Приступая в 1944 г. к своей освободительной миссии в отношении народов и стран, захваченных фашистскими агрессорами, Советский Союз руководствовался интересами дела мира, выполнял свой интернациональный долг. Позиция Советского правительства носила освободительный, демократический характер.
Выход Красной Армии на государственную границу СССР поставил на очередь дня освобождение Польши. На ее оккупированной территории активно боролись патриоты, воодушевленные советскими победами. Но в ногах национально-освободительного движения путались, всячески мешая ему, реакционные эмигрантские круги, сохранившие известную опору в стране.
Эмигрантское правительство в Лондоне, играя на антисоветских настроениях реакционных кругов Англии и США, пыталось испортить отношения между союзниками. Представители эмиграции даже обращались к английскому и американскому правительствам с просьбой послать в Польшу свои войска, которые противостояли бы Советским Вооруженным Силам. Черчилль, поддерживавший претензии польской эмиграции, настойчиво предлагал СССР «урегулировать» отношения с ней. Английские и американские круги не оставляли попыток утверждения угодных им режимов на освобождаемых территориях. Советское правительство заняло твердую позицию в отношении происков польской эмиграции.
В июле 1944 г. советские войска вошли на польскую территорию, исполненные решимости разгромить германских захватчиков и помочь польскому народу в деле освобождения и восстановления независимой сильной и демократической Польши. С советскими войсками в пределы Польши вступили, как об этом уже говорилось, части польской армии.
В ходе борьбы польского народа в страпе возникла и утвердилась подлинно народная власть — Крайова Рада Народова — Национальный совет Польши, призванный руководить национально-освободительной борьбой польского народа. На освобожденной территории Крайова Рада Народова создала орган временной исполнительной власти — Польский комитет национального освобождения, который 22 июля 1944 г. обратился с манифестом к польскому народу. В манифесте излагалась программа борьбы с гитлеровскими оккупантами, укрепления союза и дружбы с СССР, установления с Советским Союзом нерушимых границ, демократических преобразований в стране. 26 июля 1944 г. Советский Союз особым соглашением признал власть созданного по решению Край-овой Рады Народовой Польского комитета национального освобождения на всей очищенной от неприятеля польской территории.
Советский Союз начал оказывать народу Польши большую помощь в деле восстановления разрушенной экономики. В августе — сентябре 1944 г. он безвозмездно предоставил для ее освобожденных районов продовольствие, медикаменты и другие товары. В октябре 4944 г. было подписано первое советско-польское торговое соглашение, начались поставки советского сырья и топлива для польской промышленности.
Попытки эмиграции утвердиться в стране, активизируя деятельность подконтрольных эмигрантскому правительству вооруженных сил, успеха не имели. Польский народ сплачивался вокруг Комитета национального освобождения, Польской рабочей партии. Между Советским Союзом и Польшей налаживались отношения братской дружбы и сотрудничества. 31 декабря 1944 г. Польский комитет национального освобождения был преобразован во Временное правительство Польши, которое вскоре было признано Советским Союзом.
Чувствами братской помощи, пролетарского интернационализма руководствовалось Советское правительство и в своих отношениях с Чехословацкой республикой. Еще в декабре 1943 г. СССР подписал с эмигрантским правительством Чехословакии договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. Согласно этому договору, стороны обязывались не вступать в сепаратные переговоры и соглашения с Германией, оказывать взаимную военную и другую поддержку и помощь в войне против нее и в послевоенный период в случае, если бы она возобновила свою политику «дранг нах Остеп» сама или совместно с каким-либо объединившимся с ней государством.
Договор предусматривал тесное и дружественное сотрудничество в период после восстановления мира. Стороны соглашались действовать в соответствии с принципами взаимного уважения их независимости и суверенитета, равно как и невмешательства во внутренние дела другого государства, развивать в возможно более широких масштабах свои экономические отношения и оказывать друг другу всяческую возможную экономическую помощь после войны. Они обязывались не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленных против одной из сторон.
Договор был заключен на 20 лет с последующим автоматическим продлением на каждые следующие пять лет в случае, если ни одна из сторон не сделает за год до истечения срока заявления о своем желании отказаться от договора.
