Объективная необходимость, сущность и цели эстетического воспитания в СССР

1966 год

До недавнего времени проблема эстетического воспитания трудящихся некоторыми специалистами в области эстетики сводилась лишь к формированию художественного вкуса средствами искусства. Считалось, что для воспитания эстетической культуры человека достаточно чтения всевозможных лекций по истории и теории искусства, посещения музеев, литературных и музыкальных вечеров и др. Между тем практика наглядно показывала, что такое представление о сущности эстетического воспитания весьма односторонне.

 

Разумеется, воспитание любви человека к искусству, умения воспринимать и правильно оценивать его было и остается важнейшей стороной эстетического воспитания. Но этой стороной далеко не исчерпывается все богатство этого процесса, который объективно обусловлен ходом развития общества, подсказывающего нам более широкий подход к пониманию задач эстетического воспитания.

 

Этот подход состоит в том, что эстетическое воспитание рассматривается теперь не просто как желаемый, но и как объективно необходимый процесс. Его объективная необходимость обусловлена потребностями строительства коммунизма в целом.

 

В период построения социализма произошли большие изменения в сфере труда. Труд из подневольного бремени, каким он был при капитализме, постепенно стал свободным. В условиях социализма он выступает уже не только средством для жизни, но и во все большей степени средством развития способностей и талантов человека, в том числе и способности творить «по законам красоты». В эксплуататорском антагонистическом обществе труд исключается из сферы духовного развития личности, а сам процесс труда является для трудящихся печальной необходимостью, от которой они охотно избавились бы, если бы не насущная потребность добывать средства к существованию. По справедливой оценке К. Маркса, для эксплуатируемых время работы выступает не временем развития их способностей и талантов, а временем истощения сил. Для них трудиться — значит не развивать и обогащать жизнь, а жертвовать своей жизнью, сокращать ее во времени.

 

В условиях эксплуатации труд не может стать потребностью, доставлять человеку эстетическое наслаждение. Трудящийся не заинтересован в создании нового, ибо он видит, что тенденция к облегчению труда, заложенная в технике, обращается опять-таки против него, и каждое техническое новшество, примененное на производстве, не улучшает, а ухудшает положение трудящихся, увеличивая интенсивность труда одних и лишая работы других. И если рабочий в капиталистическом обществе создает эстетически совершенные предметы, то это диктуется исключительно законами капиталистического рынка. Вот почему при капитализме увеличивается разрыв между трудом и областью прекрасного.

 

Содержание, характер, смысл и значение труда в жизни людей социалистического общества коренным образом изменяются. Новое общество по сравнению с капитализмом неизмеримо увеличивает возможности для творчества по законам красоты. Творческий труд становится достоянием широких масс трудящихся. Человек стремится в творческом труде реализовать свои способности, принести пользу обществу. Это обстоятельство и обусловливает вторжение эстетики в сферу труда, делает актуальной проблему слияния труда и красоты.

 

Основоположники научного коммунизма предсказывали время, когда «производительный труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение», а рабочий будет наслаждаться трудом, «как игрой физических и интеллектуальных сил». Такое изменение характера и содержания труда несет с собой строящееся коммунистическое общество. С ростом производительных сил и сам труд становится привлекательнее, в нем увеличиваются элементы творчества, а эстетический момент становится необходимым. Эстетика, как наука о прекрасном, становится близкой миллионам тружеников, которые смотрят на свой труд как на творчество по законам красоты. Воспитать у них действительно эстетическое отношение к труду — большая и сложная задача. Ее решение требует не только соответствующих преобразований в условиях труда, но и воспитания хорошего эстетического вкуса. Известно, что даже самый красивый проект может быть испорчен безобразным его исполнением. Это объясняется не только отсутствием опыта и профессионального мастерства, но и недостаточно развитым эстетическим вкусом, неумением правильно сочетать полезность и красоту в создаваемых предметах производства. Ныне материальное производство требует не просто хорошего специалиста, но специалиста с известной производственной эстетической культурой.

 

Можно без преувеличения сказать, что в последнее время возникло новое, чрезвычайно важное направление в эстетическом воспитании людей — воспитание средствами производственной эстетики. Проблемы эстетики труда, эстетики условий труда, эстетики продуктов производства стали исключительно важными как для развития самого производства, так и для духовного роста тружеников. Знание материала, умение сочетать полезность и красоту в создаваемых предметах— вот что требуется от современного социалистического производства.

