Коллективы предприятий, поставлявшие оборудование для военных заводов, достойно выполняли свою задачу. Теперь с каждым днем все острее становилась проблема перевода машиностроения для мирных нужд. Надо было с учетом растущих потребностей и перспектив послевоенного развития народного хозяйства создать новые типы станков, машин, подъемно-транспортного оборудования.
В феврале 1944 г. ГКО принял решение «О развитии производства металлорежущих станков на предприятиях Наркомата станкостроения». Восстанавливались и достраивались Краматорский, Киевский, Лубенский, Новочеркасский, Гомельский, ленинградские и другие станкостроительные заводы. Расширялся выпуск оборудования на всех предприятиях станкостроения. Конструкторы искали наиболее совершенные и экономичные образцы новой продукции.
Завод «Красный пролетарий» впервые в практике станкостроения перешел на поточную сборку станков и узлов к ним. В 1944 г. здесь был переведен на поток целый комплекс механических цехов, производящих детали оборудования.
Станкостроители упорно боролись за темпы. На Московском заводе внутришлифовальных станков бригада А. Г. Шашкова в 1944 г. собирала в среднем за месяц 22 станка — столько же, сколько весь цех до войны. 62 станка было собрано сверх плана. На заводе имени С. Орджоникидзе бригада мастера С. М. Степенина собирала до 30 станков в месяц. Всего по стране в 1944 г. было выпущено более 34 тыс. металлорежущих станков вместо 23,3 тыс. в 1943 г.
Больше производилось подъемного, транспортного и нефтяного оборудования, котлов, турбин, компрессоров, насосов, арматуры. Изготовление металлургического оборудования подошло к довоенному уровню. На Урале были выпущены первые паровые турбины. Коллективы Ленинградского металлического завода и Невского завода имени В. И. Ленина, Харьковского завода имени С. М. Кирова начали выпускать турбины и другое оборудование для электростанций. На заводах тяжелого машиностроения были изготовлены подъемные машины для шахт и заводов Донбасса. В начале 1945 г. заказы на продукцию мирного времени получили Урал-машзавод и другие крупные предприятия. Началось увеличение выпуска сельскохозяйственной техники. Многие машиностроительные заводы получили заказы на производство запасных частей для тракторов, комбайнов и других машин.
Со второй половины 1944 г. стали сокращаться специальные военные заказы на автомобильных заводах, переключавшихся на производство своей основной продукции. Так, на Московском автозаводе в 1944 г. производство автомобилей составляло свыше половины валовой продукции предприятия. В 1945 г. выпуском автомобилей были заняты все цехи завода. Здесь, как и на Горьковском автозаводе, все более значительная часть автомашин стала предназначаться для обслуживания нужд народного хозяйства. В 1945 г. автозаводы страны выпустили около 75 тыс. автомобилей.
Массовое внедрение поточного метода давало сильный толчок к дальнейшему совершенствованию техники и технологии производства. Промышленность планомерно наращивала новые мощности путем капитального строительства и восстановления хозяйства освобожденных районов. В 1944 г. насчитывалось 20 647 строек, а в 1945 г.*-1- еще больше.
Общий объем капиталовложений увеличился с 2,5 млрд. руб. в 1943 г. до 3,4 млрд, в 1944 и 4,2 млрд. руб. в 1945 г. Главный фронт нового строительства шел по-прежнему по Уралу, Сибири, Казахстану, Средней Азии, хотя удельный вес капиталовложений в эти районы стал уменьшаться. В хозяйство Урала и Западной Сибири в 1944 г. было вложено 22,1% капиталовложений вместо 39,5% в 1943 г. Там, а также в районах Поволжья, Средней Азии и в Центре страны завершалось строительство ряда мощных предприятий.
В 1944 г. на Магнитогорском комбинате была выстроена мощная коксовая батарея. Всего же Магнитостроем было сооружено и сдано в эксплуатацию 42 промышленных объекта. Строители Тагилстроя и металлурги Ново-Тагильского металлургического комбината ввели в строй третью домну и четвертую коксовую батарею. Комсомол шефствовал над строительством домны, оборудование для которой изготовляли различные заводы страны.
На Южном Урале полным ходом шло строительство Челябинского металлургического завода. Начали давать продукцию вновь созданные коксовые батареи и две доменные печи. Скоростными методами строились вторая очередь ТЭЦ, городок металлургов. На Челябинском трубопрокатном заводе были введены в действие новые объекты. У подножья Ильменских гор летом 1944 г. раздались гудки первого грузового автомобиля Миасского завода. Одна за другой вступали в строй шахты Гремячинского угольного месторождения.
Большая стройка продолжалась в Сибири. В Сталинске заканчивалось сооружение завода ферросплавов, в Новосибирске — завода тяжелых станков, в Барнауле — котельного завода и текстильного комбината, в Рубцовске — тракторного, а в Красноярске — новых корпусов «Сибтяжмаша» и комбайнового завода. В Казахстане и Средней Азии вступали в строй новые предприятия. В Караганде за 10 месяцев было построено крупное топливное предприятие, в котором открытым способом (без шахт) добывали до 1,5 млн. т угля в год.
Новые электростанции Урала, Казахстана и Средней Азии дали ток на заводы, фабрики, железные дороги. Мощность электростанций, введенных в строй только в 1944 г., равнялась мощности станций, построенных за всю первую пятилетку. Вступили в эксплуатацию новые железнодорожные линии, нефтепроводы (Астрахань — Саратов) и другие предприятия в тыловых районах.
Так, уже в ходе суровой войны создавались условия для более мощного развития страны в послевоенные годы. | |
Просмотров: 640 | |