Духовная жизнь СССР во время Великой Отечественной войны. Идейно-политическая работа партии

К своему бесславному концу фашистская Германия шла побежденная не только мастерством и силой оружия советских войск, но и превосходством идейных и моральных сил советского народа. В борьбе с ложной доктриной расовой исключительности «арийцев», прикрывавшей стремление германских империалистов к мировому господству, в смертельном поединке с нацистской идеологией звериного национализма верх одержала советская социалистическая идеология. Ее нерушимой основой были и являются марксизм-ленинизм, советский патриотизм, нерушимая дружба всех народов СССР, интернационализм, преданность делу коммунизма. Вместе с тем социалистическая идеология гармонически сочетает любовь к Отчизне с гуманистическим стремлением к братству и дружбе всех народов.

 

Коммунистическая партия Советского Союза в годы борьбы против фашистской агрессии исходила из марксистско-ленинского учения о том, что победа в освободительной войне в ряду решающих условий зависит от духовной силы народа, осознания им своего нравственного долга перед Родиной, мировым освободительным движением.

 

Воспитывая у миллионов советских людей такие качества, как стойкость, самопожертвование и героизм, партия использовала при этом лучшие национальные традиции народов, сочетая их с коренными жизненными интересами страны и требованиями пролетарского интернационализма.

 

Партия на протяжении всех лет войны исходила из необходимости полной мобилизации духовных и материальных сил народа на достижение победы над фашистским агрессором, упрочения независимости Отечества и завоевания социализма. В идейно-политической работе партии все большее место занимает раскрытие исторического значения братской помощи СССР порабощенным народам, разъяснение освободительной миссии Красной Армии.

 

Направляя идейную жизнь страны, ЦК ВКП(б) решал эту гигантскую задачу через все звенья партии и Советского государства, комсомол, профсоюзы, общественные организации. Использовались все формы пропаганды и агитации: печать, радио, лекции, беседы и пр. Партия продолжала уделять большое внимание руководству литературой, искусством, наукой, народным просвещением.

 

Деятельность партии по идейно-политическому воспитанию трудящихся учитывала и многообразие специфических особенностей, которые имели место в жизни советских народов.

 

В завершающем периоде войны заметно усилился процесс обновления состава работников во всех отраслях народного хозяйства, особенпо в промышленности. В общественное производство были втянуты огромные массы женщин, подрастающей молодежи. Их производственная активность сопровождалась также ростом политической активности. События на фронте и в международной жизни повысили интерес советских людей к вопросам внешней и внутренней политики партии и правительства. Вместе с тем в первые годы войны, когда производственная работа требовала крайнего напряжения всех сил народа, несколько снизился размах теоретической учебы на предприятиях, в учреждениях, институтах. Произошло это отчасти потому, что наиболее опытные кадры партийных пропагандистов были направлены на фронт, в действующую армию, а пришедшие им па смену имели недостаточную теоретическую подготовку, нс обладали опытом массово-политической работы. Все это не могло не сказаться на уровне политического просвещения масс. Среди отсталых слоев населения усилились религиозные настроения, которые зачастую приводили к неправильному, ложному объяснению сложных явлений общественной жизни, событий на фронте. С освобождением от немецко-фашистских оккупантов временно захваченных ими районов возникла необходимость развернуть идеологическую работу среди населения, вызволенного из фашистской неволи. Гитлеровская оккупация, длившаяся годами в некоторых районах страны, отличалась не только террором и грабежом населения, но и упорной антисоветской агитацией. На провокационные методы фашистской пропаганды поддалась некоторая часть населения западных районов Украины, Белоруссии, прибалтийских республик, Правобережной Молдавии, в течение десятилетий находившаяся под буржуазно-националистическим влиянием, лишенная правдивой информации. Наконец, на нее пытались влиять и после освобождения этих районов активизировавшиеся националистически настроенные остатки городской и сельской буржуазии.

 

Все это вместе взятое выдвигало новые задачи в развертывании идеологической работы, требовало вдумчивого и дифференцированного подхода к воспитанию различных слоев советского общества.

 

Для достижения полной морально-политической и идеологической победы над врагом Центральный Комитет партии настойчиво требовал от партийных организаций ни на один час не ослаблять идейно-воспитательную работу.

 

На идеологическом фронте работали видные деятели партии:

 

A.           А. Жданов, М. И. Калинин, Д. 3. Мануильский, А. С. Щербаков, Е. М. Ярославский и многие другие члены и кандидаты в члены ЦК. В печатной и устной пропаганде деятельное участие принимали старые большевики В. А. Карпинский, Ф. Я. Кон, Г. М. Кржижановский, Н. А. Семашко, Е. Д. Стасова, деятели международного коммунистического движения К. Готвальд,

 

B.            Пик, П. Тольятти (Эрколи), М. Торез, В. Ульбрихт, Д. Ибаррури и др. В Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) были образованы в годы войны новые отделы: науки, пропагандистских групп, художественной литературы, кинематографии, радиовещания и радиофикации, искусств.

 

В своих решениях по идеологическим вопросам Центральный Комитет партии определял формы и методы партийной пропаганды, политической агитации в массах, анализировал результаты и уровень деятельности партийных организаций в этом направлении. Принципиальное значение для всей партии имели принятые ЦК ВКП(б) в 1944—1945 гг. решения «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» и «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации». В них говорилось о серьезных недостатках, допущенных партийными организациями в массово-политической и идеологической работе, намечались конкретные меры по их устранению. Отмечались также ошибочные взгляды отдельных историков и литераторов, отходивших от ленинской оценки прошлого своих народов, указывалось на необходимость научной разработки истории татарского и башкирского народов.

