В борьбе народов оккупированных стран продолжали непосредственно и активно участвовать многие тысячи советских людей, заброшенных за рубеж событиями войны. Большинство их составляли бежавшие из немецких лагерей военнопленные офицеры и солдаты. Многие из них возглавляли партизанские отряды. А некоторые партизанские отряды полностью состояли из бывших советских военнопленных.
Выше упоминалось о советском партизанском батальоне под командованием А. И. Дьяченко, входившем в состав 9-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии. В 1944 г. боевые действия этого батальона были еще более успешными. Только в результате 30 засад, организованных им, было уничтожено более 2 тыс. вражеских солдат и офицеров, 100 автомашин, 13 бронеавтомобилей, 9 танков. Трижды советский партизанский батальон выручал при критических обстоятельствах 9-й корпус, за что получал поощрения от командования НОАЮ.
В марте 1945 г. батальон был переформирован в 1-ю Советскую ударную бригаду. Свой боевой путь эта бригада закончила в Триесте, где участвовала в ожесточенных боях за его освобождение. 256 бойцов и командиров бригады были награждены югославским правительством орденами и медалями.
В Бельгии, за тысячи километров от фронта, первый советский партизанский отряд появился летом 1944 г. Он был создан из военнопленных, которым помогли бежать из лагерей бельгийские рабочие.
Вскоре к этому отряду присоединился другой, и они впоследствии объединились в бригаду «За Родину», действовавшую в провинции Лимбург. Инициаторами и организаторами создания бригады были лейтенант Красной Армии И. А. Дядькин и чекист В. А. Трефилов. Эта бригада приняла активное участие в вооруженной борьбе бельгийского народа.
В провинциях Льеж и Намюр широкую известность приобрел сводный бельгийско-советский партизанский отряд под командованием бельгийского горняка-коммуниста Жана Коллара. Во время наступления гитлеровских войск в Арденнах этот отряд проводил активные операции на вражеских коммуникациях, за что Фронт независимости Бельгии вручил ему Красное знамя.
В Италии продолжали отважно сражаться «Русский батальон» под командованием В. Я. Переладова и отряд советских партизан под командованием капитана «Миши». С весны 1944 г. в горах Вольтаджо вел борьбу итало-русский диверсионный батальон. Особенно много советских людей действовало в составе итальянских партизанских формирований в районе Генди, в области Венеция, в Кунео и Империя. По далеко не полным данным, в 1944 г. в Италии сражалось не менее 2 тыс. советских партизан. А на решающем этапе борьбы, в дни апрельского восстания 1945 г., число их значительно возросло.
Героем партизанской борьбы, единственным иностранцем, заслужившим самую высокую награду Италии — Золотую медаль за военную доблесть, был русский солдат Ф. А. Полетаев. Он был известен под именем Федора Поэтана. С помощью итальянских коммунистов Федор Андрианович летом 1944 г. бежал с группой советских военнопленных в горы, где вступил в отряд Нино Франки из партизанской дивизии «Пинак Циккеро». В составе последней он участвовал в многочисленных боевых операциях. 2 февраля 1945 г. Ф. А. Полетаев геройски погиб.
В декрете правительства Италии о награждении его высшим военным орденом было сказано: «Являя собой пример дисциплинированности и мужества, зная, что идет на верную смерть, Федор Поэтан, в то время как партизаны были атакованы крупными силами противника, ринулся во главе небольшого отряда в гущу врагов, открыл огонь. Нападение было столь внезапным и смелым, что противник растерялся и был вынужден сдаться. Немцы понесли большие потери, было захвачено много пленных. Во время этого героического эпизода, изменившего в тот день весь ход событий, Федор Поэтан пал смертью героя во имя идеалов свободы народов».
26 декабря 1962 г. Советское правительство посмертно присвоило Ф. А. Полетаеву звание Героя Советского Союза.
На итальянской земле повторил подвиг Александра Матросова советский патриот Георгий Колозян. В начале 1944 г. после побега из плена он вступил в ряды партизанской бригады «Гуидо Бас-калья». 25 июня 1944 г. в бою в районе Джерфальколе Карлине Г. Колозян уничтожил двух солдат противника, троих захватил в плен, а после ранения бесстрашно бросился па вражеский пулемот и погиб. Г. Колозян посмертно был награжден итальянским правительством «Бронзовой медалью за военную доблесть».
