и 12 фабрик. Три дня спустя советские партизаны взорвали два паровых котла на военном заводе в 4 км севернее г. Сосновец, а 1 октября вывели из строя высоковольтную электролинию, снабжавшую электроэнергией заводы и фабрики в районе Моравской Остравы и Братиславы (Чехословакия).
Несколько крупных диверсий в тылу врага совершил отряд под командованием И. Ф. Золотаря, действовавший на территории Польши с сентября 1944 г. Партизаны отряда совершили успешные диверсии на трех военных заводах, подорвали три моста через р. Дунаец, произвели несколько крушений вражеских поездов с войсками и др. Только при взрыве крупного немецкого склада в бывшем замке Яилр было выведено из строя свыше 400 вражеских солдат и офицеров и 12 автомашин.
Весной 1944 г. по инициативе Коммунистической партии Чехословакии была достигнута договоренность между Центральным Комитетом КПЧ и Центральным Комитетом ВКП(б) об оказании Советским Союзом помощи чехословацкому партизанскому движению. К этому времени в результате самоотверженной работы коммунистов сопротивление народных масс Чехословакии фашистским поработителям стало приобретать характер боевых действий. Однако для развития массового партизанского движения и повышения эффективности борьбы не хватало опытных командиров и специальных материальных средств. В мае 1944 г. в Советском Союзе развернулась подготовка кадров для партизанской борьбы из числа чехословацких патриотов.
После кратковременного обучения в июле — августе началась переброска организаторских групп на территорию Чехословакии. В их составе наряду с местными патриотами-антифашистами были и советские партизаны. Только с конца июля по август 1944 г. на территорию Словакии были десантированы 24 организаторские группы. Некоторыми из них командовали советские партизаны: П. А. Величко, Е. П. Бодянский, И. Д. Дибров, А. С. Егоров, В. А. Кузнецов, Ф. М. Макаров, Д. М. Резуто, А. М. Садиленко и др.
Благодаря активной поддержке местного населения десантированные группы быстро превращались в крупные партизанские отряды и соединения. Так, группы П. А. Величко и А. С. Егорова к сентябрю 1944 г. выросли в партизанские бригады, численность которых составляла соответственно 2085 и 2800 человек.
Почти одновременно на территорию Словакии начали выходить рейдами из Польши и Западной Украины советские партизанские отряды и соединения под командованием Л. Е. Беренштейна, В. А. Карасева, В. А. Квитинского, Н. А. Прокопюка и др.
С боями пробивало себе путь в Чехословакию соединение под командованием подполковника М. И. Шукаева. Оно возникло летом 1943 г. на базе организаторской группы, выброшенной на парашютах в леса севернее Нежина. Пройдя через Правобережную и Западную Украину на территорию Польши, соединение преодолело Карпаты и вышло в Чехословакию, где действовало до встречи с Красной Армией (февраль 1945 г.). Соединение Шукаева, численность которого иногда превышала 3500 человек, совершило рейд протяженностью 5 тыс. км. Значительная часть этого маршрута приходилась на территорию зарубежных стран.
В конце сентября 1944 г. в освобожденные районы Словакии для оказания помощи словацким коммунистам в организации вооруженной борьбы была переброшена группа руководящих работников ЦК КПЧ и советских командиров. Впоследствии ею был создан руководящий центр, именовавшийся Главным штабом партизанского движения Словакии, одним из руководителей которого был советский офицер А. Н. Асмолов, имевший большой опыт организации партизанской борьбы.
Оценивая роль советских партизан в развитии партизанского движения в Чехословакии, К. Готвальд в письме Центральному Комитету КП (б) Украины отмечал: «Советские партизаны показали чешскому и словацкому народу, как нужно бить фашистов, что в этой борьбе должны принять участие широкие народные массы» '.
Появление в Словакии смешанных советско-чехословацких организаторских групп и советских партизанских отрядов содействовало развитию там вооруженной антифашистской борьбы. Это совпало с приближением антигитлеровского вооруженного восстания в Словакии. После поражения восстания численность партизан не только не уменьшилась, но даже возросла. Советские партизанские командиры помогли словацким патриотам организованно перейти на партизанские методы борьбы. В горах продолжали сражаться около 20 тыс. партизан. Переброска партизанских групп и отрядов на территорию Чехословакии продолжалась до веспы 1945 г. К концу января того же года здесь действовали ужо 26 советско-чехословацких соединений и отдельных отрядов общей численностью свыше 7 тыс. человек. Они имели связь с командованием Красной Армии и выполняли его задания.
