О эстетическом стиле бытовой вещи в СССР. Эстетика быта

1966 год

Эстетике быта - Сфера быта наряду с другими факторами активно участвует в формировании нового человека. Конечно, повышение культуры быта — длительный процесс. Он требует внимания как со стороны партийных и общественных организаций, так и активного участия каждого члена общества, который может внести свой вклад в благоустройство района, участка, села, завода, где он работает, дома, в котором он живет.

 

Рост материального благосостояния нашего народа, развернувшееся в стране массовое жилищное строительство, значительное улучшение системы бытового обслуживания, возросшие духовные запросы советских людей — все это способствует успешному решению задач эстетики быта.

Подлинная красота все больше входит в быт советских людей. Одна за другой открываются художественные выставки, посвященные искусству в быту, по-новому оформляются кафе и кинотеатры, клубы и гостиницы. Мы видим рождение нового стиля в планировке городов, в архитектуре зданий, во всех областях декоративно-прикладного искусства. Это —прекрасная и строгая архитектура Кремлевского Дворца съездов, удивительно легкая, органически слитая с природой станция метро «Ленинские горы», гостиницы «Минск», «Аэрофлот» в Москве, новые кварталы далеких городов Заполярья и Сибири— Норильска, Ангарска, Дивногорска и др.

 

Черты нового стиля находят свое выражение не только в архитектуре зданий. Они проявляются в четкости и стройности силуэтов современных теплоходов, воздушных лайнеров, кораблей на подводных крыльях, в новом характере внутренней отделки зданий, в формах мебели и предметов быта — холодильников, телевизоров, стиральных машин, посуды и многих других вещей, окружающих человека.

 

Человек живет в конкретной материальной среде, которая оказывает на него определенное воздействие. Характер этого воздействия во многом зависит от тех эстетических свойств, которыми наделены все элементы этого окружения — будь то крупное промышленное сооружение, жилая комната или обыкновенная авторучка. Нельзя недооценивать ту большую воспитательную роль, которую играет материальная среда в формировании нового человека. (И в этом отношении предметы быта имеют существенное преимущество перед музейными произведениями искусства в силу того, что они постоянно окружают человека и активно воздействуют на его вкус.)

 

В последнее время повсеместно развернулась борьба за улучшение качества и красоту изделий легкой промышленности. На многих фабриках и заводах создаются специальные бюро технической эстетики, которые разрабатывают новые красивые образцы изделий и следят за тем, чтобы продукция не только отвечала высоким техническим требованиям, но была бы красиво оформлена, радовала бы глаз своим внешним видом. Об этом мы уже знаем из предыдущей главы.

 

Квартиры обставляются сейчас легкой, изящной и удобной мебелью. Обои и декоративные ткани становятся более современными по рисунку. Нам сегодня кажутся некрасивыми тяжелые плюшевые скатерти и покрывала, пышные шелковые абажуры с оборками и бахромой — словом, все то, что перекочевало в наш быт от старой мещанской «роскоши» конца XIX века.

 

Красота современного жилища создается не за счет сложности форм мебели красного дерева, блеска бронзы и золоченых канделябров, а благодаря продуманной планировке квартиры, новой мебели, отличающейся простотой форм, благодаря умелому использованию дерева, металла, стекла и других материалов, гармоничному сочетанию цвета тканей и окраски стен, умному и строгому подбору собственно декоративных элементов. Современный человек хочет видеть вокруг себя вещи простые, ясные по форме, рационально сконструированные, удобные в употреблении. Не только самолет или автомобиль должны быть современными по форме, но и любой предмет, который мы берем в руки — будь то кофейная мельница, телефонный аппарат или эмалированный чайник.

 

В наше время меняется архитектура и самый облик зданий. Рациональность, чистота пропорций, строгость в применении декора, четкость конструкции — неотъемлемые черты современной архитектуры. Конечно, нельзя утверждать, что современный стиль в архитектуре и в бытовых изделиях уже полностью сложился, и рассматривать его как нечто законченное. Пока это еще как бы отдельные кристаллы нового, но процесс кристаллизации идет неудержимо.