 

Известно, что 98 процентов всех изделий, окружающих современного человека, являются продуктами промышленного производства. Человек создает их на основе знания законов природы. Но одновременно люди в процессе трудовой деятельности формируют материю и по законам красоты. Созданные людьми продукты и орудия труда обладают не только потребительной стоимостью, но и эстетической ценностью. Эта ценность доставляет им глубокое эстетическое наслаждение. Она неотделима от высокого качества предмета.

 

Принятые нашей партией меры по экономическому стимулированию промышленности способствуют ускорению темпов технического прогресса и резкому повышению качества изделий. Предприятия, выпускающие плохие товары, не смогут их реализовать и не выполнят план по прибылям. И наоборот, высококачественные, удобные и красивые изделия всегда найдут сбыт. Это повышает роль эстетики, художественного конструирования. В новом «Положении о социалистическом государственном производственном предприятии» прямо указывается на ответственность предприятия за постоянное совершенствование продукции, в том числе и за повышение ее эстетических качеств. «На основе достижений науки, техники, передового опыта и с учетом потребностей народного хозяйства, запросов населения и эстетических требований советского общества предприятие непрерывно совершенствует производимую им продукцию»,— указывается в этом документе.

 

Возрастают эстетические требования не только к качеству продукции, но и к условиям труда. Рабочий проводит на производстве примерно треть свой жизни в условиях не всегда благоприятных, а нередко и вредных для организма. Поэтому создание соответствующей обстановки на производстве является одной из важных задач. В Обращении ЦК КПСС и Совета Министров СССР к четвертому Всесоюзному съезду советских архитекторов указывается на необходимость добиваться «наиболее рациональных архитектурных решений производственных зданий с учетом требований технической эстетики, способствующей улучшению условий труда и повышению его производительности».

 

Объективная необходимость эстетического воспитания диктуется и потребностями коммунистического переустройства быта.

 

Небывалый размах жилищного строительства, благоустройство городов и сел, улучшение качества товаров широкого потребления — все это вызывает повышенный интерес населения к эстетике быта. Ежегодно миллионы людей сталкиваются, например, с вопросом о том, как лучше обставить квартиру, какие приобрести предметы быта, как удобно и красиво одеваться, какими критериями руководствоваться при формировании своего художественного вкуса. В нашей жизни появляются новые бытовые праздники и обряды, подготовка и проведение которых требует известной эстетической культуры. В сфере быта происходит своеобразное обновление, обусловленное возросшими запросами советских людей, повышением их культуры.

 

Вкусы, интересы и желания людей материализуют ся в производимых ими предметах. Но, как справедливо отмечал один из виднейших деятелей советской культуры А. В. Луначарский, «в тысячу раз важнее, чтобы полезный предмет быта был не только полезен и целесообразен, но и радостен. Скажем это слово вместо все еще кажущегося загадочным слова «красивое, изящное»... Радостным должно быть платье, радостна должна быть мебель, радостна должна быть посуда, радостно должно быть жилище... Гигантская художественно-промышленная задача... будет заключаться именно в том, чтобы найти простые, здоровые, убедительные принципы радостности и применить их к еще более грандиозной, чем теперь, машинной индустрии, к строительству жизни и быта».

 

Можно без преувеличения сказать, что красивая вещь, красивый предмет быта могут дать большой воспитательный эффект. Красивая вещь вызывает чувство гордости за человека, создавшего ее, благотворно влияет на настроение и самочувствие людей. Эстетическое наслаждение доставляет и квартира, обставленная вещами, обладающими эстетической ценностью. Приятное впечатление производит красивая архитектура жилого дома или общественного здания. Чем больше эстетического в окружающей нас жизни, тем успешнее будет процесс эстетического воспитания человека.

 

Сфера быта является в известном смысле показателем степени развития практических, духовных и эстетических способностей и потребностей людей. В ней как бы овеществляются, материализуются их вкусы и желания. Естественно, что быт не может быть одинаковым для всех времен и народов. Эпоха строительства коммунизма требует демократичности, рациональности, простоты бытовой обстановки. В нашем быту не место мещанским вкусам и представлениям. Не показная роскошь, не фетишизация вещей, превращающая жилище в какую-то витрину мещанского благополучия, а разумное приспособление предметов быта к конкретным личным потребностям — вот что нужно каждому советскому человеку. Целесообразность, практическая оправданность должны стать основными критериями в сфере быта. Именно на этих принципах строится, по словам А. С. Макаренко, эстетика костюма, комнаты, лестницы, эстетика быта в целом. Когда критерии целесообразности и жизненной оправданности нарушаются, то это неизбежно приводит к безвкусице.

