14 августа в Японии было принято решение о капитуляции. В этот день японское правительство сообщило правительствам США, Советского Союза, Великобритании и Китая, что император Хирохито издал рескрипт о принятии Японией условий Потсдамской декларации.
16 августа Генеральный штаб Красной Армии опубликовал разъяснение о том, что сделанное японским императором сообщение о капитуляции Японии является только общей декларацией о безоговорочной капитуляции, что приказ японским вооруженным силам о прекращении боевых действий еще не отдан и они по-прежнему продолжают сопротивление. Следовательно, действительной капитуляции вооруженных сил Японии еще нет. Капитуляцию вооруженных сил Японии, говорилось в разъяснении Генштаба, можно признать только с того момента, когда японским императором будет дан приказ своим вооруженным силам прекратить боевые действия и сложить оружие и когда этот приказ будет практически выполняться. Пока такого приказа не было, вооруженные силы Советского Союза па Дальнем Востоке продолжали наступательные операции против Японии. Штаб Квантунской армии, намереваясь выиграть время, обратился 14 августа по радио к советскому командованию с предложением лишь о прекращении боевых действий, но ни словом не обмолвился о безоговорочной капитуляции. В то же время войска Квантунской армии продолжали ожесточенное сопротивление, неоднократно переходили в контратаки..
Выполняя поставленные задачи, войска Забайкальского фронта к исходу 17 августа вышли на линию Чжанбэй, Долоннор, Чифын, Кайлу, Тунляо, Кайтун, Чжаланьтунь, Бухэду.
Противник, отступая, взорвал все мосты, а местами и пути на участке железной дороги Халун-Аршан — Солупь — Ванемяо, Это, а также необходимость перешивки колеи маньчжурских железных дорог на союзную колею затрудняли подвоз и материальное обеспечение быстро продвигавшихся войск 39-й общевойсковой и G-й гвардейской танковой армий.
Вступив в пределы Центральной Маньчжурии, войска Забайкальского фронта устремились к крупнейшим промышленным и административным центрам — городам Мукдену и Чанчуню.
Труднопроходимый Большой Хинганский хребет остался далеко позади. Части и дивизии, перевалившие его, получили наименование «Хинганских», а многие солдаты и офицеры были награждены орденами и медалями. Командующий конно-механизированпой группой войск генерал И. А. Плиев и командующий 6-й гвардейской танковой армией генерал А. Г. Кравченко были награждены второй медалью «Золотая Звезда». Командующий фронтом маршал Р. Я. Малиновский и начальник штаба фронта генерал М. В. Захаров были удостоены звания Героя Советского Союза.
За образцовое выполнение приказа командования в борьбе с общим врагом — милитаристской Японией Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами Советского Союза 21 генерала и офицера Монгольской Народно-революционной армии. В числе награжденных были Главнокомандующий Монгольской Народно-революционной армии маршал Чойбалсан, удостоенный ордена Суворова I степени, начальник Политического управления Монгольской Народно-революционной армии Ю. Цеденбал — ордена Кутузова I степени, генерал-лейтенант Ж. Лхагвасурэн — ордена Суворова II степени.
В результате боевых действий за период с 15 по 19 августа войска Забайкальского фронта преодолели безводную пустыню и горно-таежную полосу и овладели на правом фланге Чжанбэйем (северо-западнее Калгана), а на левом фланге — Хайларским укрепленным районом. Продвинувшись в глубь Маньчжурии от 360 до 600 км, они к исходу 19 августа вышли в следующие районы: конно-механизированная группа — в район Чжанбэя и Жэхэ, 17-я армия — в район Чифына, 6-я гвардейская танковая армия — в район Чанчуня и Мукдена, 39-я армия — в район Кайтуна, 36-я армия — в район Цицикара. 20 августа части 6-й гвардейской танковой армии йод коМайДо-ванием генерал-полковника А. Г. Кравченко, заняв Чанчунь и Мукден, продвигались в направлении городов Аньдунь и Дальний. Конно-механизированная группа советско-монгольских войск, выйдя 18 августа к Калгану и Жэхэ, отрезала Квантунскую армию от группировки японских войск, расположенной в Китае.