Высокой эффективностью отличались подпольная борьба и боевые действия советских людей во Франции. При помощи французских коммунистов они создали в некоторых лагерях подпольные комитеты и партизанские группы, которые летом 1944 г. развернули активные боевые действия. Только в департаментах Па-де-Кале и Нор насчитывалось более 15 таких групп.
В дальнейшем, по мере расширения борьбы, менялись здесь и формы организации. Зимой 1944 г. началось формирование первых советских партизанских отрядов. С увеличением их числа в некоторых районах предпринимались попытки к созданию зональных штабов по руководству боевыми действиями.
Только в департаментах Нор, Па-де-Кале, Мозель, Мез, Мерт и Мозель, Кот-д’Ор с февраля по август 1944 г. советские партизаны, по неполным данным, уничтожили 3500 гитлеровцев, пустили под откос 65 воинских эшелонов, захватили 2 орудия, 50 пулеметов, 850 винтовок и автоматов, более 100 автомашин, взяли в плен и передали союзникам 650 офицеров и солдат противника. Советские партизанские формирования участвовали вместе с французскими патриотами в боях за освобождение городов Тулуза, Пуатье, Монпелье, Ним, Флорак, Вильфор, Алдес, Лимож, Клермон-Ферран и Париж. В столице Франции наши партизаны своими силами освободили здание советского посольства и водрузили на нем знамя СССР.
Национальным героем Франции стал славный сын советского народа лейтенант Красной Армии коммунист В. В. Порик. Совершив побег из Бомонского лагеря «восточных рабочих» вместе с несколькими товарищами, Порик создал партизанский отряд, боровшийся с начала 1944 г. против гитлеровцев в районе Артуа и Арраса. В 1944 г. он стал одним из руководителей группы советских партизанских формирований, действовавших на севере Фрапции.
В одном из боев Порик попал в окружение с группой товарищей. В течение трех часов вел он бой с большим отрядом эсэсовцев. Много врагов поплатилось жизнью за попытку взять смельчаков. Лишь после того, как Порик был трижды ранен, гитлеровцы смогли схватить его. Порика отправили в тюрьму, из которой он вскоре бежал и возвратился в свой отряд, в составе которого вновь громил гитлеровцев. 22 июля 1944 г. Порик был снова схвачен гестаповцами и в тот же день расстрелян. Его имя увековечено среди имен героев движения Сопротивления на мемориальной доске стены крепости Аррас.
Говоря о вдохновляющем примере В. В. Порика для патриотов Франции в годы Сопротивления, французская газета «Либерте» в статье «Один из тех, кто погиб во имя того, чтобы жила Франция», писала: «Василий —сын бессмертной Октябрьской революции, закаленный в годы борьбы,— был примером преданности для наших вольных стрелков и партизан, пионером нашего бессмертного народного восстания». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1964 года В. В. Порику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1944 г. значительно усилилась антифашистская борьба советских людей, находившихся в концлагерях, лагерях военнопленных и «восточных рабочих» на территории гитлеровской Германии и оккупированных ею стран.
Узники фашизма различных наций, несмотря на жесточайший режим, создавали патриотические группы, совершали побеги, вели самоотверженную освободительную борьбу против гитлеризма. Как и прежде, во главе этой борьбы выступали советские люди. «Летом и осенью 1944 г. с приближением фронтов к границам Германии среди находящихся в стране и содержащихся в общих лагерях иностранцев стало заметно возросшее стремление к неповиновению,— говорилось в одном из донесений нильского гестапо.— Это относится главным образом к тем лагерям, в которых сосредоточены русские и поляки. В них устраиваются конспиративные совещания и проводится открытая агитация, направленная против Германии... Бросается в глаза, что во всем этом деле имеется определенная система».
Находясь в плену, советские патриоты вели антифашистскую агитацию, предпринимали саботаж и диверсии на военных заводах, стремясь всячески подорвать экономические ресурсы гитлеровской военной машины и тем самым приблизить час победы над фашизмом.
Пример беспредельной преданности Родине показал крупный военный специалист, доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант инженерных войск Д. М. Карбышев. В августе 1941 г. при выходе из окружения в составе одной из воинских частей он был сильно контужен и взят в плен гитлеровцами. Три с половиной года провел Д. М. Карбышев в фашистских лагерях в Бреслау, Замостье, Хамельсбурге, Флосенбурге и Маутхаузене. Нацисты пытались привлечь на свою сторону советского ученого и генерала. Несмотря на все их ухищрения, Д. М. Карбышев остался верным советским патриотом.
Находясь на каторжных работах в фашистских лагерях, Д. М. Карбышев вел большую работу среди военнопленных, показывая пример верности социалистической Родине.
