Эстетика продуктов производства в СССР

1966 год

Важнейшей составной частью эстетики производства является художественное конструирование продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения.

 

Изделия рук человеческих должны радовать нас своей формой, цветом, целесообразностью. А это в значительной степени зависит от эстетического развития тех, кто делает эти предметы.

 

Техническая эстетика призвана разработать методы художественного конструирования, выявить его некоторые общие закономерности. Необходимость художественного конструирования вызвана чрезвычайно динамичным развитием современного научно-технического прогресса, громадным размахом промышленного производства, в том числе и производства предметов потребления. В самом деле, за годы семилетки получили большое развитие такие перспективные отрасли, как электроника, производство пластических масс, химических волокон, стеклопластиков и т. п. В стране за год выпускается 184 тысячи металлорежущих станков, более 600 тысяч автомобилей, около 3 миллионов телевизоров, почти 5 миллионов радиоприемников, более 1,1 миллиона холодильников, почти 3 миллиона стиральных машин, много мебели и других изделий.

Вся эта огромная масса вещей заполняет фабрики, заводы, общественные учреждения, улицы и квартиры. Неизбежно встает проблема взаимоотношения человека и вещественной среды, человека и машины в эстетическом плане.

 

Художественное конструирование, появившееся сравнительно недавно,— один из методов решения этой проблемы. Его цель —создавать максимально удобные и столь же красивые предметы. Проектируя промышленные изделия, художник-конструктор учитывает необходимость создания такой предметной среды (как на производстве, так и вне его), которая наиболее благотворно влияет на человека как психологически, так и эстетически, предопределяя тем самым успех его трудовой и всякой другой деятельности.

 

Для создания машин, инструментов, бытовых предметов, в которых наиболее эффективно сочетаются технические и эстетические свойства (а в этом и состоит смысл художественного конструирования), абсолютно необходима совместная творческая работа инженера-конструктора и художника-прикладника, обладающего необходимым минимумом технических знаний. Без такого содружества и квалифицированной консультации физиологов, психологов, экономистов не может обойтись ни одна отрасль современной промышленности. Здесь художник выступает не как оформитель, декоратор, а как созидатель вещи, начиная с момента зарождения проекта и до облечения его в зримую художественно полноценную форму.

 

О крайней необходимости творческого содружества инженера и художника не раз говорил один из видных строителей социалистической культуры, большой знаток искусства А. В. Луначарский. Он выступал за привлечение художников, особенно художников прикладного искусства, в промышленность, за то, чтобы искусство создавало радостный облик вещи, шло рука об руку с промышленностью. Эту задачу он считал «прекрасной и достижимой».

 

«Существует,— писал А. В. Луначарский,—искусство промышленное, грандиозная конечная цель которого — сделать насквозь красивой всю человеческую жизнь, создавать красивые города и селения, здания, мебель, одежду, утварь и т. д.» '.

 

В этой главе мы будем касаться главным образом художественного конструирования и производства машинного оборудования1 2. Современные станки работают на больших скоростях, когда время для исполнения операций очень ограничено, иногда даже секундами. В этих условиях первостепенное значение приобретает создание необходимых удобств в эксплуатации станков. Непродуманно, неряшливо сделанные и установленные рукоятки, переключатели, маховики, педали вызывают раздражение, усталость у рабочего, вредно отражаются на его здоровье, снижают производительность труда. Именно этим объясняется, например, стремление рабочих иногда самостоятельно изменить конфигурацию рукояток, сделать на них резиновые или пластмассовые насадки и т. д.

 

Каждая машина тем лучше, чем выше ее технические данные, надежность, долговечность, меньшая трудоемкость в изготовлении, минимальный вес и габариты. Вместе с тем она должна обладать динамичными, обтекаемыми формами, иметь рациональную систему управления, чтобы исключить лишние движения человека и уменьшить утомляемость. Вот почему от конструкторов требуется, чтобы машины были архитектурно наиболее простыми, четкими, художественно выразительными, с логичными и целесообразными формами, создающими ощущение уверенности и спокойствия. Теперь и в машиностроении технике сопутствует эстетика. Машины все более становятся не только совершенными в техническом отношении, но и красивыми по форме, цвету. Динамичность, легкость, ажурность конструкции, умелое использование дешевых, прочных и красивых материалов с их собственными декоративными качествами, при которых не требуется особая отделка,— это и есть эстетический подход к решению технических вопросов, синтез полезности, удобства и красоты.

 

Исключительно перспективным является использование в конструкциях машин, станков, аппаратов новых материалов — полимеров, которые дает нам современная химия. Выполненные из пластиков детали станка очень хорошо вписываются в его общую композицию. Например, кнопки системы управления станков, изготовленные из чугунного литья, выглядят грубо и некрасиво, а сделанные из капрона — лучше по качеству, дешевле и приятнее на вид. В тракторах К-700, производимых ленинградским Кировским заводом, применяются детали из пластических масс 25 наименований. Однако работники завода признают, что применение химических материалов в тракторостроении совершенно недостаточно и составляет всего несколько десятков килограммов на один трактор при его многотонном весе.

 

Часто арматура и электроарматура располагаются на видовой части машин, некоторые детали машин остаются незакрытыми, а ручки и рычаги ставятся в неудобных для обслуживания местах. Замки, болты, гайки часто крепятся с внешней стороны, тогда как они должны быть спрятаны.

 

В одном из цехов завода «Электросила» почти рядом стоят два шлифовальных пневматических станка. У одного из них ничто лишнее не выступает наружу, тогда как у другого пять шлангов, расположенных на поверхности, уродуют внешний вид станка и мешают уходу за ним. А между тем второй станок выпущен позднее первого.