Преодолевая возросшее сопротивление противника, войска 1-го Дальневосточного фронта 15 и 16 августа продолжали успешно развивать наступление на всех направлениях, за исключением района Мудаыьцзяна, где части 1-й Краснознаменной и 5-й армий вели исключительно напряженные бои.
Попытки японского командования собрать в районе Мудапьцзя-на силы, достаточные для нанесения мощного контрудара, были сорваны. Японцы не смогли даже сколько-нибудь существенно замедлить темп наступления войск 1-го Дальневосточного фронта и выиграть время, необходимое им для перегруппировки своих сил; 5-я японская армия, сосредоточенная в районе Муданьцзяна, понесла большие потери сначала в боях на р. Мулинхэ, а затем на подступах к Муданьцзяну. Кроме того, часть ее сил была обойдена, отрезана от основной группировки и отброшена в труднопроходимые горные районы, где уничтожалась по частям.
В ночь на 16 августа 1-я Краснознаменная и 5-я армии произвели перегруппировку своих сил, а 16 августа в результате ожесточенных боев прорвали сильно укрепленную предмостную позицию в районе северо-восточнее Муданьцзяна, форсировали р. Мудань-цзян, разгромили главную группировку войск 1-го фронта Квантун-ской армии и полностью овладели этим городом — крупным узлом дорог и узлом обороны, прикрывавшим харбинское направление с востока. В боях за Муданьцзян Квантунская армия потеряла более 40 тыс. солдат и офицеров.
С потерей Муданьцзяна остатки японских войск на этом направлении под непрерывными ударами 1-го Дальневосточного фронта стали беспорядочно отходить на запад и юго-запад. Войска 1-го Дальневосточного фронта преследовали разбитые и поспешно отходившие силы противника, а своей главной группировкой устремились навстречу войскам Забайкальского фронта, чтобы замкнуть кольцо окружения всей Квантунской армии.
В то время, когда войска 1-й Краснознаменной и 5-й армий еще вели бои за Муданьцзян, войска 25-й армии развивали наступление в направлении Кореи. 16 августа часть сил 25-й армии полностью овладела г. Ванцин, прикрывавшим подступы к северным районам Кореи. Одновременно южная группа войск армии, успешно наступавшая вдоль побережья Северной Кореи, во взаимодействии с морским десантом Тихоокеанского флота 16 августа овладела крупной военно-морской базой и городом Сейсин и вышла в тыл на коммуникации 3-й японской армии, отсекая войска 17-го фронта от 3-й армии и от побережья Японского моря. К исходу 16 августа войска 1-го Дальневосточного фронта продвинулись в глубь Маньчжурии и Северной Кореи на 150—250 км. В ходе боев они полностью разгромили 5-ю японскую армию и нанесли большие потери 3-й японской армии.
Стремительность наступления позволила войскам перерезать все коммуникации противника прежде, чем командование Квантунской армии смогло ими воспользоваться для отвода войск и организации обороны на рубежах рек Мулинхэ и Муданьцзян.
Видя бесцельность дальнейшего сопротивления и потеряв управление своими разрозненными войсками, главнокомандующий Квантунской армии генерал Амада лишь 17 августа сообщил Главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке Маршалу Советского Союза А. М. Василевскому о готовности к капитуляции. Одновременно штаб Квантунской армии по радио передал приказ своим войскам о прекращении военных действий. Однако японские войска в течение 17 августа продолжали почти на всех участках фронта оказывать сопротивление наступавшим войскам, а на ряде участков они даже переходили в контратаки.