 

Чем же обусловлено формирование нового стиля в быту, каковы его общие, определяющие черты?

 

Прежде всего, конечно, следует иметь в виду причины социально-экономического характера. Социализм означает заботу о благе человека, именно этой цели служит социалистическое производство. Оно должно создавать предметы, облегчающие труд, дающие максимум удобств людям труда. Отсюда стремление к целесообразности, простоте, удобству, отвечающее возросшим требованиям советских людей.

 

Появление новой архитектуры, новых форм мебели и т. д. вызвано не только социальными и экономическими преобразованиями, но также бурным развитием промышленной техники и индустриального производства. Красота, например, мебели стиля рококо или русского классицизма, заключающаяся в изящных, плавных изгибах и очертаниях, в пластичности форм, достигалась раньше путем применения индивидуального ручного труда. Но подобный способ производства мебели, разумеется, не в состоянии удовлетворить все возрастающий в настоящее время спрос населения, да и сам характер мебели (гнутые ножки, сложные резные украшения, инкрустация и т. п.) уже не отвечает эстетическим требованиям современности. Теперь, когда стало возможным создавать большие полированные поверхности машинным способом, они успешно могут быть использованы и как элементы конструктивного решения новых моделей мебели, и как элементы художественного оформления. Конечно, нельзя отрицать то высокое мастерство и искусство, которого достигали резчики по дереву в лучших образцах мебели, как нельзя, например, отрицать красоту многих архитектурных памятников старины. Но они и ценятся именно как памятники культуры прошлых эпох, и никому не придет в голову при проектировании новых сооружений подражать архитектуре соборов или дворцов с колоннадами и лепными украшениями:

 

Разумеется, переход к индустриальным методам изготовления не обязательно связан с упрощением облика вещей. Промышленность открывает большие возможности для выпуска предметов быта самых различных типов, видов, форм. Претенциозная, нарочитая, подчеркнутая функциональность, аскетизм, характерные для некоторых зарубежных направлений в конструировании предметов быта, чужды укладу нашей жизни, строю мышления советского человека. Богатство вариантов одной и той же формы в разных материалах, вариантов цвета в одном и том же материале, различие декоративных деталей исключают шаблон в выпуске изделий при условии правильного использования всего многообразия составляющих элементов.

 

В этом отношении очень поучителен опыт художественной промышленности социалистических стран (Чехословакии, Польши, ГДР и др.), где достигается необычайное разнообразие форм и цвета предметов. Например, стекло — цветное или бесцветное, прозрачное или непрозрачное, многослойное, гладкое или граненое, с гравировкой или травлением. Многообразие способов его обработки позволяет создавать изделия, совершенно несхожие по своему облику. Или мебель — секционная, комбинированная, где большое количество вариантов исключает возможность стандарта. Таких примеров можно привести множество. К сожалению, у нас еще многие изделия, изготовляемые промышленным способом, так называемая массовая продукция (стул, обитый дерматином, чернильница, кружка, ложка, граненый стакан), удивительно некрасивы, грубы, безвкусны. У многих поэтому представление об уродливых вещах связывается с машинным способом производства. Но причина этой грубости и уродливости вовсе не в способе изготовления. Можно и ручным способом выполнять уродливую вещь (пример тому — продукция множества артелей), а можно и машиной сделать очень изящные и красивые предметы быта: электроутюг, холодильник, телевизор, транзисторный радиоприемник и т. д.

 

Развитие химической промышленности обогащает наш быт новыми материалами — синтетической губчатой резиной, пенопластами, поролоном, стеклопластиком, отделочными пленками, эластичными покрытиями для мебели. Применение пластмасс украшает и разнообразит внешний вид изделий.