8 мая 1944 г. было подписано «Соглашение об отношениях между Советским Главнокомандующим и Чехословацкой администрацией после вступления советских войск на территорию Чехословакии». Оно было проникнуто духом уважения к независимости и суверенитету Чехословакии. Соглашение гласило, что верховная власть в военных делах сохранится в руках Главнокомандующего советскими войсками, а с чехословацкой стороны будет назначен правительственный уполномоченный. Обязанностью последнего было руководство администрацией на освобожденной территории, воссоздание чехословацких военных сил, оказание активного содействия советскому командованию. Соглашение предусматривало использование чехословацких военных частей для военных действий на территории Чехословакии, создание чехословацкой миссии при советском командовании. На всей освобожденной территории восстанавливалась власть чехословацких правительственных и общественных органов.
Советский Союз также оказал большую военную, материальную и дипломатическую поддержку народам Югославии. В феврале 1944 г. начала свою деятельность советская военная миссия, главной целью которой было изыскание путей и возможностей оказания всех видов помощи партизанам и Народно-освободительной армии. В Югославию перебрасывались вооружение, снаряжение, продовольствие и медикаменты.
Советское правительство неизменно защищало национальные интересы народов Югославии. 22 апреля 1944 г. в период усилившихся попыток реакции при поддержке из Лондона добиться реорганизации югославского правительства в пользу реакционных сил Советское правительство заявило, что «изменения в югославском правительстве, если они не будут пользоваться соответствующей поддержкой маршала Тито и Народно-освободительной армии Югославии, вряд ли могут принести какую-нибудь пользу. Следовало бы добиться по этому вопросу соглашения с маршалом Тито, у которого действительно имеются реальные силы в Югославии».
В письме НКИД СССР от 5 июля 1944 г. И. Тито выразил благодарность Советскому правительству за «дипломатическую поддержку и материальную помощь». Военная и материальная помощь СССР Югославии усилилась после переговоров И. Тито с представителями Советского правительства в Москве в сентябре 1944 г. После освобождения Белграда 20 октября 1944 г. Советское правительство направило продовольствие населению города. Экономическая поддержка Югославии продолжалась и в дальнейшем.
Защищая интересы освобожденных народов, Советское правительство заняло твердую позицию в отношении попыток вмешиваться в их внутренние дела, предпринятых западными союзниками. В октябре 1944 г. в Москве состоялись англо-советские переговоры, во время которых был «полностью рассмотрен ход событий в Юго-Восточной Европе». Советское правительство отвергло предложение Черчилля о «распределении влияния» в Югославии и других балканских странах.
В принятом коммюнике говорилось: «Оба правительства согласились проводить совместную политику в Югославии, с целью концентрации всей энергии против отступающих немцев и с целью разрешения югославских внутренних трудностей путем объединения Королевского Югославского Правительства и Национального Освободительного движения. Право югославского народа самому решить вопрос о своем будущем государственном устройстве после войны, конечно, признается неотъемлемым»
Черчиллю также не удалось добиться во время московских переговоров укрепления позиций польского эмигрантского правительства и удовлетворения его притязаний в отношении украинской и белорусской территорий.
Победы Красной Армии способствовали развитию освободительной борьбы албанского народа. 24 мая 1944 г. на освобожденной территории страны состоялся 1-й Антифашистский национально-освободительный конгресс. Он избрал Антифашистский национально-освободительный совет, создавший в свою очередь Антифашистский комитет национального освобождения, который в октябре 1944 г. был провозглашен Временным демократическим правительством. В августе 1944 г. по просьбе Антифашистского конгресса в Албанию прибыла советская военная миссия. Попытки английских и американских правящих кругов укрепить в стране силы внутренней реакции провалились. В ноябре 1944 г. Народно-освободительная армия завершила освобождение Албании.
Под влиянием военных побед Советского Союза в 1944 г., приблизивших час освобождения и других народов Европы, усилилось национально-освободительное движение. 19 августа 1944 г. началось народное восстание в Париже. Патриотические силы активизировались в Бельгии, Голландии, Норвегии, Греции. Во многих странах начались революционные процессы.