Видя непреклонность советского генерала, фашистские палачи подвегли его тяжелым пыткам, закончившимся мученической смертью Д. М. Карбышева в концлагере Маутхаузен 18 февраля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 августа 1946 г. Д. М. Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Стойкость, мужество и героизм в борьбе с фашизмом за пределами пашей Родины проявляла и советская молодежь. Секретарь ЦК КСМ Германии Фриц Гроссе в 1945 г. после освобождения из Маутхаузена писал в ЦК ВЛКСМ: «Разрешите выполнить мне, хотя и почетное, но очень тяжелое поручение. Я должен передать всей великой Советской стране, в частности комсомолу, последний задушевный привет 120 товарищей, комсомольцев и молодых коммунистов, вышедших из комсомола, которые мужественно и храбро шли на смерть...» В письме далее говорилось: «Когда ежедневно являешься свидетелем смерти людей, смерти через повешение, расстрел, травлю собаками, умерщвление голодом, замораживанием, когда сам стоишь одной ногой в крематории, тогда ты уже основательно притуплен к тому, больше или меньше на несколько человек пойдет на расстрел или будет отравлено газом. Но эта группа меня взволновала до глубины души. Речь идет о 120 товарищах. Но что это за ребята! Каждый в отдельности настолько чист как внутренне, так и внешне, что даже уголовные элементы, работавшие пособниками СС, честно говорили: «Да, группа русских, вот это парни! Особый сорт»».
С лета 1944 г. под влиянием блестящих побед Красной Армии, когда уже не было сомнений в близком полном поражении гитлеровской Германии, резко усилился процесс разложения и распада антисоветских воинских формирований, созданных немецкими карательными органами: так называемой «Русской освободительной армии», татарского, армянского и ряда других подобных «легиопов». Начались массовые побеги обманутых людей, часто целыми подразделениями. Некоторые из бежавших переходили на сторону зарубежных партизан и включались в борьбу с фашизмом. С приближением конца войны имели место случаи, когда отдельные подразделения власовцев и национальных «легионов» предпринимали открытые вооруженные выступления против гитлеровцев.
Нельзя не отметить, что немалый ущерб движению Сопротивления был нанесен общим стремлением внутренней реакции оккупированных гитлеровцами стран и представителями командования западных союзников погасить пламя партизанской войны и уничтожить левые патриотические силы. В Греции американцы и англичане вели линию на подрыв Национально-освободительной армии (ЭЛАС) и спешили отправить на родину сражавшихся в ее рядах советских людей.
В Бельгии имел место такой факт. Во время наступательных операций союзных войск против гитлеровских захватчиков совместно с 5 тыс. бельгийских патриотов действовал 4-й отряд советской партизанской бригады «За Родину». Когда партизанами были заняты имевшие важное оперативное значение мосты у Ротэма, командование союзных войск пообещало им сбросить оружие с самолетов. Но не сделало этого. 10 суток плохо вооруженные, истекавшие кровью бельгийские патриоты и советские партизаны отражали ожесточенные вражеские атаки. В неравном сражении многие из них погибли. А американские танковые части, выполняя приказ своего командования, оставались в бездействии в 10—12 км от Ротэма.
Ничего общего с подобной линией не имела политика Советского правительства. Она была направлена на то, чтобы оказать наиболее действенную помощь порабощенным народам.
Одной из форм такой помощи было участие советских людей в движении Сопротивления. Это имело важное политическое значение. В своих воспоминаниях бывший командир одного из итальянских партизанских отрядов Вини пишет, что советский человек в Италии «олицетворял собой защитников Ленинграда, Москвы, Сталинграда — тех, кто своим героическим сопротивлением и своими победами создал решающие предпосылки и для успеха нашего движения Сопротивления и освобождения. Для нас, 20 лет томившихся под фашистским игом, советский человек олицетворял собой воплощение в жизнь идеалов социальных свершений и братства народов».
Всюду, где советские люди участвовали в зарубежном движении Сопротивления, они мужественно приходили на помощь своим боевым соратникам. Им отвечали на это дружбой и поддержкой патриоты зарубежных стран, вместе с которыми им пришлось сражаться. Простые люди Европы охотно делили с ними кров, одежду, хлеб и смертельную опасность. Своей борьбой в рядах движения Сопротивления против фашистских поработителей советские люди доказали великую силу идей пролетарского интернационализма, братства и дружбы народов. | |
Просмотров: 1939 | |