Еще в конце сентября 1944 г. начали прибывать советско-чехословацкие организаторские группы на территорию Чехии и Моравии. Их число к марту 1945 г. достигло 11. Кроме того, на помощь партизанам Чехии и Моравии был направлен ряд партизанских отрядов под командованием советских командиров Д. Б. Мурзина, Я. Ушьяка, М. Я. Савельева, В. М. Геруса и др.
В решающие дни майского восстания чешского народа в 1945 г. широкую известность приобрело соединение партизан под командованием советского офицера Е. А. Олесинского. За два месяца до этого он был десантирован в район юго-западнее Праги во главе организаторской группы. С ее помощью из 10 местных разрозненных партизанских отрядов к 20 апреля было создано соединение «Смерть фашизму», насчитывавшее в начале мая 1750 вооруженных бойцов. Оно освободило от гитлеровцев города Пшибрам, Доб-жиш, Инце, Гостомице и 57 сел, встав на пути трех вражеских дивизий, стремившихся вступить в Прагу для подавления восстания. В свою очередь несколько партизанских отрядов этого соединения под командованием М. X. Баранова прорвались через заслоны противника в столицу Чехословакии, где соединились с восставшими.
По просьбе представителей братских коммунистических партий в СССР была организована подготовка национальных кадров для развития партизанского движения в Норвегии, Венгрии, Румынии и Болгарии. В частности, член Секретариата ЦК Компартии Норвегии Юст Липпе по этому поводу писал: «Многие антифашисты были вынуждены покинуть родину и уйти на территорию Советского Союза... Эти норвежцы вернулись позднее па родину в составе партизанских... групп и сыграли существенную роль в организации боевых антифашистских групп на местах».
Советская страна оказывала помощь антифашистской борьбе народов Юго-Восточной Европы. Так, в 1944 г. в Румынию было переброшено 12 советско-румынских, а в Венгрию 12 советско-венгерских организаторских групп.
В решающий момент подготовки болгарского народа к вооруженному восстанию, в конце августа 1944 г., советские самолеты сбросили на территорию Македонии оружие для 10 тыс. болгарских и югославских партизан. Только авиацией гражданского воздушного флота СССР в 1944 г. было совершено для поддержки югославских, греческих и албанских партизан 972 самолето-вылета, из них 387 с посадкой. При этом было переброшено 3764 человека и 1032 т различных грузов. Советские военные летчики, рискуя жизнью, спасли руководителей Народно-Освободительной Армии Югославии, когда те попали в окружение и им грозила гибель.
Значение участия советских партизанских формирований в европейском движении Сопротивления определялось не только большими потерями, наносимыми противнику, но и тем, что советские партизаны передавали местным патриотам богатый опыт борьбы в тылу врага, учили их искусству партизанской борьбы.
Необходимо подчеркнуть, что условия боевой деятельности за рубежом значительно осложнялись тем, что советские партизаны часто не знали языка тех народов, среди которых им приходилось действовать, слабо были знакомы с их культурой, национальными обычаями, особенностями административного устройства и установленного в них гитлеровцами оккупационного режима. Однако эти трудности с течением времени и с помощью местных патриотов успешно преодолевались.
Главная же трудность заключалась в том, что противник сразу же сосредоточивал основные усилия на уничтожении советских партизанских групп и отрядов, появление которых, как правило, вызывало резкую активизацию антифашистской борьбы местного населения.
Однако высокие морально-боевые качества, богатый опыт борьбы в тылу врага помогли советским партизанам успешно преодолеть и эти трудности. Умело маневрируя, нарушая связь и снабжение врага, неожиданно появляясь в самых уязвимых для противника районах, изматывая его, ставя перед новыми затруднениями, партизаны дезорганизовывали тыл фашистов и наносили им значительные потери.
Только за октябрь — ноябрь 1944 г. в Чехословакии и Венгрии отряды и соединения, подчиненные Украинскому штабу партизанского движения, истребили 12 919 гитлеровцев. Они также пустили под откос 48 воинских эшелонов, взорвали 24 железнодорожных моста, туннель, 33 шоссейных моста, вывели из строя 9 промышленных объектов, паровозное депо и железнодорожную станцию, уничтожили 22 самолета, 41 танк и бронеавтомобиль, 273 автомашины, трактора и тягача, разгромили 6 гарнизонов, 4 воинских склада противника.
