Эстетика условий труда в СССР

1966 год

Сама рабочая обстановка, условия, в которых трудится человек, должны вызывать у него радостное, бодрое настроение, состояние повышенной работоспособности. Наилучшие условия труда вызывают у работника положительные эмоции, снимающие излишнее напряжение и утомление.

 

Производительность труда обусловлена не только техническим совершенством машин, организацией производства и квалификацией работников. Она зависит от целого комплекса условий, в которых этот труд совершается. Так, специалистами установлено, что рациональное освещение рабочих мест, ликвидация или даже значительное уменьшение производственного шума, хорошая вентиляция, нормальная влажность воздуха, разумная окраска стен и оборудования значительно повышают производительность труда. Проведенные исследования показывают, что в отдельных случаях это повышение достигает 10 и более процентов. При наших масштабах производства это колоссальный резерв.

 

В создании нормальной трудовой обстановки исключительное место принадлежит цвету и свету, которые возбуждают или успокаивают нервную систему и психику человека, повышая или понижая его работоспособность. Чтобы труд становился все более радостным и производительным, нужно покончить с унылым однообразием производственных помещений, дать им больше света и соответствующих красок. Помещение, окрашенное в светлые тона, становится как бы шире, выше, просторнее, и работать в нем легче, приятнее и удобнее. Разумеется, окраска помещения должна учитывать характер производства, органически увязываться с технологическим процессом, ибо, как говорят, цвет достигает своей выразительности тогда, когда он «организован».

 

Окраска стен, пола, потолка, станков и машин должна создавать необходимый зрительный контраст вместо унылой однотонности, наилучшим образом обеспечивать видимость предмета на фоне рабочего места. Слишком ярко окрашенные стены вызывают быструю утомляемость человека, более спокойные цвета создают нормальную психофизиологическую обстановку. Красный и оранжевый цвета в биологическом смысле относятся к группе активных, синий и фиолетовый — к группе пассивных. При красном освещении, например, люди хуже определяют величину и объем предметов, чем при голубоватом или зеленом. Предметы, окрашенные в красный цвет, воспринимаются менее четко, чем окрашенные в голубовато-зеленый. Правильно окрасить рабочее помещение — это значит полностью использовать физические и'эстетические свойства цвета для повышения экономической эффективности труда.

 

Конечно, всякую «цветовую рационализацию» нужно проводить по рекомендациям специалистов, чтобы не получилось так, как это было на одном заводе. Здесь в литейном цехе окраску помещения и оборудования делали «на глазок», потом пришлось перекрашивать их 4—5 раз, затратив большие средства.

 

О том, сколь велико воздействие цвета на человека, свидетельствует использование его в медицине — «колеротерапия». Еще более полувека назад русский психиатр В. М. Бехтерев, а за ним и зарубежные врачи стали лечить цветом. Сейчас в некоторых больницах цветолечение применяется в комплексе с общими методами. На основе научных исследований здесь по-разному окрашены стены, потолки и мебель в палатах и операционных в зависимости от рода заболеваний, возраста больных и т. п. С давних времен считалось, что наиболее оптимальным цветом медицины является белый цвет. Но в наше время врачи находят более рациональной, например, светло-зеленую окраску. В операционной Научно-исследовательского института клинической и экспериментальной хирургии господствует светло-зеленый цвет. Здесь и кафельные стены, и простыни, халаты, шапочки светло-зеленого цвета, от которого глаза устают меньше, чем от белого. Так создается внешняя среда, успокаивающая нервную систему врача, психическим состоянием которого в значительной степени определяется успех операции.

 

Всем известно, что темные предметы кажутся тяжелее, светлые — легче. Громоздкий станок, покрашенный в светло-зеленый цвет, выглядит легким и привлекательным. Установлено, что при работе на станках, окрашенных в физиологически обоснованные цвета, уменьшается утомление зрения, повышается производительность труда, снижается брак. Таким образом в архитектуре, в интерьере производственного помещения цвет активно участвует в решении технических, физиологических и экономических задач. Вот почему конструкторы и художники, советуясь с физиологами и психологами, при создании новой модели станка непременно должны учитывать «цветовой фактор». Окрашивая, станину, допустим, в салатный цвет, отдельные узлы и детали станка нужно сделать в красных, желтых или других тонах. При такой окраске рабочему легко ориентироваться среди маховичков, рукояток, переключателей, кнопок.