 

В современном буржуазном обществе, например, потребность в предметах быта часто определяется не действительными нуждами или художественным вкусом, а стремлением подчеркнуть свою материальную обеспеченность. Тогда комфорт становится самоцелью, превращается в роскошь и излишество, складывается культ моды, культ безделушек, возникает бессмысленное стремление к накоплению вещей ради самих вещей.

 

Советские люди не могут руководствоваться ни критериями вкуса, господствующего в буржуазном обществе, ни мещанскими представлениями о назначении вещей. В процессе созидания нового общества складываются новые критерии эстетического вкуса. «Хороший вкус,— по характеристике Льва Кассиля,— это прежде всего вкус здоровый, помогающий человеку видеть, познавать истинную красоту мира... Плохой вкус — это вкус грубый, не умеющий распознавать истинную красоту и довольствующийся примитивной красивостью... это прежде всего вкус «дешевенький», не умеющий находить верную оценку тому, что действительно дорого в жизни, хотя и не набивается само на глаза. И это вкус лживый: он готов прикрыть внешним блеском внутреннее невежество, он ревниво прислушивается к чужому толку, жадно, часто не разобравшись, торопливо следует за дешевой приманкой пустопорожнего, показного шика...»

 

Необходимость эстетического воспитания диктуется также потребностями создания своеобразного «эстетического климата» в обществе, во взаимоотношениях между людьми. Этот «климат» зависит от культуры поведения людей, от их умения поддерживать друг в друге хорошее настроение и работоспособность, создавать спокойную товарищескую атмосферу на работе и дома. Эстетика и этика должны идти рука об руку в воспитании у людей красоты поведения.

 

Существуют как моральные (добро и зло), так и эстетические критерии оценки поведения в понятиях прекрасного и безобразного, красивого и некрасивого. Правда, не всегда в поведении людей этическое и эстетическое совпадают. Однако, как правило, и жизнь это подтверждает на каждом шагу, отступление от моральных норм сопровождается и нарушением норм эстетических — грубостью, вульгарностью, крикливостью, отсутствием чувства меры.

 

Дурные эстетические вкусы в поведении проявляются по-разному. Мы, например, резко осуждаем барское, пренебрежительное отношение к людям, хамство, грубость, брань. С точки зрения требований эстетики мы расцениваем такое поведение как безобразное, некрасивое, недостойное человека. Конечно, поведение человека в общественных местах, в коллективе, дома, в гостях глубоко индивидуально. Один бывает скромным и молчаливым, другой — развязным и фамильярным, третий стремится выделиться, нарочито подчеркнуть свою «оригинальность». Однако при всем разнообразии характеров, манер и привычек человека не должно покидать чувство меры. Именно чувство меры в поведении доставляет нам эстетическое удовольствие, делает общение с человеком легким и приятным.

 

Красота поведения складывается не сразу, а требует величайшего внимания и настойчивости со стороны воспитателя и воспитуемого, борьбы с уродливым, безобразным. Сколько у нас еще случаев грубости, бестактности, особенно среди молодежи! Сквернословие, брань, хулиганство, нетоварищеское отношение к женщине, неуважение к старшим не искоренишь «в один присест». Устранение этих и других безобразных манер и привычек, привитие навыков красивого поведения, «хорошего тона» составляет важную задачу эстетического воспитания.

 

В жизни социалистического общества постоянно возрастает роль искусства. Оно получает широкие возможности для своего развития, становится подлинно народным, входит в повседневную жизнь трудящихся. Духовное развитие личности немыслимо вне искусства.

 

Но для того чтобы воздействие искусства было плодотворным, человек должен уметь ценить и понимать его. «Мало хотеть прекрасного,— писал Н. Г. Чернышевский,— надо уметь постигать его»1. По словам В. Г. Белинского, для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного истинного наслаждения им, необходимо основательное развитие: «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением, развитием»2.

 

Следовательно, воспитание высоких эстетических вкусов состоит в том, чтобы выявить и развить в человеке потребность в прекрасном, вооружить его верным пониманием красоты, умением правильно оценивать прекрасное в жизни и в искусстве, пробудить и закрепить стремление строить жизнь по законам красоты.