 

Широкое развитие производства новых пластических материалов обусловлено и ростом жилищного строительства: пластмассы оказались замечательным строительным материалом — легким, прочным и дешевым. С другой стороны, великолепные декоративные качества пластмасс позволяют применять их для внутренней отделки зданий и оформления интерьеров.

 

Достижения современной химии позволили создать необычайное разнообразие материалов, обладающих самыми разными декоративными и практическими качествами. Они отличаются прочностью и пластичностью, водонепроницаемостью, гладкой, чистой поверхностью, которая не требует дополнительной обработки, легко окрашивается в яркие красивые цвета. Легкость их технологической обработки позволяет заменить ими такие строительные и отделочные материалы, как дерево, камень, кирпич.

 

Индустриальный метод изготовления изделий из пластмасс позволяет выпускать их в массовом количестве— будь то фурнитура, пластины для облицовки мебели, посуда или художественные изделия, которые перестают быть уникальными, дорогими, становятся доступными широким массам.

 

В настоящее время художественному оформлению быта стало уделяться большое внимание. «Художников ждет большая работа в области промышленной, бытовой эстетики, в оформлении наших городов, сел, жилищ. Подлинная красота должна повседневно входить в быт советских людей, одухотворять труд, делать еще радостнее нашу жизнь»,— говорится в Обращении ЦК КПСС ко второму Всесоюзному съезду советских художников. Решение этой задачи возможно лишь при серьезном отношении к важнейшему вопросу — к воспитанию эстетического вкуса.

 

Эстетический вкус не дается человеку от рождения. Даже одаренным людям приходится его развивать. Человек, обладающий тонким вкусом, чувством прекрасного, может увидеть красоту формы, изящество линий, гармонию цветов, благородство пропорций. Но многие проходят мимо прекрасного, живут и умирают глухими к музыке, слепыми к красоте природы, к живописи, к цвету, так и не узнав высокой радости, даруемой пониманием прекрасного.

 

Мир полон прекрасных вещей — надо только уметь и хотеть их видеть, отличать подлинно прекрасное от подделки, фальшивки, безвкусицы.

 

Выработать у себя эстетический вкус —задача нелегкая, но вполне доступная каждому. Здесь самообразование, работа над повышением своего культурного уровня играет огромную роль. Ведь каждая книга или статья, которую мы прочитали, каждый кинофильм, спектакль, картина или иллюстрация в журнале формируют вкус, заставляют задуматься, оставляют след в нашем сознании. Если мы на этом не остановимся, а будем самостоятельно размышлять над художественными произведениями, стараясь понять секрет их воздействия, мы уже достигнем немалого. Так вырабатывается привычка отдавать себе отчет в том, какова эстетическая ценность увиденного.

 

Вкус человека проявляется не только в оценке произведений искусства или в умении красиво одеваться, но и в обстановке его жилища, в котором он проводит большую часть своего времени.

 

Мы встречаем многих девушек из рабочих или студенческих общежитий, у которых в комнате прибрано, чисто, но некрасиво. Многие из них знают, как одеваться, что им к лицу и что нет, а вот как украсить комнату, порой не понимают и не знают, как приняться за это дело. Вкус у них еще не развит, не выработан, вот и несут в комнату что попало: то гипсовые раскрашенные статуэтки, то фарфоровых кур и цыплят, то коробки от духов. А в комнате от этого получается пестрота, неразбериха. Еще хуже обстоит дело с мужскими общежитиями. Они тоже часто свидетельствуют об отсутствии эстетического вкуса. Хотя там и нет пестрых занавесок на окнах или бумажных абажуров, зато сиротливо качается голая лампочка под потолком, мятая наволочка на подушке часто, увы, не отличается свежестью и белизной, а стол, покрытый видавшей виды изрезанной клеенкой, больше служит для «забивания козла» или игры в карты, чем для хорошей книги или учебников. И так бывает даже у людей, которые на заводе аккуратно следят за своим инструментом, являются передовиками производства. Таких примеров можно привести множество. Это значит, что у этих людей неразвитый художественный вкус, они не замечают убожества обстановки, в которой живут.