 

Безукоризненная функциональная целесообразность станка, прибора должна дополняться столь же первоклассной отделкой и архитектурным оформлением. Однако до сих пор еще очень много станков окрашено в стандартный, малоприятный для глаз серый, тускло-однообразный цвет. Тяжелые тона этой мрачной краски особенно «давят» на человека, когда станки становятся грязными. Вот токарный станок завода «Красный пролетарий». Для его окраски использованы салатный, голубой, оранжевый и красный цвета. Но при таком обилии красок здесь нет излишней пестроты, аляповатости, каждый из цветов и все вместе выполняют свои функции. Очень хороша, как бы физически осязаема система управления, для устройства которой использована цветная пластмасса.

 

Государственным проектно-технологическим и экспериментальным институтом «Оргстанкинпром» разработаны обязательные для всех строящихся и действующих промышленных предприятий, для выпускаемого и уже действующего технологического оборудования указания по рациональной цветовой отделке. Учитывая воздействие цвета на нервное состояние и работоспособность человека, необходимость предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, создание цветовой гармонии, рекомендуется следующая цветовая отделка: для металлорежущих станков — неподвижные части окрашивать в светло-зеленый цвет; подвижные части, узлы, которые должны контрастировать с неподвижными частями,— в кремовый цвет; электродвигатели станков окрашиваются в желтый цвет; для кузнечно-прессового оборудования — неподвижные части в зелено-голубой цвет, подвижные — в кремовый; для литейного оборудования — бежевый; для термического оборудования — «алюминиевый»; для гальванического и насосно-компрессорного оборудования — зелено-голубой. Благодаря этому понижается, так сказать, «психологическая температура» производственного помещения. Например, деревообрабатывающее оборудование мебельной фабрики с ее «теплыми» оттенками древесины рекомендуется окрашивать в «холодный» светло-зеленый цвет, а транспортным механизмам, конвейерам, рольгангам придавать кремовый или зеленый цвет. Части машин и агрегатов, опасные в отношении травматизма,— кнопки, рукоятки управления — окрашивать яркими, броскими цветами: красным, зеленым или оранжевым.

 

Еще более важное значение для создания нормальной трудовой обстановки, повышения производительности труда и улучшения качества продукции имеет правильное освещение цеха, мастерской, рабочего места. Именно этим требованиям должна отвечать система общего и местного освещения. Свет может раздражать или успокаивать. Неравномерное распределение освещенности в пространстве повышает утомляемость не только глаз, но и всего организма. Поэтому освещение нужно располагать, считаясь с рекомендациями специалистов-физиологов. Наиболее благоприятную для глаз освещенность, близкую к солнечному спектру, дает люминесцентное освещение, на которое в последние годы переходит все большее количество предприятий.

 

Сотрудник Варшавского института организации машиностроительной промышленности Л. Купчык-Левин, делясь своим опытом, рассказывает, что часто применение цвета в определенных условиях освещения не дает необходимого эффекта. Например, помещение, окрашенное в голубой цвет, но освещенное лампой накаливания, становится серым. А зеленая поверхность может создать впечатление коричневой, если вместо люминесцентного освещения применить обычное. Правильно осветить цех, рабочее место — значит создать благоприятную обстановку для успешной работы. Между тем на заводах еще очень часто мо,жно увидеть лампы, закрытые старыми, допотопными металлическими колпаками, высоко подвешенными к потолку. В результате освещенность получается явно недостаточной, и приходится напрягать зрение.

 

Правильное размещение светильников и их внешний вид должны гармонировать с архитектурно-художественным оформлением. Нельзя упускать из виду и такое немаловажное обстоятельство, как миллионы киловатт-часов электроэнергии, сбереженной благодаря рациональному освещению.

 

Чтобы улучшить условия труда на предприятии, в том числе и средствами производственной эстетики, необходимо рационально организовать рабочее место— это первичное звено производства, на котором проходит весь трудовой день рабочего. Правильная организация рабочего места обеспечивает точное выполнение трудовых операций с высокими экономическими показателями, снижает утомляемость работника, а тем самым — небрежность и неаккуратность в работе, ликвидирует травматизм и профессиональные заболевания, способствует четкости, ритмичности труда. Для этого рабочее место должно быть прежде всего вполне достаточным по площади, чтобы на нем можно было разместить основное и вспомогательное оборудование, необходимую оснастку и инструмент, иметь под руками достаточный запас материалов, деталей. Все это должно находиться в образцовом порядке. По данным Государственного комитета по труду и заработной плате, только правильное размещение на рабочем месте инструмента и деталей повышает производительность труда на 5—-10 процентов. Но вот что пришлось наблюдать на одном заводе. Приборы, поступающие с конвейера в помещение, где работают контролеры, стоят на подоконниках, батареях, на полу, под столами. Контролеры принимают продукцию сидя на батарее, так как везде расставлены приборы. А вот совсем другая организация рабочего места клейщицы на «Красном треугольнике» (Ленинград): спроектирована и изготовлена удобная рабочая мебель — фигурные столики, приспособления для банок, инструмента, деталей, разумная их планировка и установка. Достигнута экономия времени и сил работницы.