Опасаясь, что освобожденные народы встанут на путь радикальных демократических перемен, американские и английские правящие круги вмешивались в их внутренние дела, оказывали поддержку реакционным силам. Стремясь восстановить реакционный монархический режим в Греции, английское правительство в октябре 1944 г. не остановилось перед вооруженной интервенцией в эту страну, уже освобожденную от оккупантов благодаря победам Красной Армии и героической борьбе греческих патриотов.
2 июня 1944 г. Французский комитет национального освобождения (ФКНО) принял наименование Временного правительства Французской республики. Но правительства США и Англии не спешили с его признанием. Союзное верховное командование практически игнорировало освободительное движение французского народа и его организации. Американские правящие круги не стремились к возрождению сильной Франции. Рузвельт, например, в своих ранних наметках послевоенного устройства вообще исключал Францию из числа великих держав. Правительство США не торопилось Допускать Францию к решению важных проблем послевоенной Европы. Американская и английская дипломатия заняла отрицательную позицию по таким вопросам, как включение представителя ФКНО в Союзную контрольную комиссию по Италии, приглашение Франции в качестве четвертого постоянного члена Европейской консультативной комиссии (ЕКК).
Официальные права Франции в этих органах были признаны США и Англией благодаря тому, что Советское правительство высказалось за ее участие в них. Решение союзников о допуске Франции в ЕКК было принято, как это подчеркивали французские представители, «по инициативе Советского правительства» '.
В противовес курсу западных держав Советский Союз всемерно способствовал возрождению Франции как великой державы, последовательно проводил политику восстановления ее независимости и суверенитета. Как уже отмечалось, Советское правительство в свое время признало Французский комитет национального освобождения во главе с де Голлем. Когда ФКНО был преобразован во Временное правительство Французской республики, последнее было также признано СССР. В специальном заявлении Советское правительство подчеркивало неизменно дружественное отношение СССР к Франции.
В декабре 1944 г. в Москве состоялись советско-французские переговоры. Основным был вопрос об обеспечении взаимной помощи против германской агрессии. Глава французской делегации де Голль высказал понимание важности советско-французского союза для безопасности Франции. «В сущности причиной несчастий, постигших Францию,— говорил он в Москве,— было то, что Франция не была с Россией, не; имела с ней соглашения, не имела эффективного договора» 1 2.
10 декабря 1944 г. был подписан советско-французский договор о союзе и взаимной помощи, отвечавший, как указывалось в преамбуле, «чувствам и интересам обоих народов» 3.
Каждая из сторон обязалась «продолжать борьбу на стороне другой Стороны и на стороне Объединенных Наций до окончательной победы над Германией», а также «оказывать другой Стороне помощь и поддержку в этой борьбе всеми находящимися в ее распоряжении средствами». Франция и СССР согласились не вступать в сепаратные переговоры с Германией или заключать без взаимного согласия какое-либо перемирие или мирный договор ни с гитлеровским правительством, ни «с каким-либо другим правительством или властью, созданными в Германии с целью продолжения или поддержания политики германской агрессии».
Договор предусматривал, что в послевоенный период стороны будут совместно принимать «все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы возможной любую новую по-пытку агрессии с ее стороны». «В случае, если одна из Высоких Договаривающихся Сторон,— гласила статья 4-я договора,— окажется вовлеченной в военные действия против Германии, будь то в результате агрессии, совершенной этой последней, будь то в результате действия вышеприведенной статьи 3, другая Сторона немедленно окажет ей всю помощь и поддержку, которые будут в ее силах».
Далее декларировались взаимные обязательства Франции и СССР не заключать союзов и не принимать участия в коалициях, направленных против одной из договаривающихся сторон, а также оказывать друг другу экономическую помощь в послевоенном восстановлении. Договор был заключен на 20 лет Он укрепил международные позиции Франции и гарантировал ее безопасность в случае возрождения германского милитаризма. Со своей стороны Советский Союз рассматривал договор как один из краеугольных камней, на которых должна была покоиться коллективная безопасность Европы в послевоенный период.
Таким образом, в 1944 г. Советский Союз добился значительных успехов в своей внешней политике. В огромной степени возросли престиж и влияние СССР в мировых делах. В целом отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции успешно развивались. Ленинская внешняя политика СССР способствовала национальному и социальному возрождению стран, освобождаемых от фашистского господства. | |
Просмотров: 704 | |