Сложные задачи стояли перед тружениками сельского хозяйства в 1944 г. Необходимо было в первую очередь повысить урожайность и валовой сбор сельскохозяйственных культур, увеличить поголовье и повысить продуктивность животноводства. Контингент потребителей возрастал. Помимо поставки продовольствия Вооруженным Силам и тыловым промышленным районам, нужно было обеспечить и снабжение населения освобождаемых районов, территория которых непрерывно расширялась. Между тем нехватка рабочей силы, тракторов и живого тягла в сельском хозяйстве восточных районов становилась все более острой. Выход был в усилении технической базы.
Весной 1943 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах по восстановлению производства сельскохозяйственных машин и орудий», а в феврале 1944 г.— «О строительстве тракторных заводов и развитии производственных мощностей по выпуску тракторов для сельского хозяйства». Таким образом, при всех огромных материальных затратах, которых требовала война, осуществлялись важные меры и в этой области.
Наркомат черной металлургии получил распоряжение поставлять металл для производства сельскохозяйственных машин наравне с заказами для оборонной промышленности. Категорически запрещалось расходовать материалы, предназначенные для сельскохозяйственных машин, па другие цели, включая даже оборонные заказы. Наркомат путей сообщения должен был при всех условиях обеспечивать перевозку материалов, оборудования, топлива и рабочих для строительства тракторных заводов. Главному управлению трудовых резервов надлежало выделять контингенты молодых рабочих для тракторной промышленности. Было намечено ускорить строительство Алтайского, Липецкого, Владимирского тракторных заводов, Куйбышевского завода тракторного электрооборудования, восстановление Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Этим предприятиям была оказана существенная помощь, что позволило в начале 1944 г. ввести некоторые из них в действие. Уже 20 января 1944 г. коллектив Алтайского тракторного завода рапортовал о завершении строительства первой очереди. Липецкий завод в начале 1944 г. изготовил первую партию тракторов К-35, оснащенных бензиновыми моторами.
Если в первый период войны поставка техники сельскому хозяйству систематически снижалась, то с 1943—1944 гг. она стала возрастать, хотя в целом этот рост оставался еще незначительным. В указанные годы МТС получили больше 2 тыс. тракторов и
58,5 тыс. тракторных и конных плугов, а в 1945 г. — 10,8 тыс. тракторов. К этому времени уже полностью была восстановлена довоенная сеть машинно-тракторных станций, но машин в колхозном производстве было мало. В 1945 г. тракторный парк МТС составил три четверти довоенного, комбайновый — четыре пятых, грузовых автомашин — одну седьмую.
Принимались меры по улучшению оснащения МТС и МТМ. Комиссии под председательством А. Н. Косыгина ГКО поручил отобрать по союзным и союзно-республиканским наркоматам несложные станки и неиспользуемое станочное оборудование и передать их Наркомзему для создания ремонтно-технической базы МТС. 13 декабря 1944 г. Совнаркомом СССР было принято развернутое постановление об увеличении производства сельскохозяйственных машин в 1945 г.
Советское правительство заботилось и о развитии электрификации сельского хозяйства. 8 февраля 1945 г. было принято постановление, предусматривавшее создание малых колхозных и межколхозных электростанций, подключение колхозов к районным, заводским и коммунальным электросетям. В последний год войны число электрифицированных МТС увеличилось на треть, а колхозов, получавших электроэнергию,— в 2 раза. Мощность сельских электроустановок достигла довоенного уровня.
Большое значение для укрепления материально-технической базы сельского хозяйства в тот период имело снабжение запасными частями и горючим. В 1944 г. производство запасных частей на предприятиях союзной и местной промышленности увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 1943 г. и превысило даже уровень 1940 г. Заметно возросли и поставки горючего. В 1944—1945 гг. отставание этих поставок от довоенного времени было уже незначительным.
Вместе с улучшением материальных поставок определенный перелом произошел и в техническом обслуживании колхозов и совхозов. В 1944 г. впервые за всю войну на сопоставимой территории вырос объем тракторных работ МТС. Среднегодовая выработка на 15-сильный трактор, составившая в 1943 г. 182 га, увеличилась в 1944 г. на 30% и в 1945 г.— более чем в 1,5 раза. Общий объем работ МТС в 1944 г. увеличился на 40% по сравнению с 1943 г. Механизация основных сельскохозяйственных работ возросла, хотя она была еще значительно ниже, чем до войны.
В широких масштабах развернулась в завершающий период войны переподготовка кадров сельского хозяйства. Зимой 1944/45 г. только в колхозах РСФСР обучалось 2,5 млн. человек: председателей сельхозартелей, бригадиров, звеньевых, животноводов. В течение 1943—1945 гг. прошли переподготовку 275 тыс. трактористов и комбайнеров. Восстанавливалась сеть сельскохозяйственных учебных заведений. Большое внимание уделялось подготовке кадров в республиках Средней Азии, Закавказья и в Казахстане. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Азербайджане при сельскохозяйственных институтах в 1943—1944 гг. были созданы постоянно действующие одногодичные курсы для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения учащихся из коренного населения.
Росли квалификация и опыт ведущих работников сельского хозяйства. Жизнь научила их преодолевать неимоверные трудности военных лет. Если в 1943 г. среди председателей колхозов только пятая часть имела стаж свыше трех лет работы, то в 1945 г. больше чем четвертая часть — 28%.
Возросла также прослойка опытных колхозных бухгалтеров и счетоводов. Среди бригадиров-растениеводов в 1945 г. она составляла более чем пятую часть.
Однако положение с рабочей силой по-прежнему оставалось трудным. На 1 января 1945 г. в колхозах страны в целом, включая освобожденные районы, имелось 22 млп. трудоспособных — почти на 14 млн. (или на 38%) меньше, чем к началу 1941 г. К этому времени трудовые резервы колхозов оказались исчерпанными, дефицит рабочей силы не восполнялся.
Все трудовые процессы в сельском хозяйстве в основном выполнялись женщинами, стариками и подростками. Причем в 1944— 1945 гг. в колхозах (на сопоставимой территории) сократилось число трудоспособных женщин, а также подростков, уходивших в промышленность и на стройки. Особенно тяжелое положение сложилось в некоторых крестьянских хозяйствах центральных областей, Северо-Запада и Урала. В связи с этим в Свердловской, Челябинской, Молотовской и ряде других областей правительство в 1944 г. запретило мобилизацию сельского населения для постоянной работы в промышленности.
Как и в предыдущие военные годы, решающую роль в сельском хозяйстве продолжали играть женщины. На их долю приходилось 55,5% всех выработанных в колхозах трудодней. Более 250 тыс. женщин деревни находились на руководящей работе. Вместе с тем в напряжённый период сельскохозяйственных работ город продолжал посылать в деревню рабочих, служащих, учащихся. В 1944 г. в помощь колхозам на уборочные работы было мобилизовано 3,3 млн. человек, из них больше половины составляли школьники. Росла и трудовая активность колхозников, воодушевленных победами Красной Армии и приближением конца войны. | |
Просмотров: 904 | |