Чрезвычайно важное значение за рубежом имела разведывательная деятельность советских партизан. Они сообщали командованию наших фронтов разнообразные сведения о группировке противника, его аэродромах, оборонительных сооружениях, пунктах управления, складах, о передвижениях вражеских войск. Например, партизанские формирования, подчиненные представительству Украинского штаба партизанского движения при 1-м Украинском фронте, в конце 1944 г. выявили состав 1-й танковой немецкой и 1-й венгерской армий противника; группировку и характер обороны ряда дивизий, входивших в состав этих армий; местонахождение штабов 1-й танковой армии, входивших в ее состав корпусов и некоторых дивизий; расположение аэродромов и складов; систему заграждений противника на ряде участков его обороны.
Нередко советским партизанам приходилось вести бои в тактическом взаимодействии с нашими войсками. Так, в сентябре 1944 г. во время наступления войск 4-го Украинского фронта в Карпатах партизанское соединение под командованием Н. А. Прокопюка упредило противника в захвате перевала в Восточных Бескидах (Чехословакия). О своем намерении удерживать перевал до подхода советских войск партизаны через связных поставили в известность командование 271-й стрелковой дивизии.
Заняв оборону, соединение Прокопюка в составе 600 человек (в том числе 200 чехов и словаков) в течение 26 и 27 сентября вело ожесточенные бои с превосходящими силами противника из состава 254-й пехотной дивизии. Утром 28 сентября на перевал вышли два батальона 869-го стрелкового полка 271-й стрелковой дивизии Красной Армии. Совместно с ними в последующие двое суток партизаны продолжали стойко удерживать перевал. Только 28 сентября они отразили 16 атак противника.
За мужество и героизм, проявленные в этом бою, 52 советских и 7 чехословацких партизан были награждены орденами и медалями Советского Союза. Ценную помощь войскам Красной Армии оказали и действовавшие на территории Польши и Чехословакии партизанские отряды под командованием Н. В. Волкова, Н. А. Геф-та, Н. А. Казина, Н. С. Калмыкова, И. И. Караваева, М. М. Леша, А. А. Лотова, А. Г. Миронова, С. Г. Морозова, М. П. Осипова, А. Г. Сапронова и др.
Движение Сопротивления в странах Европы проявлялось в различных формах. Это были вооруженная борьба, саботаж, забастовки, антифашистская пропаганда и другие действия, направленные на срыв экономических, политических и военных мероприятий гитлеровцев.
Высшей и наиболее эффективной формой движения Сопротивления была вооруженная борьба. Как уже отмечалось, до начала Великой Отечественной войны движение Сопротивления в странах Европы вследствие пагубной политики буржуазных партий проявлялось преимущественно в пассивных формах. Однако в дальнейшем под влиянием побед Красной Армии оно все в большей мере выливалось в вооруженную борьбу.
В 1944 г. движение Сопротивления в оккупированных странах Европы стало более массовым, организованным и решительным. Этому в значительной мере способствовала всесторонняя поддержка советского народа.
Она выражалась прежде всего в той решающей роли, которую играл во второй мировой войне советско-германский фронт, где были скованы основные силы фашистской Германии и громились главные группировки гитлеровских вооруженных сил. Естественно, для их пополнения немецко-фашистское командование вынуждено было часто сокращать численность своих войск, предназначенных нести оккупационную службу в странах Европы. К тому же там оставлялись, как правило, самые слабые части и соединения, не обеспеченные в достаточном количестве опытными кадрами, вооружением, боевой техникой и транспортом.
Победы Красной Армии не только облегчали материальные предпосылки для расширения борьбы против оккупантов, но и оказывали сильное моральное воздействие на участников движения Сопротивления, повышая их активность. После каждого крупного поражения немецко-фашистских войск на советско-германском фронте антифашистская борьба в странах Европы усиливалась. Подчеркивая это обстоятельство, руководитель французских коммунистов Морис Торез писал: «По мере того как продвигалась вперед Советская Армия, вооруженная борьба против гитлеровцев во Франции становилась все интенсивнее». | |
Просмотров: 947 | |