Таким образом, японское командование признавало необходимость капитуляции, но в то же время еще пыталось остановить наступление советских войск. Всячески затягивая фактическую капитуляцию, оно надеялось выиграть время для организации обороны на новых рубежах. Поэтому войска 1-го Дальневосточного фронта продолжали наступление. В течение 18 августа они развивали наступление из районов Ванцина и Хуньчуня в Северную Корею. 18 августа в Харбине был высажен воздушный десант, захвативший наиболее важные объекты в городе. В этот же день в Харбин вступил сильный подвижной отряд 1-й Краснознаменной армии.
В результате боевых действий с 15 по 19 августа войска фронта прорвали подготовленные в глубине обороны противника рубежи, разгромили противостоявшие силы его 1-го и 17-го фронтов и, преодолев резко пересеченную горно-таежную местность, к исходу 19 августа вышли в районы Линькоу, Вэйхэ, Эму, Дуньхуа, Яньцзы и Ранан. Противник лишился военно-морской базы Сейсин.
Наступая навстречу Забайкальскому фронту, войска 1-го Дальневосточного фронта 20 августа вошли в Гирин и совместно с соединениями 2-го Дальневосточного фронта заняли Харбин. Часть сил 25-й армии под командованием генерал-полковника И. М. Чистякова во взаимодействии с десантами Тихоокеанского флота, овладев за это время основными портами Северной Кореи — Юки, Расин, Сейсин и Гензан, лишили таким образом Квантунскую армию связи с метрополией.
Японские войска, действовавшие перед 2-м Дальневосточным фронтом, с выходом на их тылы войск Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов, стремясь избежать окружения, отходили в общем направлении на Харбин.
2-я Краснознаменная армия завершила окружение 20-тысячной группировки противника в районе Суньу, а на бэйаньчжэньском направлении 19 августа вступила в Лунчжэнь.
Наступление 15-й армии вдоль р. Сунгари затруднялось распутицей. Это помешало войскам армии продвигаться к Саньсину. По-прежнему большую помощь сухопутным войскам оказывала Краснознаменная Амурская флотилия. 17 августа 15-я армия овладела большим городом и крупным речным портом Цзямусы, а еще через два дня — г. Саньсин, захватив в нем большие трофеи.
Противник продолжал отходить под ударами советских войск. Оказывая сопротивление, он разрушал мосты, переправы, поджигал города, поселки и другие населенные пункты. Но и на сунга-рийском направлении остановить наступление Красной Армии враг уже не мог.
В результате боевых действий с 15 по 19 августа войска 2-го Дальневосточного фронта нанесли серьезное поражение 4-й отдельной армии японцев и части сил их 3-й армии и, преодолев горнотаежную и крайне заболоченную местность, продвинулись на цици-карском направлении на 100—150 км и на сунгарийском — до 300 км. 2-я Краснознаменная армия вышла в район Кэлочжаня, Лунчжэня, 15-я армия — в район Саньсина, а 5-й отдельный стрелковый корпус — в район Боли.
Войска фронта, вступив 20 августа в Харбин, расчленили северную группировку Квантунской армии на отдельные части. Соединения фронта во взаимодействии с Тихоокеанским флотом успешно провели 11—25 августа Южно-Сахалинскую наступательную операцию, а 18—23 августа — Курильскую десантную операцию на о. Шумшу.
Еще 18 августа Ставка Верховного Главнокомандования, учитывая, что на ряде участков фронта японские войска приступили к выполнению требований о капитуляции, приказала: «На тех участках, где японские войска складывают оружие и сдаются в плен, боевые действия прекратить» '.
В 22 часа 45 мин. Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке довел до сведения войск эту директиву Ставки и потребовал от командующих фронтами организовать подвижные отряды и воздушные десанты для захвата важных городов, баз, железнодорожных узлов и других пунктов. Директива разрешала командирам дивизий и бригад самостоятельно, в пределах своих разграничительных линий, устанавливать порядок приема и разоружения войск противника.
