В ночь на 24 октября по улицам Петрограда помчались самокатчики. Временное правительство, стремясь захватить инициативу в свои руки, решило перейти в наступление первым. Самокатчики везли во все юнкерские и воинские училища правительственное распоряжение: «Привести училища в полную боевую готовность». Командующий Петроградским военным округом полковник Полковников запретил воинским частям выходить из казарм без разрешения штаба округа: «Все выступающие вопреки приказу с оружием на улицу будут преданы суду за вооруженный мятеж». К Зимнему дворцу были стянуты верные правительству воинские части. К мостам через Неву направились отряды юнкеров. Им было приказано развести мосты — отрезать рабочие районы города от центра.
На рассвете к зданию типографии центрального органа большевистской партии подъехал грузовик с юнкерами. Они оцепили здание. «Типография закрывается. Газеты «Рабочий путь» и «Солдат» запрещены»,— заявил представитель Временного правительства.
Это было начало открытой схватки. Больше нельзя было медлить ни минуты. Контрреволюция перешла в наступление — надо было отбить ее натиск и двинуться на штурм.
Утром 24 октября ЦК и ПК партии большевиков наметили меры, обеспечивавшие переход сил революции в решительное наступление. К типографии были посланы броневики. Туда прибыли революционные солдаты Литовского полка. Запретные печати, наложенные юнкерами, были сорваны. Большевистские газеты вышли в свет. Рабочие выносили из типографии кипы газет, пахнувших свежей краской. В передовой газеты «Рабочий путь» (под таким названием выходила тогда «Правда») говорилось: «Нужно нынешнее правительство помещиков и капиталистов заменить новым правительством рабочих и крестьян...»
Во всех концах огромного города пришли в движение силы революции. Начал осуществляться ленинский план вооруженного восстания.
Заводы и фабрики получили сигналы к сбору красногвардейцев. Боевые отряды направлялись к Смольному, занимали различные учреждения, двинулись к мостам и вокзалам. В казармах революционных полков раздавались телефонные звонки, туда прибывали связные ВРК.
В Гельсингфорсе в шумную комнату Центрального комитета Балтийского флота вбежал взволнованный радист. Он передал плечистому, высокому человеку с окладистой черной бородой радиограмму.
«Срочная, товарищ Дыбенко,— сказал он.— Из Смольного!» В радиограмме было всего два слова: «Высылай устав». Это означало, что надо немедленно направить в Петроград военные корабли и 5 тысяч матросов и солдат.
На Неве у стенки Франко-Русского завода, на революционном крейсере «Аврора» шла напряженная работа. Комиссар «Авроры» А. В. Белышев получил предписание привести крейсер в боевую готовность.
В Смольном над планом Петрограда склонились Н. И. Подвойский, В. А. Антонов-Овсеенко, Г. И. Чудновский, проверяя и уточняя передвижение революционных отрядов. Члены партийного Военно-революционного центра, избранного на расширенном заседании ЦК 16 октября,— А. С. Бубнов, Ф. Э. Дзержинский, Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, М. С. Урицкий — давали боевые задания командирам и комиссарам, руководителям партийных организаций.
Все нити руководства сосредоточились у В. И. Ленина, находившегося еще на конспиративной квартире.
В течение 24 октября революционные отряды успешно развертывали свои действия, взяв под контроль ряд важных пунктов и учреждений Петрограда. Однако среди некоторых членов ЦК и ВРК обнаружились колебания, нерешительность. В частности, Л. Троцкий, председатель Петроградского Совета, заявил 24 октября, что арест Временного правительства не стоит в повестке дня.
Вечером В. И. Ленин написал письмо членам ЦК- Он указал на необходимость самого решительного и быстрого наступления на правительство. «Надо, во что бы то ни стало, сегодня вечером, сегодня ночью арестовать правительство, обезоружив (победив, если будут сопротивляться) юнкеров и т. д.
Нельзя ждать!! Можно потерять все!!
...Правительство колеблется. Надо добить его во что бы то ни стало!»
Поздно вечером 24 октября В. И. Ленин покинул конспиративную квартиру и в сопровождении Эйно Рахья направился в Смольный. После опасного перехода по петроградским улицам В. И. Ленин прибыл в штаб революционных сил и встал непосредственно у штурвала начавшегося восстания.
События приняли стремительный оборот. С удвоенной энергией революционные отряды брали в свои руки важнейшие пункты города. В течение ночи красногвардейцы, матросы, солдаты заняли Николаевский, Балтийский и Варшавский вокзалы, Государственный банк, телефонную станцию, электростанцию..
200 тысяч бойцов революции Петрограда двинулись на штурм капитала. 50 тысяч коммунистов Петрограда были в первых рядах восставших.
История навсегда сохранит неповторимую картину этой петроградской ночи, когда решалась судьба первой в истории победоносной социалистической революции. По улицам неспавшего Петрограда, где в тумане мигали редкие фонари, то и дело с грохотом проносились грузовики с красногвардейцами. Разгоняя мрак осенней ночи, на перекрестках горели костры революционных караулов. Иногда вспыхивала перестрелка раздавались отрывистые слова команды. То тут, то там, нарушая настороженную тишину, возникали мелодии «Варшавянки», «Интернационала» — бойцы революции с песнями шли на штурм старого мира.
