1966 год Примечательно, что еще в 1920 году В. И. Лениным было подписано постановление Совнаркома о Московских высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), цель которых состояла в подготовке художников-мастеров высшей квалификации для промышленности.
С новой силой работа в области эстетики производства началась в последние годы. Совет Министров СССР специальным постановлением обязал министерства и ведомства широко использовать методы художественного конструирования, позволяющие создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые изделия. По решению правительства в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, Ереване, Свердловске, Риге созданы специальные художественно-конструкторские бюро. В состав художественно-технического совета Ленинградского СХКБ входят художники-конструкторы, архитекторы, инженеры нескольких направлений, доктор медицинских наук, экономист и другие специалисты. Организованный Советом Министров СССР в 1962 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики становится центром разработки и внедрения методов художественного конструирования продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения, обогащения и распространения лучшего отечественного и зарубежного опыта.
Совет Министров обязал систематически изучать иностранный опыт в области художественного конструирования промышленной продукции, направляя советских специалистов за границу и приглашая в Советский Союз крупнейших иностранных специалистов, и организовывать выставки, посвященные технической эстетике за рубежом.
В капиталистических странах интерес к технической эстетике вызывается прежде всего обострением конкуренции. Этот интерес особенно возрос под влиянием крупнейшего экономического потрясения — мирового кризиса 1929—1933 годов.
После второй мировой войны, в условиях современного технического прогресса, во многих странах Запада быстро развивается «дизайн» (художественное конструирование). В США, Англии, ФРГ, Японии и в других странах существуют специальные фирмы, выполняющие заказы на художественное конструирование от предприятий, где производятся предметы потребления длительного пользования, а также машины и приборы. В промышленности занято много художников; отделы, в которых они работают, стали оберегаться от «постороннего глаза», превратившись в почти засекреченные участки капиталистических предприятий в интересах сохранения «коммерческой тайны».
Колоссальную роль в реализации продукции и формировании вкусов потребителя играет вездесущая и многоопытная буржуазная реклама, навязывающая человеку часто то, что не отвечает подлинно эстетическим требованиям. Однако все это не отменяет того факта, что в области технической эстетики в буржуазных странах есть немалые достижения, и было бы легкомысленно не обращать иа это внимания и не заимствовать лучшее из этих достижений.
Хороший опыт накоплен в этой области и в социалистических странах.
В 1954 году были созданы советы по технической эстетике в Венгрии, в 1959 году — в Польше, в 1963 году — в Болгарии. Они решают вопросы художественного конструирования изделий машиностроения, оборудования современного производственного интерьера, эстетики рабочего места, подготовки ху-дожников-конструкторов и т. п.
В разное время были созданы подобные организации и специальные институты технической эстетики в других социалистических странах. В небывалых прежде масштабах осуществляется подготовка в специальных учебных заведениях художников декоративноприкладного и промышленного искусства.
Следует отметить немаловажное значение технической эстетики для развития нашей внешней торговли.
В настоящее время в экспорте СССР, торгующего с десятками стран, почти четвертую часть составляют машины и промышленное оборудование. На мировом рынке большим успехом пользуются многие советские промышленные изделия, не только не уступающие лучшим зарубежным образцам, но превосходящие их: часы, фотоаппараты, транзисторные приемники высокого качества и т. п. Эти изделия выделяются и своим внешним оформлением.
Однако нужно признать, что, если советские промышленные изделия очень часто превосходят зарубежные по своим техническим достоинствам, то еще нередко они уступают им по своим эстетическим качествам, внешнему виду. Это относится, например, к телевизорам и радиоприемникам. Нередко радиоткани, применяемые во многих приемниках, одинаковы по расцветкам и рисунку; низкого качества футляры отделываются грубыми материалами с плохой имитацией пород дерева и т. п. Наши землеройные и дорожно-строительные машины по своим формам еще уступают подобного рода зарубежным образцам. То же относится к мотоциклам, мотороллерам, мопедам, которых в нашей стране выпускается с каждым годом все больше и больше.
