1966 год Эстетическое воспитание осуществляется в тесном единстве с идейным, трудовым, нравственным и физическим воспитанием. Поэтому оно рассматривается не в качестве какого-то особого придатка к общему процессу воспитания, а представляет собой неотъемлемую его часть. Эстетическое воспитание не может вестись изолированно, только ради понимания прекрасного. Оно с неизбежностью преследует общую цель—формирование идейных, нравственных и физических качеств нового человека. Но осуществляется эстетическое воспитание своими специфическими средствами.
Эта специфика обусловлена тем, что приобщение к эстетическому при всем его общественном значении— дело глубоко индивидуальное, затрагивающее сферу эмоциональной жизни человека. В эстетическом чувстве, через призму личностных отношений, установившихся у человека с окружающей его действительностью, отражаются потребности и желания, вкусы и склонности, убеждения и побуждения людей.
То обстоятельство, что эстетика затрагивает сферу эмоций, не может не учитываться в эстетическом воспитании. Последнее должно строиться на индивидуальном интересе личности.
Поэтому формы и методы эстетического воспитания призваны прежде всего выявить и пробудить у людей интерес к миру прекрасного. Практика свидетельствует, что этот интерес не у всех одинаков. Так, социологические исследования на одном из заводов показали, что не все рабочие и служащие имеют достаточно высокую художественную культуру, широту и богатство эстетических запросов и интересов. Значительная часть пожилых рабочих, которые в свое время не могли получить сколько-нибудь удовлетворительного эстетического воспитания, хуже знакомы с искусством, меньше читают художественную литера-туру, реже посещают кино, театры. У некоторой небольшой части молодежи завода крайне беден мир эстетических интересов, художественные вкусы не развиты, потребность в настоящей красоте, в произведениях искусства принимает иногда уродливые формы — увлечение суррогатами искусства и т. д. Интерес к миру прекрасного пробуждается и выявляется различными формами и средствами. Одним из них является массовая лекционная пропаганда.
Хорошо поставленная массовая лекционная работа способна вызвать интерес не только у тех, кто постоянно следит за своим эстетическим воспитанием, но и у тех, кто только к нему приобщается. В большинстве случаев лекции стали у нас весьма эффективным средством эстетического воспитания. Они читаются в Дворцах культуры и парках, в студенческих общежитиях и заводских цехах. На протяжении ряда лет, например, действует музыкальный лекторий при Дворце культуры Московского государственного университета. Чтение лекций сопровождается исполнением музыкальных произведений, перед студентами выступают композиторы и артисты.
Лекции и доклады, университеты культуры, выставки прикладного искусства, радио, телевидение — все это оказывает непосредственное воздействие на формирование здоровых эстетических вкусов. Слушатели университетов культуры, в частности, сочетая лекции и занятия с посещением театров, концертов, музеев, учатся разбираться в сложных вопросах эстетики. И там, где существенную помощь этому оказывают деятели культуры, ученые, педагоги, достигается положительный результат. На протяжении последних нескольких лет слушатели университета культуры в локомотивном депо Москва-Сортировочная Московской железной дороги встречались с работниками филармонии, артистами Большого театра, профессорами Московской консерватории, деятелями кино. Каждая такая встреча обогащала их духовный мир, служила формированию хороших эстетических вкусов.
Действенным средством эстетического образования является самостоятельное приобщение к искусству — чтение художественной литературы, посещение театров, музеев и выставок, музыкальных и литературных вечеров. Именно этим путем можно достичь высокого уровня эстетической подготовки и образованности, широкого художественного кругозора; на этой основе возникает глубокое увлечение поэзией, симфонической и оперной музыкой, балетом и т. д., что свидетельствует о разнообразии эстетических интересов человека и хорошем художественном вкусе.