Перед ярко освещенным зданием Смольного собрались сотни людей. На площади и во дворе стояли броневики. Колеблющееся пламя костров освещало выведенные красной краской на броне надписи: «РСДРП», «СРСД» (Совет рабочих и солдатских депутатов). У входа часовые проверяли пропуска. Солдаты и красногвардейцы дежурили у пулеметов и орудий. Непрерывно во все концы города направлялись связные. Всю ночь сюда приходили за указаниями представители полков и заводов. Прибывали новые красногвардейские отряды, солдатские взводы. Отсюда они отправлялись на выполнение боевых заданий.
К утру 25 октября успех восстания полностью определился: почти весь Петроград был в руках восставших. Временное правительство удерживало за собой лишь Зимний дворец, главный штаб и Мариинский дворец. Часов в 11 утра на Дворцовой площади появилась легковая машина с занавешенными стеклами. Красногвардейская застава хотела ее задержать, но, увидев на радиаторе флаг Соединенных Штатов Америки, отошла. Если бы бойцы знали, что в автомобиле, принадлежавшем американскому посольству, прятался премьер-министр Временного правительства Керенский! Поняв, что восстание победило, он поспешно бежал из столицы, надеясь собрать контрреволюционные воинские части и повести их на Петроград.
А в это время на заводах и фабриках, в казармах и на улицах люди взволнованно и радостно читали обращение Военно-революционного комитета. Обращение, написанное В. И. Лениным, извещало народ о великом событии:
«Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов — Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона... Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!»
Когда в Петропавловской крепости ударила, возвещая полдень, пушка, в Смольном стали собираться депутаты Петроградского Совета. Многие из них приходили непосредственно из воинских частей, с фабрик и заводов, оттуда, где кипело восстание, где ковалась его победа.
В 2 часа 35 минут дня 25 октября открылось экстренное заседание Совета. Долго не прекращалась бурная овация, долго не смолкали приветственные возгласы, когда на трибуну поднялся В. И. Ленин. Вдохновенно и просто прозвучали его слова:
«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась».
Да, величайшее в истории человечества событие свершилось! Пролетариат России, ведомый большевистской партией, взял в свои руки государственную власть.
Однако победу восстания в Петрограде нельзя было считать окончательной, пока в Зимнем дворце находилось Временное правительство. Неотложной задачей являлось взятие Зимнего. К этому времени были уже заняты штаб военного округа и Мариинский дворец. Минувшей ночью крейсер «Аврора» подошел к Николаевскому мосту.
Среди гарнизона Зимнего началась деморализация. Покинула дворец артиллерийская батарея, затем ушла часть юнкеров, ушли казаки, сдался женский «батальон смерти».
К 5 часам вечера, когда над городом сгустились вечерние сумерки, цепи красногвардейцев, матросов, солдат вплотную приблизились к дворцу. Подступы к Зимнему были забаррикадированы...
Не желая кровопролития, ВРК дважды предлагал Временному правительству сдаться. Но оно молчало. И тогда ВРК отдал приказ — начать атаку. В 9 часов 40 минут вечера на «Авроре» прозвучала команда: «Носовое, огонь! Пли!»
Штурм Зимнего начался. Некоторое время шла перестрелка, а затем лавина атакующих ринулась вперед. Н. И. Подвойский рассказывает:
«Во тьме ночной, озаренные бледным, затуманенным дымом, светом и кровавыми мечущимися молниями выстрелов, со всех прилегающих улиц и из-за ближайших углов, как грозные, зловещие тени, неслись цепи красногвардейцев, матросов, солдат, спотыкаясь, падая и снова поднимаясь, но ни на секунду не прерывая своего стремительного ураганоподобного потока...»
Атакующие ворвались в здание дворца. И вот, пройдя через 17 парадных мраморных залов и 1050 комнат, распахнув 1786 дверей, они овладели Зимним.
В то время, когда у Зимнего дворца завершалось победоносное восстание, в Смольном шло заседание II Всероссийского съезда Советов. Меньшевики, правые эсеры пытались сорвать работу съезда. Но подавляющее большинство делегатов выступили против политических банкротов. Тогда соглашатели покинули съезд.
Владимир Ильич Ленин не мог присутствовать на этом заседании: он был в Военно-революционном комитете. На трибуну поднялся один из видных деятелей большевистской партии — А. В. Луначарский. В руках он держал листки, исписанные ленинским почерком. «Рабочим, солдатам и крестьянам!»,— начал Луначарский чтение документа, и в зале, еще возбужденном недавними жаркими спорами с меньшевиками и эсерами, воцарилась глубокая тишина.
«Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки... Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов...» Чтение документа то и дело прерывалось бурными аплодисментами. В пять часов утра воззвание было поставлено на голосование. Дружно взметнулся вверх лес рук, снова раздались восторженные возгласы.
Так была провозглашена Советская власть в России. Так была закреплена победа вооруженного восстания, победа социалистической революции. Так было декретировано свержение господства буржуазии и создание первого в мире государства рабочих и крестьян. Так началась новая эра в истории человечества.
| |
Просмотров: 239 | |