Будучи одной из самых известных женщин в истории, настоящая Клеопатра (69-30 гг. до н. э.) окутана тайной. Она правила Египтом в течение 22 лет, обладала богатствами, не имевшими себе равных в древнем мире, родила детей двум самым могущественным людям в Риме, и все же истории о ней, передававшиеся из поколения в поколение — Клеопатра как хитрая, распутная соблазнительница, — были в основном пропагандой, написанной ее врагами.
Мы поговорили с Пруденс Джонс, профессором истории в Университете штата Монтклер и автором книги "Клеопатра: справочник", чтобы получить реальную информацию о Клеопатре VII. вот пять фактов, которые могут разрушить некоторые мифы.
Одно мы знаем точно — Клеопатра не была египтянкой. Клеопатра была последней в длинной череде македонских греческих царей и цариц, которые правили Египтом, начиная с завоевания Александром Македонским. После смерти Александра его полководец Птолемей I был назначен царем Египта, которым он правил как грек из эллинистического Капитолия Александрии.
Хотя Клеопатра не была этнически египтянкой, она сделала явные предложения египетской религии и культуре, такие как отождествление себя с богиней Исидой. Клеопатра была также первой царицей в многовековой династии Птолемеев, которая потрудилась научиться говорить по-египетски. "Остальные были не очень мотивированы", - говорит Джонс.
Римские враги Египта стремились очернить Клеопатру, изображая ее царицей-блудницей, которая одной своей физической красотой очаровывала великих людей, таких как Юлий Цезарь и Марк Антоний. Но даже римский историк Плутарх, писавший спустя столетие после смерти Клеопатры, сказал, что в Клеопатре было гораздо больше, чем ее внешность, которую он описал как "не совсем несравнимую ... как ударить тех, кто ее видел."
"Беседа с ней обладала непреодолимым очарованием, и ее присутствие в сочетании с убедительностью ее речи и характером, который был каким-то образом рассеян в ее поведении по отношению к другим, было в ней чем-то стимулирующим", - писал Плутарх. - В тоне ее голоса тоже чувствовалась нежность, а язык, как многострунный инструмент, позволял ей легко переходить на любой язык, так что в своих беседах с варварами она очень редко нуждалась в переводчике."
Помимо греческого и египетского языков, Клеопатра свободно владела еще по меньшей мере шестью языками. Будучи высокообразованной женщиной, она опубликовала два известных текста, один из которых касался ухода за телом, а другой-мер и весов для медицины и торговли.
По сравнению с воинственно настроенным Антонием, который, по словам Джонса, "не был известен как самый острый гвоздь в коробке", Клеопатра славилась своим интеллектом."
Клеопатра не была той "похотливой яростью", которую описывал римский поэт Лукан, управляемый только ее распутными страстями. За свою короткую 39-летнюю жизнь у нее было всего два романтических партнера, и оба эти отношения были как политическими, так и личными, говорит Джонс.
Когда Клеопатра заняла египетский трон в 18 лет, она унаследовала царство в упадке. Рим был господствующей державой в Средиземноморье, и независимость Египта находилась под угрозой. Что еще хуже, ее младший брат и соправитель (и муж-это сложно) пытался вытолкнуть ее оттуда. Когда Юлий Цезарь прибыл в Египет в погоне за своим соперником Помпеем, Клеопатра увидела возможность завоевать могущественного Римского союзника. Согласно знаменитому рассказу Плутарха, Цезарь средних лет впервые увидел Клеопатру, когда она тайком пробралась в его покои и вывалилась из ковра (или, скорее всего, корзины с бельем). Юная Клеопатра завоевала расположение Цезаря, вернула себе трон и скрепила союз рождением сына, которого она не так уж тонко назвала Цезарионом ("Маленький Цезарь"). Теперь у нее были семейные связи с Римом.
Более поздние отношения Клеопатры с Марком Антонием (вторым по старшинству после Цезаря) были увековечены Шекспиром в пьесе "Антоний и Клеопатра" как один из самых легендарных и трагических любовных романов в истории, но и он в первую очередь служил политической цели. Египет, возможно, обладал большими богатствами и ресурсами, но после убийства Цезаря Клеопатра знала, что ее царство все еще находится во власти Рима, правящей сверхдержавы. "Клеопатра прекрасно понимала, что для того, чтобы Египет вообще оставался независимым, ему нужен был могущественный покровитель", - говорит Джонс. Смерть Цезаря оставила в Риме вакуум власти, и два выдающихся человека — избранный Цезарем наследник Октавиан и Антоний, честолюбивый политик и полководец — вели гражданскую войну, чтобы заполнить его. Октавиан пользовался финансовой поддержкой Сената, но Антоний отчаянно нуждался в деньгах, чтобы заплатить своим войскам.
Описывая первую встречу Антония и Клеопатры, Плутарх рисует картину более старой и мудрой Клеопатры, стремящейся завоевать свой приз: Клеопатра вообще не нуждалась в магии. Джонс говорит, что Антонию нужны были деньги, а Клеопатра была самой богатой женщиной в мире. В обмен на ее финансовую поддержку Антоний стал союзником Египта и защитником от посягательств римлян и подарил Клеопатре (на которой впоследствии женился) еще трех наследников.
5. Самоубийство змеёй? Да ладно?
Двойное самоубийство Антония и Клеопатры в реальной жизни, описанное Плутархом, стало подходящим трагическим концом пьесы Шекспира. Но, вероятно, все произошло не совсем так, как писал Шекспир. Антоний, ошибочно полагая, что Клеопатра умерла после неудачного морского сражения с Октавианом, падает на собственный меч и в конце концов умирает у нее на руках от раны. Клеопатра, не желая, чтобы ее выставляли на улицах Рима в качестве военнопленной, тайком пронесла в свои покои ядовитую змею. В заключительной сцене пьесы она прижимает змею к своей груди.
"С твоими острыми зубами этот узел неразрывен От жизни сразу отвяжись: бедный ядовитый дурак Рассердись и отправляйся."
В версии Плутарха змея (в частности, аспид) спрятана в корзине с большими фигами.
Но даже Плутарх признает, что существовали различные версии смерти Клеопатры и что "никто не знает правды об этом деле, ибо также говорилось, что она носила яд в полой расческе и прятала ее в волосах."
Современные ученые-Клеопатры утверждают, что отравление было бы гораздо проще и быстрее, но Клеопатра, вероятно, включила более драматическую историю змеи в свою предсмертную записку Цезарю. | |
Просмотров: 1242 | |