В последние годы самостоятельная учеба принимает все более организованные формы. В системе партийной учебы создаются кружки и семинары по изучению основ марксистско-ленинской эстетики. В 1965/66 учебном году в стране работали тысячи таких кружков и семинаров. Например, в кружке по изучению эстетики, который организован в Научно-исследовательском институте шинной промышленности в Москве, насчитывается 28 человек. Это в основном молодежь в возрасте от 18 до 25 лет со средним техническим образованием. Ведет занятия пропагандист заместитель начальника отдела института Петр Яковлевич Лапузо. Начиная с октября 1965 года в кружке изучаются такие темы: «Эстетическое воспитание советского народа», «Эстетика и производство», «Эстетика быта», «Красота поведения», «Искусство и человек». Пропагандист отмечает благотворное влияние этих занятий на производственную культуру работников, на их поведение, на пробуждение у них интереса к проблемам искусства.
Многие партийные организации наряду с изучением вопросов эстетики в кружках и семинарах стремятся привлечь внимание к этим вопросам и самых широких масс трудящихся. Характерным явлением, например, стало проведение на предприятиях смотров культуры производства. В учебном плане по теме «Культура производства и техническая эстетика», составленном Волгоградским областным домом политического просвещения, предусмотрены лекции на темы: «Высокая культура производства — непременное условие высокопроизводительного труда», «Рациональная организация рабочих мест и культура труда на производстве», «Эстетика выпускаемой продукции», «Рациональная рабочая одежда», «Некоторые цопросы физиологии и гигиены труда на производстве» и др. В городе проведена теоретическая конференция по вопросам эстетики производства, в которой приняли участие рабочие и инженеры, научные и партийные работники, специалисты в области эстетики. Все это способствует формированию эстетических вкусов людей и является одним из действенных средств эстетического воспитания.
Широкими возможностями для эстетического воспитания располагают наши высшие учебные заведения, специальные училища, техникумы, школы. Введение курса эстетики в вузах дает возможность улучшить постановку эстетического воспитания студентов. Помимо курса лекций в вузах проводится разнообразная работа: посещение музеев, обсуждение новых произведений литературы, кино, театра, тематические вечера, встречи с писателями, художниками. Эстетическая пропаганда среди студенческой молодежи дает ей возможность понять закономерности художественного творчества, осмыслить сложные пути и тенденции развития современного искусства, способствует формированию здорового художественного вкуса.
Элементы эстетики проникают, по существу, и во все звенья учебной и воспитательной работы в школе. И там, где им уделяют должное внимание, процесс эстетического воспитания школьников происходит интенсивнее. В школах стали чаще проводиться массовые художественные смотры и праздники, улучшилась работа детских клубов и кружков в городах и селах. «Я верю, что в каждом из моих учеников,— пишет учитель средней школы № 9 города Поречья А. Тиханов,— живет художник. Они пишут стихи. И возможно, станут не поэтами, а строителями, но будут знать, как велик Пушкин. Они знакомятся с музыкой; из них не выйдут композиторы, но, вероятно, получатся неплохие слушатели. Они рисуют, но станут колхозниками, которые любят Сурикова и Васнецова и представляют, каких трудов стоит создать картину. Быть может, кто-то из них — как знать — окажется поэтом, композитором или художником. Об этом мы узнаем завтра. А пока, сегодня, на обычном школьном занятии они учатся познавать мир в его красоте и многообразии».
Воспитание хорошего эстетического вкуса начинается с раннего детства. Детей воспитывает красивая игрушка, аккуратно сшитое платье, приятная для слуха музыка. И здесь не последняя роль принадлежит родителям, семье. Эстетическое воспитание в семье — эффективное звено в подготовке всесторонне развитых граждан нашего общества.
Таковы, в общих чертах, основные пути и средства эстетического воспитания советского народа. В процессе строительства коммунизма практика будет подсказывать все новые формы и методы эстетического воспитания, все полнее будут использоваться для повышения эстетической культуры людей богатейшие возможности нашей социалистической действительности. | |
Просмотров: 1485 | |