 

Конечно, нельзя говорить о полном отсутствии вкуса у какого-либо человека. Можно говорить лишь о направленности этого вкуса, о разных степенях его развитости, зрелости. У одних, например, вкус выражается в предпочтении вещей тяжелых, массивных, «солидных», у других, наоборот,— легких, изящных, у третьих—в любви к безделушкам и т. д.; одни любят керамику и вятские игрушки, другие — коробочки из ракушек, вязаные скатерки и слоников, искусственные цветы.

 

Вкус можно развивать, совершенствовать. Его формирование происходит незаметно, но постоянно и в большой мере под воздействием бытовых вещей, предметов декоративно-прикладного искусства, которые окружают человека с самого раннего детства.

 

Трудно, почти невозможно представить себе наш быт без декоративно-прикладного искусства. Можно найти много квартир, в которых нет ни картин, ни даже репродукций. Но в каждой комнате есть мебель, занавески, скатерти, стеклянная или фарфоровая посуда, вазы для цветов, лампы с абажуром, ковры и т. п. Порою мы просто забываем, что все, что окружает нас в повседневной жизни — мебель, занавески, лампы и другие привычные вещи,— не только необходимые предметы обихода, обеспечивающие нам элементарные удобства в жизни, но еще и произведения прикладного искусства. Эти предметы не только выполняют утилитарные функции, но и оказывают на человека определенное эстетическое воздействие. Это воздействие часто не осознается человеком, но тем не менее оно происходит систематически и непрерывно, причем либо развивает вкус, либо, наоборот, калечит и портит его.

 

Формирование эстетических понятий, воспитание вкуса происходит не только и не столько под влиянием собственно произведений искусства, сколько под воздействием именно обыденных вещей, нас окружающих. Ведь человек чаще держит в руках чашку или лампу, чем смотрит на картину или скульптуру.

 

Еще Л. Н. Толстой писал: «Мы привыкли понимать под искусством только то, что мы читаем, слышим к видим в театрах, концертах и на выставках, здания, статуи, поэмы, романы... Но все это есть только самая малая доля того искусства, которым мы в жизни общаемся между собой. Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшений жилищ, одежд, утвари до церковных служб, торжественных шествий. Все это деятельность искусства».

 

Правда, пока еще наши предприятия мало заботятся об «украшении жилищ, одежд, утвари». В магазинах до сих пор встречаются безвкусные, аляповатые вещи, старомодные, грубые по цвету, которые только уродуют, а не украшают быт человека. Среди подарков и сувениров мы часто видим золоченые фарфоровые вазы и чашки, щедро расписанные, с множеством завитушек, разукрашенные коробочки, слоников, балерин, тяжелый хрусталь с «алмазной гранью» точно такой, каким украшали свои буфеты еще наши бабушки, и многие другие вещи, каким-то чудом зацепившиеся в нашем быту. А вот купить простую, удобную и красивую вещь, современную и недорогую, радующую глаз, нередко бывает труднее. Большую помощь здесь могут оказать богатые традиции народного искусства. Народное искусство, замечательные изделия народных художественных промыслов формировали вкусы многих поколений и отрабатывались веками. Эта сокровищница неисчерпаема и может дать великолепный материал для художественного решения различных бытовых предметов.

 

Наступает время, когда подлинное искусство будет пронизывать жизнь человека и окружать его всюду — на производстве, на улице, дома. Пошлость, мещанство, безвкусица навсегда изгоняются из нашего быта. Каждый предмет, который человек возьмет в руки, будет иметь совершенную форму. Каждая вещь будет приносить человеку радость. Ведь современная техника и новые материалы позволяют воплотить самую смелую фантазию художника. И художники создадут вещи новых, невиданных еще форм. Эти вещи будут обладать особой, новой красотой, красотой завтрашнего дня. Они смогут отвечать новым эстетическим представлениям и идеалам человека коммунистической эпохи.

Категория: История | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 1081 | Рейтинг: 0.0/0