Исторические победы 1943 г. коренным образом изменили дальнейший ход Великой Отечественной и всей второй мировой войны. Опираясь на возрастающую поддержку советского тыла, Вооруженные Силы СССР прочно удерживали стратегическую инициативу и к началу 1944 г. готовы были не только завершить освобождение советской земли от гитлеровских захватчиков, но и приступить к осуществлению своей освободительной миссии за рубежом.
Возрастание выпуска боевой техники и вооружения позволило провести организационное совершенствование Красной Армии, повысить уровень ее управления, маневренности, огневой и ударной силы.
В 1944 г. общевойсковая армия, как правило, стала иметь три стрелковых корпуса, включавших в свой состав в целом восемь-девять стрелковых дивизий. В январе того же года была сформирована шестая по счету танковая армия. На вооружение танковых частей и соединений стали поступать тяжелый танк ИС и модернизированный танк Т-34 с 85-мм пушкой, самоходно-артиллерийские установки ИСУ-152, ИСУ-122 и СУ-100. Совершенствовалась организационная структура артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Создавались тяжелые минометные бригады, получавшие на вооружение 160-мм минометы.
В военно-воздушных силах смешанные авиационные корпуса были переформированы в однородные: истребительные, штурмовые и бомбардировочные. На вооружение поступали самолеты более совершенных конструкций: истребители Як-3, Ла-7 и штурмовики Ил-10. В 1944 г. в Советском Союзе имелось достаточно резервных соединений и объединений, питавших фронт необходимыми пополнениями.
Фашистская Германия также продолжала наращивать выпуск военной продукции. В 1943 г. она увеличила производство орудий калибра 75 мм и выше, средних и тяжелых танков, самолетов (истребителей и штурмовиков) более чем в 2 раза по сравнению с предшествующим годом. Несмотря на это, третьему рейху не удалось достигнуть такого уровня производства военной продукции, какого достиг СССР. На каждый немецкий танк приходился выпуск почти двух советских, на каждые два немецких самолета — три советских.
Положение гитлеровской Германии ухудшалось с каждым днем. Рост национально-освободительного движения во Франции, Польше, Югославии, Чехословакии и других оккупированных гитлеровцами государствах серьезно ослаблял устойчивость стратегического тыла фашистской Германии. Важнейшие экономические и промышленные центры Германии систематически подвергались бомбардировкам с воздуха. Однако Советским Вооруженным Силам предстояла еще упорная борьба с сильным врагом.
К началу 1944 г. в действующей Красной Армии насчитывалось 6165 тыс. солдат и офицеров, 88 900 орудий и минометов, 2167 установок реактивной артиллерии, около 4900 танков и самоходно-артиллерийских установок, 8500 боевых самолетов. Кроме того, Ставка Верховного Главнокомандования располагала значительными резервами.
Командные кадры армии и флота приобрели большой опыт ведения военных действий против сильного противника. Они выросли и закалились в военном и политическом отношениях. В действующую армию вливались все новые пополнения бойцов, прошедших серьезную предварительную подготовку. Возрастали численность и роль армейских партийных организаций. К началу 1944 г. в Вооруженных Силах СССР было 2702 тыс. коммунистов, 2379 тыс. комсомольцев. В 1944 г. в члены Коммунистической партии было принято более 821 тыс. и кандидатами — 929 тыс. советских воинов.
Советские Вооруженные Силы превосходили противника в морально-политическом отношении, были хорошо оснащены боевой техникой и вооружением.
Значительный размах приняла работа по обобщению боевого опыта. Все более глубоко анализировались проведенные операции, сражения, бои. Управлением по использованию опыта войны Генерального штаба, штабами фронтов и армий издавались сборники, бюллетени, памятки, пособия, которые направлялись в войска. Советские Вооруженные Силы овладевали всеми необходимыми средствами, формами и способами вооруженной борьбы, научились их правильно сочетать, переходить от одних к другим в тактическом, оперативном и стратегических масштабах. Что касается армии фашистское Германии, то она, хотя ее численность несколько сократилась, оставалась достаточно многочисленной и хорошо оснащенной. К началу 1944 г. в ее составе было 315 дивизий и 10 бригад, из них на советско-германском фронть находилось 198 дивизий и 6 бригад. Кроме того, в подчинении германского командования находилось 38 дивизий и 18 бригад государств-сателлитов. Всего на Восточном фронте противник имел 4,9 млн. солдат и офицеров, более 54 тыс. орудий и минометов, 5400 танков и штурмовых орудий, 3 тыс. самолетов.
Общее соотношение сил и средств было в пользу Советских Вооруженных Сил. К началу 1944 г. советские войска занимали выгодное оперативно-стратегическое положение, позволявшее наносить удары по флангам крупных группировок противника. Советская авиация господствовала в воздухе, а войска ПВО страны успешно решали стоявшие перед ними задачи. В более сложных условиях проходила борьба на морях. Активность немецких подводных лодок, огромное количество мин, поставленных противником в советских водах, особенно в Финском заливе, большая удаленность баз Черноморского флота от морских сообщений гитлеровцев затрудняли эффективное использование флотов.
В целом же обстановка на советско-германском фронте была благоприятной для окончательного изгнания оккупантов с территории СССР и оказания помощи порабощенным народам Европы.
Стратегический замысел Ставки Верховного Главнокомандования на зимнюю кампанию начала 1944 г. состоял в том, чтобы последовательным проведением операций на юго-западном и северо-западном направлениях разгромить вражеские войска групп армий «Юг» и «А» на южном крыле советско-германского фронта и выйти здесь на государственные границы СССР, нанести поражение группе армий «Север» и окончательно снять блокаду Ленинграда. Для сковывания сил противника на центральном участке планировались наступательные действия с ограниченными целями.
Успешное осуществление этого замысла должно было привести к разгрому фланговых стратегических группировок противника и создать благоприятные условия для последующего наступления в Прибалтике, Белоруссии и на Балканах.
Главный удар в предстоящей кампании намечалось нанести на южном крыле фронта, и на этом направлении Ставка сосредоточила до 42% стрелковых и 80% танковых и механизированных соединений, а также основные силы авиации. Нанесение здесь удара обеспечивало достижение наиболее крупных результатов, так как разгрому подвергалась самая сильная стратегическая группировка противника и освобождались наиболее важные в промышленном и сельскохозяйственном отношениях районы страны. В то же время Красная Армия кратчайшим путем выходила на юге к границам союзников фашистской Германии для дальнейшего развития наступления. Таким образом, советская военная стратегия положила в основу предстоящей кампании идею последовательного наступления на различных направлениях.
Немецко-фашистское командование, планируя вооруженную борьбу на 1944 г., намеревалось упорно обороняться на Восточном фронте и отразить ожидаемую высадку англо-американских войск на западе, а в дальнейшем перебросить против Красной Армии новые крупные силы и не допустить ее дальнейшего продвижения на запад. С этой целью противник предполагал создать глубоко эшелонированную стратегическую оборону на всем Восточном фронте и ввести войну в позиционное русло, чтобы выиграть необходимое время для осуществления расчетов на раскол антигитлеровской коалиции.
Однако на южном крыле советско-германского фронта гитлеровцы не успели создать прочную эшелонированную оборону, что было учтено Ставкой Верховного Главнокомандования. | |
Просмотров: 686 | |