Как ни странно, но требования наших ГОСТов и
другие технические нормативы ограничиваются только прочностью и отсутствием брака в изделиях. Что же касается отделки, внешнего вида, эстетической привлекательности предмета и его упаковки, то они чаще всего в расчет не принимаются. За серость, неряшливую отделку, безвкусицу товары не бракуют. А нужно бы обязательно требовать изящности и легкости форм, приятного сочетания красок, хорошей отделки, бесшумной работы электроприборов и т. п.
Эстетика вступает в цех, мастерскую, завод, художник приобретает права гражданства не только на текстильных или фарфоровых предприятиях, но и в машиностроении, станкостроении, судостроении, металлургической и в других отраслях тяжелой промышленности.
Наши конструкторы, руководители предприятий, общественные организации начинают уделять эстетике производства все больше внимания. На многих предприятиях страны созданы, работают и продолжают создаваться советы по промышленной эстетике. Все чаще вопросы культуры производства и технической эстетики встают в повестку дня партийных и комсомольских собраний. Начиная с 1961 года в Москве, Риге, Свердловске, Ленинграде, Киеве, Львове, Ереване, Волгограде, Минске, Ростове и в других городах были проведены конференции и семинары по технической эстетике и культуре производства. В Латвии организованы курсы художественного проектирования В программах курсов — эстетика, архитектоника, цветоведепие, рисование, лепка, изучение рекламы, упаковка товаров. Слушатели — инженеры рижских заводов, конструкторы проектных институтов.
Рязанский радиотехнический институт устроил выставку на тему «Промышленная эстетика». Пензенский Дом научно-технической пропаганды в 1965 году провел конференцию о «Содружестве художника и конструктора». Там же был организован семинар на тему «Роль производственной эстетики в повышении производительности и культуры труда».
В Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной на кафедру промышленного искусства обращаются руководители предприятий самых различных отраслей производства и районов страны, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро за советами по художественному конструированию.
В промышленности ширится движение за высокую культуру производства, за красоту труда. На многих заводах выпускаются специальные листки-молнии, проводятся рейды по цехам и участкам, устраиваются конкурсы на лучшее рабочее место. На предприятиях организуются и действуют общественные бюро технической эстетики.
В Ленинграде на конференции по производственной эстетике рекомендовали выбрать завод для эксперимента, на котором была бы проведена реконструкция, с тем чтобы все — от проходной до кабинета директора— отвечало современным эстетическим требованиям и стало бы образцом для других.
Было бы по крайней мере странным считать, что развитие эстетики производства — дело легкое. Здесь встречается немало и объективных и субъективных препятствий. Это и финансовая сторона, и крайне недостаточное количество подготавливаемых в вузах художников-конструкторов, и многое другое.
По расчетам генерального авиаконструктора О. К. Антонова, нашей стране с ее огромными перспективами нужно иметь 50—100 тысяч индустриальных художников. Нужно также преодолеть и силу отсталых традиций, сложившихся у ряда руководителей, известную косность, пренебрежение к этой важнейшей политико-экономической и идеологической проблеме.
В новом «Положении о социалистическом государственном производственном предприятии» ставится задача непрерывно совершенствовать качество продукции с учетом эстетических требований советского общества.
Пока что проблемы технической эстетики и культуры производства, к сожалению, ограничиваются почти исключительно промышленностью, транспортом, в меньшей мере касаются строительства и совсем мало сельскохозяйственного производства, что, конечно, никак нельзя признать правильным.
Положить конец пренебрежительному отношению к эстетике производства, решительно преодолеть какой бы то ни было скептицизм в этом вопросе диктуется самим развитием нашей экономики.
Превращение всех наших фабрик и заводов в эстетически полноценные предприятия — дело большой государственной важности. Большую роль в нем могут сыграть широкие связи с социалистическими странами, имеющими государственную систему художественнопромышленного конструирования и развитую техническую эстетику.
Нет сомнения, что производственной эстетике принадлежит большое будущее. | |
Просмотров: 1287 | |