 

Чем совершеннее машины, тем красивее они. Правильно говорят авиастроители: «Красивый самолет не всегда хорош, хороший самолет всегда красив».

 

Ленинградское специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ) осуществило художественное конструирование портального монтажного крана КПМ 80/50—19/30 для завода подъемно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова. Художники-конструкторы В. Э. Винтман и В. В. Кудрявцев, использовав прогрессивную конструкцию, придали этой обычно громоздкой машине современный вид, сделав ее зрительно более легкой. Рациональный цвет окраски не контрастирует с общим колоритом города, что очень важно в связи с огромными масштабами строительства в нашей стране.

 

Более года назад была закончена работа по художественному конструированию тепловоза ТГ-102Р, которая велась художниками-конструкторами А. Е. Белокопытовым и Т. С. Компанеец в содружестве с Ленинградским тепловозостроительным заводом. Поднятие кабины на 60 сантиметров сделало тепловоз красивее, позволило перенести прожектор ниже ветрового стекла и тем самым улучшить обзор, избавившись от светового столба. Благодаря новой форме путеочистителя, удачно вписывающегося в силуэт тепловоза, повышается безопасность эксплуатации. Новая конструкция исключает при производстве тепловоза дорогостоящие сложные штампы, уменьшает потребность в прессовом оборудовании и намного удешевляет стоимость локомотива.

 

О благотворном влиянии содружества инженера-конструктора и художника-конструктора на создание современного высокопроизводительного, удобного и эстетически совершенного оборудования говорят и многие другие работы последнего времени.

 

Так, для Ленинградского инструментального завода СХКБ с участием художника-конструктора В. Ю. Медведева разработан новый автомат для сортировки игольчатых роликов 37-АК. Применяемый в подшипниковой промышленности, он выполняет две операции вместо одной. Принятая конструкция также резко снижает стоимость изготовления автомата. Найденные в процессе художественного конструирования наиболее удачные соотношения частей автомата и красивые пропорции в целом составили красивый вид и удобство в эксплуатации. Цветовое решение способствует снижению утомляемости рабочего.

 

Сложная техника требует, чтобы принимались в расчет не только физические, но и психологические возможности работника. Поэтому современное промышленное конструирование возможно лишь на основе анализа социальных, технических, психологических, гигиенических и эстетических факторов в их совокупности.

 

Подобные требования предъявляются и к инструменту. Молоток, отвертка, ключ, плоскогубцы, кусачки, ножницы для резания металла, ножовка и т. п. должны быть максимально легкими, удобными, красивой формы, хорошей отделки. Совершенный инструмент повышает производительность и снижает утомляемость. Большой интерес представляют работы в этой области («хиротехника») специалистов в странах народной демократии, в особенности в ГДР и Чехословакии.

 

В 1964 году выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища В. С. Муравьев создал проект комплекса ручного инструмента на базе государственных стандартов. В проекте в значительной степени преодолены существующие в ручном инструменте недостатки как в физиологическом, так и в эстетическом отношении. Удалось также учесть возможности использования в ручном инструменте синтетических материалов, которые дает современная химическая промышленность. К сожалению, удобству и красоте ручного инструмента пока уделяется незаслуженно мало внимания.

 

Исключительно велика роль художественного конструирования и в сельскохозяйственном машиностроении. Еще 60 лет назад П. Страхов писал: «...даже внешняя окраска машин и их частей может быть красиво согласована как с их назначением, так и с внешностью той среды, в которой приходится работать машине. Примером могут служить сельскохозяйственные машины, дающие иногда очень красивое, ярко-колоритное пятно на покойном фоне деревенского пейзажа» Г

 

Тысячи тракторов, комбайнов, ставшие основой индустриализации сельского хозяйства, сделали механизатора центральной фигурой на селе. Но заботы о том, чтобы создать ему хорошие условия для плодотворного труда, проявляется еще мало. Конструкторов, создающих сельскохозяйственную технику, видимо, интересует только один вопрос: повышение производительности машин. Иначе чем же объяснить, что на трактор «Беларусь», например, ставится такая система управления, с которой трудно справиться? На комбайнах нет кабин, и комбайнеры часто работают буквально в облаке пыли. Почему-то одинаковые машины изготовляются и для севера и для юга, хотя условия работы, например, в Туркмении и в Сибири совершенно различны.

 

Технические достоинства сельскохозяйственных, как и других машин, должны дополняться удобством в управлении, нормальной трудовой обстановкой и внешней элегантностью.

 

В новейших типах тракторов, выпускаемых в нашей стране, в кабинах установлены вентиляторы, создающие нормальную температуру, и обогреватели для зимних условий. Смотровое стекло и снегоочиститель на нем помогают в управлении машиной. Подрессоренный передний мост и сиденье, сделанное из мягкого губчатого пластиката, как и гидроусилитель в рулевом управлении, облегчают работу тракториста. В кабинах делаются гнезда для аптечки и термоса. Трактор К-700 ленинградского Кировского завода, 200-сильная машина, несмотря на свои внушительные размеры, легко управляема. По общему признанию, на новую машину люди идут работать охотно, так как при ее создании конструкторы позаботились о том, чтобы создать хорошие условия труда механизаторам. Конструкторы продолжают совершенствовать машину. Улучшен ее внешний вид, предусмотрены большие удобства для механизаторов — новая кабина с большим обзором.

Категория: История | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0