Чтобы ускорить разоружение и пленение японских войск, а также воспретить им уничтожение материальных ценностей, в городах Центральной Маньчжурии, в Корее и на Южном Сахалине были высажены советские воздушные десанты. 18 августа в Харбине десантники пленили начальника штаба Квантунской армии генерала Хата, 19 августа в Чапчуне — главнокомандующего Квантуя-скон армией генерала Ямада, а на аэродроме в Мукдене — императора марионеточного государства Мапьчжоу-Го Пу И, пытавшегося бежать в Японию.
1 сентября 1945 г. советские войска, высадившись с кораблей на южные острова Курильской гряды, завершили боевые действия против милитаристской Японии.
2 сентября на линкоре «Миссури», бросившем якорь в Токийской бухте, состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии. Этот исторический день означал, что вторая мировая война, продолжавшаяся шесть лет, закончилась.
Кампания Красной Армии на Дальнем Востоке длилась всего лишь 24 дня, т. е. была молниеносной. Но по своему размаху, мастерству осуществления и результатам она относится к наиболее выдающимся кампаниям второй мировой войны. Достигнутая за короткий срок крупная победа явилась ярким свидетельством могущества социалистического государства и его Вооруженных Сил, новым торжеством советского военного искусства.
В боях против японских агрессоров с новой силой проявились высокие морально-боевые качества советских воинов. Сражаясь за освобождение северо- восточных провинций Китая, Северной Корен, Южного Сахалина и Курильских островов, они вновь показали свою преданность Родине, партии, интернациональному долгу. Коммунисты и комсомольцы шли в первых рядах воинов-дальне-восточников.
За ратные подвиги при разгроме Квантунской армии правительство наградило орденами и медалями 308 тыс. человек. Звания Героя Советского Союза были удостоены 93 воина, в том числе 6— второй медали «Золотая Звезда». Более 300 соединений и частей получили боевые награды, 25 из них стали гвардейскими. Почетные наименования «Хингаиских», «Амурских», «Уссурийских», «Харбинских», «Мукденских», «Порт-Артурских», «Сахалинских», «Курильских» и других были присвоены 220 соединениям и частям. Все это — убедительное свидетельство массового героизма советских воинов.
Сокрушительный удар по Квантунской армии па Дальнем Востоке явился одним из определяющих факторов поражения милитаристской Японии. Он привел к самому крупному во второй миропой войне поражению японских вооруженных сил и к наиболее тяжелым для них потерям. Последние составили 677 тыс. солдат и офицеров, в том числе 84 тыс. убитыми и ранеными, более 593 тыс. пленными. Япония, лишившись крупнейшей военно-промышленной базы на Азиатском материке и наиболее сильной Кван-тунской армии, оказалась не в состоянии продолжать вооруженную борьбу. Это намного сократило сроки окончания второй мировой войны.
Разгром Красной Армией японских войск в Маньчжурии и Корее, а также на Южном Сахалине и Курильских островах лишил милитаристов Японии всех плацдармов и баз, которые они в течение многих лет создавали, готовясь к агрессии против СССР. Безопасность социалистического государства на Дальнем Востоке была обеспечена.
Народы стран Азии высоко ценят вклад Советского Союза в дело их освобождения, ускоривший крушение колониальной системы империализма. Победа над японским империализмом открыла новую страницу в истории народов Азии. Создались благоприятные условия для борьбы демократических сил и бурпого подъема национально-освободительного движения. Разгром Красной Армией Квантунской армии ь Маньчжурии дал возможность китайскому народу добиться победы в антияпонской войне и воссоединить со своей страной северо-восточную часть Китая с 40-миллионным населением. Оставшееся японское оружие и развитую промышленную базу в Маньчжурии Народно-освободительная армия Китая смогла использовать в последующей борьбе против реакционных гоминдановских войск. Все это имело огромное значение для завершения китайской народной революции. Поражение Японии послужило также прологом к рождению Корейской Народно-Демократической Республики и Демократической Республики Вьетнам, к завоеванию независимости Индией, Индонезией, Бирмой и другими странами.
СССР, верный интернациональному долгу, выполнил свою великую освободительную миссию. | |
Просмотров: 687 | |