 

В постановлениях ЦК партии подчеркивалось, что только углубленное изучение марксистско-ленинской теории может помочь партийным, советским и хозяйственным работникам правильно оценивать и разъяснять массам происходившие события.

 

В 1943—1944 гг. значительно расширилась учебная сеть подготовки и переподготовки работников идеологического фронта. По решению ЦК ВКП(б) были открыты Центральные газетные курсы, где учились руководящие работники областных, краевых и республиканских газет; организованы курсы при Высшей партийной школе для лекторов обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик; были созданы при ВПШ и МГУ курсы подготовки и переподготовки преподавателей основ марксизма-ленинизма и политэкономии. При многих обкомах и крайкомах, а также при ЦК компартий союзных республик действовали шестимесячные курсы пропагандистов и журналистов. Только в 1944 г. такие курсы окончило 8065 человек.

 

Массовая политическая подготовка партийного и беспартийного актива проводилась в вечерних университетах марксизма-ленинизма, в районных и городских партийных школах и в сельских политшколах. Уже в 1944—1945 гг. насчитывалось 25 тыс. школ, в которых занималось более 500 тыс. коммунистов, комсомольцев, партийных, советских и хозяйственных работников. В 1944 г. открылся прием в созданную заочную Высшую партийную школу. Возобновили работу Ленинские курсы при ЦК ВКП(б), где обучались секретари горкомов и райкомов. При обкомах, крайкомах, ЦК компартий союзных республик были созданы годичные партийные школы. Серьезные меры принимались для распространения среди трудящихся естественнонаучных знаний. В 1944 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «Об организации научно-просветительной пропаганды». В этой связи усиливается лекционная работа. Люди самых различных профессий — ученые, врачи, учителя, агрономы, писатели, журналисты — читали лекции о положении па фронтах Отечественной войны и международном положении, о странах антифашистского лагеря, о литературе, искусстве, достижениях науки и техники. Число лекций и слушателей возрастало с каждым годом. В 1944 г. в большинстве областей и республик были созданы лектории для молодежи.

 

В 1945 г. в Москве впервые были проведены «Чтения», получившие потом широкое распространение. Виднейшие ученые — академики В. В. Адоратский, А. Е. Арбузов, С. И. Вавилов, Б. Д. Греков, Н. С. Державин, Е. В. Тарле, О. Ю. Шмидт, члены-корреспонденты АН СССР Н. Н. Баранский, И. И. Минц, А. М. Панкратова, профессор М. В. Нечкина и др.— выступали с лекциями по различным отраслям знаний. «Чтения» послужили шагом на пути к организации Общества по распространению политических и научных знаний, созданного вскоре после окончания войны.

 

Заботясь об идейно-политическом воспитании советских людей, ранее проживавших па оккупированной врагом территории, ЦК партии 9 августа 1944 г. принял решение «О ближайших задачах партийных организаций КП (б) Белоруссии в области массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения». Партийные организации республики должны были усилить идейно-политическую работу, поднимать политическую активность трудящихся, своевременно вскрывать подрывную деятельность вражеской агентуры.

 

Особое внимание обращалось на воспитание социалистического отношения к труду, к общественной собственности, на укрепление государственной дисциплины. Главная задача коммунистов Белоруссии, говорилось в постановлении ЦК ВКП(б),— это мобилизация трудящихся на помощь Красной Армии в деле полного разгрома немецко-фашистских войск, скорейшего восстановления народного хозяйства, всемерного укрепления колхозного строя.

 

В конце 1944—начале 1945 г. ЦК ВКП(б) рассмотрел вопросы, связанные с недостатками в политической работе среди населения западных областей Украины, Литовской, Эстонской, Карело-Финской ССР, принял специальные решения и определил конкретные задачи политической работы в каждой республике. В помощь их партийным организациям были направлены лекторы и пропагандистские группы Управления пропаганды ЦК ВКП(б)

 

Огромную по своим масштабам и размаху идейно-воспитательную работу в условиях военного времени партия осуществляла, располагая непрерывно растущей сетью первичных партийных организаций. Если во всех отраслях народного хозяйства, в организациях и учреждениях гражданского тыла насчитывалось на 1 января 1943 г. свыше 107 тыс. первичных партийных организаций, то в 1944 г. их число превысило 129 тыс., а в 1945 г.— 150 тыс. Число членов и кандидатов в члены партии в территориальных партийных организациях только за последние полтора года войны (с 1 января 1944 г. по 1 июня 1945 г.) возросло с 2215 тыс. до 2928 тыс.

 

Значительный рост партийных рядов на завершающем этапе войны, преимущественно за счет молодежи, объективно свидетельствовал о результатах идейно-воспитательной работы партии, об огромном воздействии идей марксизма-ленинизма на новое поколение советских людей, закаленных испытаниями войны.

 

Социалистическая идеология явилась мощным духовным оружием, которым Коммунистическая партия вооружила народ в его освободительной борьбе. Дружба народов, социалистический патриотизм советских людей, их интернациональная солидарность восторжествовали над идеологией расовой и национальной ненависти немецко-фашистских захватчиков.

Категория: История | Добавил: fantast (20.12.2018)
Просмотров: 3737 | Рейтинг: 0.0/0