 

Эстетический вкус развит у людей неодинаково. Человек, который, как справедливо писал В. Г. Белинский, «откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами, чью грудь не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галантерейную вещь, годную для украшения комнаты, и дивится в ней одной отделке; кто не полюбил стихов с молоду; кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, глупую для занятия от скуки»1,— такой человек обладает неразвитым эстетическим вкусом.

 

Умение понимать искусство нужно не только тем, кто непосредственно занимается художественным творчеством, а всем труженикам нашего общества, производителям материальных и духовных благ. «Инженер, не понимающий искусства,— подчеркивает в этой связи отец космонавта Г. С. Титова,— плохой инженер; конструктор, не умеющий мечтать,— не конструктор; ученый, не чувствующий музыки и не понимающий прелести поэзии,— просто обокравший себя человек. Кем бы ты ни был, жизнь твоя должна быть духовно богатой, ты должен видеть прекрасное и уметь любоваться им»2.

 

Именно это видение прекрасного и умение любоваться им дают человеку художественная литература и архитектура, живопись и музыка, театр и кино — все виды искусства.

Искусству отведена жизнью великая роль в воспитании людей. Человек, который в той или иной степени связан с искусством или непосредственно участвует в создании художественных ценностей, легче понимает тенденции и направления в развитии искусства, всегда сумеет отличить истинное творчество от суррогата.

 

Искусство социалистического реализма создает непреходящие духовные ценности. Увеличивается число непосредственных производителей материальных благ, людей труда, которые приобщаются к искусству и участвуют не только в оценке художественных произведений, но и в их создании. Тем самым постепенно исчезает монополия на художественное творчество узкой группы профессионалов. Искусство становится достоянием широких народных масс.

 

Коммунистическая партия уделяет пристальное внимание вопросам эстетического воспитания советского народа. Она ориентирует деятелей культуры и искусства на то, чтобы они воспитывали массы правдой и красотой художественных образов, расширяли кругозор человека, духовно обогащали его, вели решительную борьбу с безвкусицей, в чем бы она ни проявлялась— в формалистических увлечениях или в мещанских представлениях о «красивом» в быту.

 

Объективная необходимость эстетического воспитания советского народа обусловлена, наконец, борьбой с реакционной буржуазной эстетикой и искусством.

 

В борьбе двух идеологий -- социалистической и буржуазной — вопросы эстетики и искусства занимают особое место. В капиталистическом мире идет безудержная пропаганда реакционных, антинародных методов в искусстве, особенно формализма и натурализма. Защитники формализма в различных его видах считают, что искусство — всего лишь выражение субъективного сознания, а не отражение жизни. Формалисты абсолютизируют «подсознательные», инстинктивные, а подчас и патологические явления человеческой психики, умаляя и даже сводя на нет гуманистическое, нравственное и разумное начало в искусстве. Натурализм же просто регистрирует явления действительности, не пытаясь проникнуть в их сущность. Это приводит к поверхностности, бездоказательности и иллюстративности натуралистических творений. Подобно формализму, натурализм служит в конечном счете интересам реакционных общественных сил.

 

В борьбе с упадочным буржуазным искусством социалистический реализм наследует и развивает лучшие традиции народного и классического искусства прошлого, сочетая их со смелым новаторством в художественном изображении жизни. Активно бороться с тлетворным влиянием буржуазной эстетики и искусства—насущная задача эстетического воспитания. Оно призвано вооружить людей знанием тенденций развития современного искусства, умением противостоять натиску буржуазной идеологии. Поэтому наше общество кровно заинтересовано в дальнейшем повышении идейного и художественного уровня всех видов искусства, в том, чтобы эстетика все больше проникала в жизнь советских людей, стала неотъемлемой частью их коммунистического мировоззрения.

 

Таким образом, необходимость эстетического воспитания обусловлена потребностями духовной жизни и материального производства в нашем обществе. Цели и задачи марксистско-ленинской эстетики состоят в том, чтобы вооружить человека знанием закономерностей художественного освоения действительности, воспитать людей, которые бы руководствовались в своей деятельности коммунистическим эстетическим идеалом, проявляющимся в высокоразвитом эстетическом вкусе. Следовательно, эстетическое воспитание — важнейшая сторона в формировании всесторонне развитых членов коммунистического общества.

 

 

Категория: История | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 851 | Рейтинг: 0.0/0