 

Известно, что при работе в сидячем положении (например, у конвейера) работнику нужно затрачивать меньше усилий для поддержания равновесия. Однако, если высота стула не соответствует росту и человек находится в согнутой позе, расход энергии намного увеличивается. Значит, нужно изготовить удобную рабочую мебель, приспособления. Здесь не может быть мелочей, которыми можно пренебречь. Если это пульт управления, то нужно в функциональной последовательности распределить органы управления, сигнализации, контрольные приборы. Например, в специальном художественно-конструкторском бюро (СХКБ) группа художников-конструкторов работала над новыми моделями ручек управления, кнопок для включения, выключения и переключения в приборах, станках, машинах. Создавались десятки моделей из пластилина, гипса, пенопласта, пластмасс, проверялись и уточнялись их преимущества и недостатки. Консультантами были технолог, инженер-исполнитель, психофизиолог, эстетик. Преследовалась цель создать новые модели ручек управления различного назначения, которые по своей конструкции и размерам требовали бы минимальных затрат мускульной и нервной энергии, были экономичны и радовали своими формами и цветом эстетическое чувство.

 

Не может быть рациональным и эстетически привлекательным интерьер цеха, если пол его покрыт черным, как на улице, асфальтом, который к тому же становится настолько мягким, что на нем остаются глубокие отпечатки каблуков. А между тем специалистами установлено, что темные асфальтовые полы поглощают в механических цехах до одной трети света, излучаемого светильниками, снижают эффект яркой окраски стен и станков, прелесть зелени и цветов. В одном из механических цехов завода «Электросила», который во многом может служить образцом правильного решения цехового интерьера, резким контрастом является черный мягкий асфальтовый пол. Это значит, что эстетическое оформление интерьера должно производиться комплексно, гармонично, иначе любое упу* щение сведет на нет весь эффект.

 

Очень важно, чтобы в механических цехах у станков не накапливалось много стружки, мешающей работать. На Металлическом заводе имени XXII съезда КПСС в нескольких цехах устроены стружечные колодцы, оснащенные ящиками грейдерного типа, и скребковые транспортеры, автоматически убирающие стружку. А на Ижорском заводе в Ленинграде подсчитали, что механизация уборки стружки позволит высвободить несколько десятков рабочих.

 

Организуя интерьер цеха на современных предприятиях, основное и вспомогательное оборудование — станки, машины, систему кабелей, трубопроводов и т. п.— располагают по законам научной организации труда и красоты. Но еще нередко наблюдается игнорирование необходимой, отвечающей современным требованиям производственной композиции. Например, в нескольких механических цехах инструментального завода можно видеть такую картину. По всей длине цеха стоят четыре, шесть линий станков, и над каждой из них протянут в металлической коробке, подвешенной к потолку на металлических стержнях, силовой кабель. От этой коробки к каждому станку спускаются отводы. Так что почти все пространство над станками обезображено металлической сеткой. Как выиграл бы вид цеха, если бы кабель не висел сверху, а был помещен в кабельную канаву в полу.

 

Необходимо вести и борьбу с шумом, так как чрезмерный шум вредно влияет на здоровье, понижает трудоспособность и производительность. Конечно, речь идет не об абсолютной тишине, скажем, в чугунолитейном цехе или на текстильной фабрике. Это и невозможно, да и вряд ли нужно. Но можно значительно снизить шум путем замены, например, некоторых металлических деталей капролактановыми, установкой различных глушителей, облицовкой вибрирующих деталей войлоком, резиной, применением оборудования с безударным действием и т. п.

 

Показателен в этом отношении кузнечный цех Московского завода малолитражных автомобилей. Здесь вместо грохочущих паровоздушных молотов работают почти бесшумные кривошипные. В цехе нет гудящих нагревательных печей.

 

На «Уралхиммаше» в очень шумных цехах рабочие получили наушники, не пропускающие звуки высокой частоты, и утомляемость значительно уменьшилась. Многое сделано для защиты от вредного действия шумов на Киевском заводе станков-автоматов имени Горького, на московском заводе «Фрезер» и на других. Серьезного внимания заслуживает вопрос о применении такого мощного средства эмоционального воздействия, как музыка. Доказано, что бодрая музыка улучшает сердечную деятельность и кровообращение. Под воздействием музыки изменяется теплообмен в организме, частота дыхания. В применении к производству этот вопрос пока еще мало разработан, хотя впервые серьезные и удачные эксперименты включения музыки в производственный процесс были поставлены на наших предприятиях в тридцатые годы.

