Александрийская библиотека и падение её популярности

После изгнания Птолемея VIII

Изгнание Птолемеем VIII Физкона ученых из Александрии привело к изменению истории эллинистической науки.  Ученые, которые учились в Александрийской библиотеке, и их студенты продолжали проводить исследования и писать трактаты, но большинство из них больше не делали этого в связи с библиотекой. Возникла диаспора александрийских ученых, в которой ученые рассеялись сначала по всему восточному Средиземноморью, а затем и по всему западному Средиземноморью. Ученик Аристарха Дионисий Фракс (ок. 170 - ок. 90 до н.э.) основал школу на греческом острове Родос. Дионисий Фракс написал первую книгу по греческой грамматике, краткое руководство по устной и письменной речи. Эта книга оставалась основным учебником грамматики для греческих школьников вплоть до двенадцатого века нашей эры.  Римляне основывали свои грамматические записи на нем, и его базовый формат остается основой для руководства по грамматике во многих языках даже сегодня.

Другой ученик Аристарха, Аполлодор Афинский (ок. 180-110 до н.э.), отправился к величайшему конкуренту Александрии, Пергаму, где он преподавал и проводил исследования. Эта диаспора побудила историка Менекла из Барса саркастически прокомментировать, что Александрия стала учителем всех греков и варваров.

Между тем, в Александрии, начиная с середины второго века до нашей эры, правление Птолемея в Египте стало менее стабильным, чем раньше.

Столкнувшись с растущими социальными волнениями и другими крупными политическими и экономическими проблемами, более поздние Птолемеи не уделяли так много внимания Библиотеке и Мусиону, как их предшественники. Статус как Библиотеки, так и главного библиотекаря снизился. Некоторые из более поздних Птолемеев использовали должность главного библиотекаря в качестве простой политической сливы, чтобы вознаградить своих самых преданных сторонников. Птолемей VIII назначил человека по имени Сайдас, одного из его дворцовых стражей, главным библиотекарем , а Птолемей IX Сотер II (правил 88–81 до н.э.), как говорят, дал эту должность политическому стороннику.

В конце концов, должность главного библиотекаря потеряла так много своего прежнего престижа, что даже современные авторы перестали интересоваться записью сроков полномочий отдельных главных библиотекарей.

Изменение в греческой науке в целом произошло в начале первого века до нашей эры.

К этому времени все основные классические поэтические тексты были наконец стандартизированы, и уже были подготовлены обширные комментарии к трудам всех основных литературных авторов греческой классической эпохи. Следовательно, ученым оставалось мало оригинальной работы с этими текстами. Многие ученые начали производить синтез и переработку комментариев александрийских ученых прошлых веков, в ущерб их собственным оригиналам.

Другие ученые разветвились и начали писать комментарии к поэтическим произведениям постклассических авторов. включая александрийских поэтов, таких как Каллимах и Аполлоний Родосский.

Между тем, александрийская стипендия, вероятно, была введена в Рим в первом веке до нашей эры тираном Амиса (ок. 100–25 вв. До н.э.), учеником Дионисия Фраксского.

В 48 г. до н.э. во время гражданской войны Цезаря Юлий Цезарь был осажден в Александрии. Его солдаты подожгли его собственные корабли, пытаясь расчистить причалы, чтобы заблокировать флот, принадлежащий брату Клеопатры Птолемею XIV.

Этот огонь распространился на части города, ближайшие к докам, вызывая значительные разрушения. Римский драматург и стоический философ Сенека Младший в первом веке нашей эры цитирует книгу Ливийского «Ab Urbe Condita Libri», написанную между 63 и 14 годами до н.э. Греческий средний платонистский плутарх (ок. 46–120 гг. Н.э.) пишет в своей «Жизни Цезаря», что: «[[]] Когда враг пытался прервать свое сообщение морем, он был вынужден отвратить эту опасность, поджигая свою корабли, которые, после поджога доков, оттуда распространились и уничтожили великую библиотеку ».Римский историк Кассий Дио (ок. 155 - 235 гг. н.э.), однако, пишет:« Многие места были подожжены, в результате чего, наряду с другими зданиями, были сожжены верфи и хранилища зерна и книг, которые, как говорят, были многочисленными и самыми лучшими. Однако Флорус и Лукан только упоминают, что огонь сжег сам флот и некоторые "дома у моря".

Ученые интерпретировали формулировку Кассиуса Дио, чтобы указать, что пожар фактически не уничтожил всю Библиотеку, а лишь склад, расположенный около доков, используемых Библиотекой для размещения свитков.
Каким бы разрушительным не был пожар Цезаря, библиотека, очевидно, не была полностью уничтожена. Географ Страбон (ок. 63 г. до н.э. - ок. 24 г. н.э.) упоминает о посещении Мусейона, более крупного исследовательского учреждения, к которому была присоединена Библиотека, примерно в 20 г. до н. перестроен вскоре после этого.

Тем не менее, способ Страбона говорить о Мусейоне показывает, что он был далеко не таким престижным, как несколько веков назад. Несмотря на упоминание Mouseion, Страбон не упоминает Библиотеку отдельно, возможно, указывая на то, что она была настолько резко уменьшена в росте и значении, что Страбон считал, что она не заслуживает отдельного упоминания. Неясно, что случилось с Mouseion после упоминания об этом Страбона.

