На красном фоне, в лучах восходящего солнца были изображены золотые серп и молот. Они обрамлялись венцом из колосьев. Выше надпись: «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», а внизу начертаны призывные слова: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Таков был герб республики Советов. Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Д. Бонч-Бруевич рассказывал, что первоначальный рисунок государственного герба имел посредине длинный обнаженный меч. Когда В. И. Ленин получил этот проект, он спросил, зачем здесь изображен меч.
«Завоевания нам не нужны,— сказал Владимир Ильич,— завоевательная политика нам совершенно чужда; мы не нападаем, а отбиваемся от внутренних и внешних врагов; война наша оборонительная, и меч не наша эмблема... Из герба нашего социалистического государства мы должны удалить меч»,— продолжал Владимир Ильич, и он тонко заточенным черным карандашом зачеркнул его корректурным знаком. «А в остальном герб хорош...» И он подписал рисунок.
Всего лишь восемь месяцев прошло со времени победы Великой Октябрьской социалистической революции. Но какими огромными историческими свершениями были ознаменованы эти месяцы! Их надо было оформить законодательным путем, закрепить в Основном Законе — Конституции.
С апреля 1918 года начала свою работу специальная комиссия ВЦИК во главе с Я. М. Свердловым. Центральный Комитет Коммунистической партии придавал огромное значение разработке Конституции. 26 и 28 июня он рассмотрел подготовленный проект Конституции и создал комиссию для завершения работы. Председателем этой комиссии был В. И. Ленин.
Комиссия ЦК включила в текст Конституции в качестве ее первого раздела «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа») внесла ряд дополнительных глав, статей, большое количество поправок. В архиве хранятся пожелтевшие листы проекта. На них многочисленные поправки и добавления, сделанные рукой В. И. Ленина. Эти драгоценные строки ярко свидетельствуют о том внимании, которое основатель нашего государства уделял разработке первой Советской Конституции.
10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов на своем четвертом заседании единогласно, с огромным воодушевлением принял Конституцию.
В этом документе отражены великие политические и социально-экономические завоевания Октября, зафиксированы права и обязанности граждан, определена структура Советской власти в центре и на местах, разработана избирательная система.
«В мире не бывало таких конституций, как наша,— говорил В. И. Ленин.— В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире».
Да, к этому времени человечество знало уже немало конституций. Буржуазные политики использовали все свое искусство для того, чтобы заполнить эти конституции пышными фразами о свободе и демократии. Но торжественные словесные обрамления не могли и не могут скрыть классового существа буржуазных конституций. Диктатура буржуазии — вот это существо. Все права, вся власть — эксплуататорскому меньшинству, вся государственная система—для того, чтобы защитить привилегии меньшинства, сохранить строй, основанный на социальном неравенстве.
Конституция РСФСР 1918 года провозглашала и закрепляла права трудящихся, права подавляющего большинства населения. Те массы, которые веками были угнетены, придавлены, лишены свободы, поднялись к новой жизни, стали полноправными хозяевами своей судьбы и своей страны. В этом и заключалась подлинная демократия, демократия высшего типа — пролетарская, советская, которая, как говорил В. И. Ленин, в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии, а Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики.
Всем гражданам республики, достигшим 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости Конституция предоставила избирательные права. Впервые в истории для трудящихся было гарантировано и осуществлено на деле всеобщее избирательное право.
Конституция ограничивала права эксплуататоров. Избирательных прав были лишены лица, живущие на нетрудовой доход, использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, частные торговцы и прочие эксплуататорские элементы. Эти лица составляли незначительный процент населения.
С победой революции социалистический строй не устанавливался автоматически. Эксплуататоры оказывали ожесточенное сопротивление. Победа над врагами, все социалистическое строительство были невозможны без диктатуры пролетариата. Говоря о силе свергнутой, но не уничтоженной буржуазии, о силе мелкого производства, рождающего капитализм, В. И. Ленин указывал: «По всем этим причинам диктатура пролетариата необходима, и победа над буржуазией невозможна без долгой, упорной, отчаянной войны не на живот, а на смерть,— войны, требующей выдержки, дисциплины, твердости, непреклонности и единства воли».
Рабочий класс установил свою диктатуру для того, чтобы обеспечить победу всем трудящимся. Он не стремился увековечить свою власть. С полной и окончательной победой социализма диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию. Государство диктатуры пролетариата переросло в общенародное государство.
| |
Просмотров: 187 | |