 

Музыка может стать важным фактором в создании более благоприятной трудовой обстановки, снижать утомляемость от однообразного труда на поточных линиях ряда производств, уменьшать травматизм, увеличивать выработку. Имеется в виду не просто установка динамиков с обычными радиопрограммами. Речь идет о специально подобранных мелодиях с определенным ритмом, различным для разных предприятий и разных периодов рабочего дня.

 

Технический прогресс невозможен без подъема общей культуры производства, которому содействует производственная эстетика. Эти понятия неотделимы друг от друга. С чистоты рабочего места, с опрятности самого рабочего, с протертых окон и чистых полов, с выкрашенных стеллажей и аккуратно разложенного на них инструмента, с хорошего гардероба начинается высокая культура производства. А ведь часто бывает и так: висит плакат «Не загромождай проходы и проезды!», а под ним будто в насмешку лежат громоздкие заготовки, и лежат давно, на них уже немало скопилось мусора, всюду разбросаны совершенно ненужные здесь ящики, обломки, пол неровный, с выбоинами, стеклянная крыша годами не моется, вместо урн кое-где стоят ржавые банки. Высокая культура производства воспитывает хороший эстетический вкус, любовь к истинно прекрасному, нетерпимое отношение ко всему безобразному и уродливому. Внешняя обстановка влияет на внутренний мир человека, на его поступки. Если иной человек может плюнуть на асфальтовый пол, весь пропитанный маслом, с въевшейся в него стружкой, то вряд ли он плюнет на чистый, выложенный плитками пол. В таких условиях отпадает надобность в призывных табличках — «Не бросай окурков!», «Соблюдай чистоту!». Разметчик Воронежского станкозавода П. Бакланов пишет: «Сердце радуется, когда видишь в своем цехе чистоту и порядок. Теперь уже никто не бросит окурок на пол, не оставит где попало инструмент или обтирочный материал. Сама обстановка подтягивает людей, способствует хорошей работе».

 

Кто не знает, что к красивой вещи относятся бережно, с особым уважением. Не будет преувеличением сказать, что красота вещь бережет. Поэтому создание эстетически привлекательной обстановки на производстве способствует и воспитанию бережливого отношения к народному добру.

 

В нашей стране становится все больше предприятий с высокой производственной эстетикой и культурой производства. Это московский завод «Калибр» и шелкоткацкая фабрика имени Свердлова в Черемушках, Тбилисский завод шлифовальных станков и Вильнюсский завод сверл, завод «Воронежсельмаш», «Светофор» в Днепропетровске, одесский завод «Автогенмаш», Таллинский экскаваторный и многие другие.

 

Предприятием высокой производственной культуры по праву считается Ленинградский ГОМЗ (головное предприятие Объединения оптико-механической промышленности). Вдоль фасада административного здания вытянулась линия деревьев и аккуратно подстриженных газонов. Бюро пропусков — просторная, с хорошей мебелью, картинами и цветами комната, чисто отделанная телефонная кабина. Проходная выделяется сверкающими турникетами. Здесь светло и чисто. На стенах нет что-то запрещающих и о чем-то напоминающих объявлений, инструкций и правил. Во дворах все проезжие места и пешеходные дорожки асфальтированы, имеются площадки для отдыха, парковые скамейки, цветочные газоны, скульптуры, фонтаны. В цехах на окнах белые шторы, цветы. Работники одеты в зависимости от характера работы е черные, синие или белые халаты. Со вкусом оформлены витрины «Наши обязательства», «Наши передовики». Хорошо оборудована столовая с удачно окрашенными стенами, приятными светильниками и удобными буфетными стойками.

 

У нас есть немало предприятий, территории которых обсажены деревьями, кустарниками, цветочными клумбами. Эти зеленые островки на заводских площадях заполняются в обеденные перерывы рабочими, облегчая труд литейщиков, машиностроителей, резинщиков, обувщиков. Многие заводы имеют свои оран* жереи с вечнозелеными растениями. Например, территории «Ростсельмаша», киевского завода «Точэлектро-прибор» радуют глаз яркими, сочными красками цветов, тенистых аллей декоративных и фруктовых деревьев. Нельзя забывать, что зеленые насаждения; фонтаны и пруды, как и зелень в рабочих помещениях, имеют не только эстетическое, но и оздоровительное значение, являясь защитными зонами, улучшающими микроклимат цеха, лаборатории.

 

Примечательно, что в благоустройстве предприятий становится все меньше «ослепляющих эффектов» — обилия бетонных ваз, скульптур, металлических решеток — свидетельств безвкусицы. Все больше наблюдается творческое отношение к архитектуре малых форм (киоски, рекламные щиты, витрины, вывески, телефонные будки, урны и т. п.). От нее также зависит эстетическое лицо завода.

Категория: История | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 903 | Рейтинг: 0.0/0