Кроме того, Плутарх пишет в своей жизни Марка Антония, что в годы, предшествовавшие битве при Акциуме в 33 г. до н.э., по слухам, Марк Антоний дал Клеопатре все 200 000 свитков в Библиотеке Пергама.

Сам Плутарх отмечает, что его источник этого анекдота иногда был ненадежным, и вполне возможно, что эта история может быть не более чем пропагандой, призванной показать, что Марк Антоний был верен Клеопатре и Египту, а не Риму.

Кассон, однако, утверждает, что, даже если история была придумана, она не была бы правдоподобной, если бы библиотека еще не существовала.

Эдвард Дж. Уоттс утверждает, что дар Марка Антония, возможно, был призван пополнить коллекцию Библиотеки после того, как ей был нанесен пожар Цезаря примерно за полтора десятилетия до этого.

Еще одним свидетельством выживания Библиотеки после 48 г. до н.э. является тот факт, что наиболее заметным производителем составных комментариев в конце I в. До н. Э. И начале I в. Н.э. был ученый, работавший в Александрии по имени Didymus Chalcenterus, чей эпитет Χαλκέντερος (Chalkénteros) означает "бронзовые кишки".

Дидимус, как говорят, произвел где-то между 3500 и 4000 книг, что делает его самым плодовитым известным писателем во всей древности.

Ему также дали прозвище βιβλιολάθης (Biblioláthēs), что означает «книга-забыватель», потому что было сказано, что даже он не может вспомнить все книги, которые он написал.

Части некоторых комментариев Дидима были сохранены в виде более поздних выдержек, и эти останки являются наиболее важными источниками информации современных ученых о критических работах более ранних ученых в Александрийской библиотеке. Лайонел Кассон утверждает, что потрясающий вывод Дидима «был бы невозможен, если бы в его распоряжении не была хотя бы значительная часть ресурсов библиотеки».

Очень мало известно о Александрийской библиотеке во времена Римского принципа (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.).Известно, что император Клавдий (правил в 41–54 гг. Н.э.) построил дополнение к Библиотеке, но, похоже, что общие состояния Александрийской библиотеки следовали за судьбой самого города Александрии. После того, как Александрия попала под римское правление, статус города и, следовательно, его знаменитой библиотеки постепенно уменьшился.

В то время как Мусейон все еще существовал, членство предоставлялось не на основе научных достижений, а скорее на основе различий в правительстве, армии или даже в легкой атлетике.

Очевидно, то же самое было и в отношении должности главного библиотекаря. Единственным известным главным библиотекарем римского периода был человек по имени Тиберий Клавдий Балбилус, который жил в середине первого века нашей эры и был политиком, администратором. и военный офицер без каких-либо существенных научных достижений.

От членов Mouseion больше не требовалось преподавать, проводить исследования или даже жить в Александрии.Греческий писатель Филострат пишет, что император Адриан (правил 117–138 гг. Н.э.) назначил этнографа Дионисия Милетского и софистского полемка Лаодикийского в качестве членов Мусейона, хотя известно, что ни один из этих людей никогда не тратил сколько-нибудь значительного количества время в Александрии.

Между тем, когда репутация александрийской учености снизилась, репутация других библиотек в средиземноморском мире улучшилась, уменьшив прежний статус Александрийской библиотеки как наиболее выдающейся. Другие библиотеки также возникли в самом городе Александрии, и свитки из Великой библиотеки могли быть использованы для хранения некоторых из этих небольших библиотек.

Известно, что кесарево сечение и клавианум в Александрии имели крупные библиотеки к концу первого века нашей эры.  Серапеум, первоначально «дочерняя библиотека» Великой библиотеки, вероятно, расширилась и в этот период, согласно классическому историку Эдварду Дж. Уоттсу.

Ко второму веку н.э. Римская империя стала менее зависимой от зерна из Александрии, а известность города еще больше уменьшилась. Римляне в этот период также проявляли меньший интерес к александрийской науке, в результате чего репутация Библиотеки также продолжала ухудшаться. Ученые, которые работали и учились в Александрийской библиотеке во времена Римской империи, были менее известны, чем те, кто учился там в период Птолемеев. В конце концов, само слово «александрийский» стало синонимом редактирования текстов, исправления текстовых ошибок и написания комментариев, синтезированных из комментариев более ранних ученых, - другими словами, принимая коннотации педантизма, монотонности и отсутствия оригинальности. Упоминание о Великой Александрийской библиотеке и Мусейоне, в котором она находилась, исчезает после середины третьего века нашей эры. Последние известные ссылки на ученых, являющихся членами Мусейона, относятся к 260-м годам.

В 272 году нашей эры император Аврелиан боролся за то, чтобы вернуть город Александрию от сил королевы Пальмирены Зенобии. В ходе боев войска Аврелиана разрушили квартал Брушеон города, в котором находилась главная библиотека. Если Mouseion и Библиотека все еще существовали в это время, они почти наверняка были уничтожены во время атаки. Если бы они пережили атаку, то все, что от них осталось, было бы уничтожено во время осады императора Диоклетиана в Александрии в 297.

Категория: История | Добавил: fantast (04.08.2019)
Просмотров: 705 | Рейтинг: 0.0/0