Осенью 1941 года фашистское командование, отказавшись от наступления по всему фронту, начинает концентрировать силы на одном направлении — московском, связывая с захватом столицы СССР осуществление плана «молниеносной войны». Гитлеровцы рассчитывали овладеть Москвой до прихода зимы. Москва была боевым штабом нашей страны. Отсюда Государственный Комитет Обороны руководил всеми действиями по организации разгрома гитлеровских орд. Отсюда Центральный Комитет нашей партии и правительство направляли героические усилия советских людей на фронте и в тылу.
На подступах к Москве сосредоточились главные силы немецкой армии. Сюда перебрасывались резервы с других фронтов, направлялись отборные эсэсовские дивизии и самые опытные генералы. К октябрю враг имел здесь большое превосходство в людях и в технике. Перед началом «генерального» наступления на Москву Гитлер обратился к армии с призывом, в котором заявлял: «Созданы наконец предпосылки для того, чтобы мощным ударом сокрушить противника еще до наступления зимы».
30 сентября — 2 октября 1941 года мощная группировка фашистских армий «Центр» начала наступление на Москву. Операция получила в гитлеровском генеральном штабе броское название «Тайфун».
Для осуществления этого плана фашистское командование сосредоточило на московском направлении 74,5 дивизии, в том числе 22 танковые и моторизованные. Более тысячи самолетов поддерживали эти соединения с воздуха.
По свидетельствам фашистских генералов, Гитлер на одном из совещаний в штабе группы армий «Центр» заявил: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель — будь то мужчина, женщина или ребенок,— не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой».
Ценой громадных потерь и благодаря превосходящим силам в первой половине октября гитлеровцам удалось прорвать оборону и выйти на дальние подступы к столице.
3 октября «фюрер» хвастливо заявил: «Враг уже разбит и никогда больше не восстановит своих сил». Вторя ему, Геббельс приказал газетам оставить на 12 октября место для «особо важного сообщения»—о взятии Москвы. Фашистские генералы спешили заверить своего фюрера, что победа у них почти в руках. Они докладывали ему, что рассматривают уже в бинокль Кремлевские башни и готовятся к торжественному параду на Красной площади.
Советское командование сосредоточило под Москвой большие силы: до 30 процентов состава действующей армии, 35 процентов всех танков и самолетов. Защита столицы на дальних подступах была возложена на войска Западного фронта, который взаимодействовал на северном фланге с Калининским, а на южном — с Юго-Западным фронтами.
Коммунистическая партия призвала советский народ к защите столицы. Под руководством Центрального Комитета, МК и МГК партии Москва превращалась в несокрушимую крепость. 12 октября ГКО принял решение о создании Московской зоны обороны. Через пять дней по радио выступил секретарь ЦК, первый секретарь МК и МГК партии А. С. Щербаков. «...За Москву будем драться упорно, ожесточенно, до последней капли крови,— говорил он.— Планы гитлеровцев мы должны сорвать во что бы то ни стало».
19 октября ГКО объявил город на осадном положении. Собрание актива московской партийной организации приняло решение о формировании в районах столицы истребительных и рабочих рот и батальонов. Каждый взрослый москвич стал на защиту родного города. В считанные дни тысячи москвичей вступили в коммунистические батальоны и дивизии народного ополчения. К сформированным в Москве и области в июле 1941 года 12 дивизиям народного ополчения общей численностью около 120 тысяч человек добавились еще 4 дивизии (более 43 тысяч человек) и 25 батальонов из состава МПВО.
Вместе с регулярными войсками ополченцы самоотверженно защищали столицу. Около 100 тысяч коммунистов и 260 тысяч комсомольцев столицы добровольно ушли на фронт. В тылу врага на территории Московской области активно действовали партизанские отряды и диверсионные группы, число которых росло день от дня. Почти 600 тысяч жителей Москвы, преимущественно женщины и молодежь, участвовали в строительстве оборонительных сооружений. Москвичи вместе с воинскими частями за короткий срок выкопали более 360 километров противотанковых рвов, протянули 611 километров проволочных заграждений.
Подчиняя всю свою деятельность главной задаче — отстоять Москву, все предприятия столицы перешли на работу в три смены. «В труде — как в бою!» — этот девиз стал клятвой московских рабочих — женщин, девушек, подростков, заменивших у станков мужчин, ушедших на фронт. Часто приходилось работать под открытым небом, на лютом морозе. Руки прилипали к металлу, кровоточили. Несмотря на чрезвычайность обстановки, в которой находилась столица, москвичи значительно перевыполняли планы поставки вооружения.
Благодаря тщательно продуманной системе противовоздушной обороны и героизму войск ПВО, летчиков и зенитчиков, жителей столицы, Москва была спасена от громадных разрушений. Свыше 1300 самолетов противника, выполнявших злодейские замыслы Гитлера — разрушить столицу СССР непрерывными бомбежками, было погребено на подступах к городу.
Летчики В. В. Талалихин, К. Н. Титенков, В. Е. Ковалев, А. Г. Лукьянов, А. Н. Катрич, К. И. Крюков, личный состав зенитных подразделений офицеров И. В. Клеца, М. Г. Кикнадзе и многие другие воины 6-го истребительного авиационного корпуса и 1-го корпуса ПВО, которыми командовали генералы И. Д. Климов и Д. А. Журавлев, с первых же налетов вражеской авиации на Москву проявили высокое мастерство в отражении этих налетов.
Мужество бойцов ПВО, летчиков и зенитчиков обеспечило бесперебойную работу предприятий Московского промышленного района, перевозку воинских грузов, направлявшихся через Московский железнодорожный узел.
Волей партии и усилиями всего народа непобедимым городом-солдатом встала Москва на пути фашистских захватчиков.
Ожесточенной была эта борьба. Гитлеровские танки рвались к окраинам города, подмосковные поселки были объяты пламенем. В середине октября начались бои на Можайской линии.
Только 18 октября полк советских артиллеристов уничтожил здесь 39 немецких танков. На волоколамском направлении за пять дней советские артиллеристы уничтожили 81 вражеский танк.
23 октября наступление гитлеровцев захлебнулось. Они не смогли форсировать Нару. На ее берегах остались тысячи фашистских солдат и офицеров.
Октябрьское наступление фашистских войск на Москву, разрекламированное гитлеровской пропагандой как «генеральное», разбилось о непреклонную волю защитников столицы. Враг был остановлен на рубеже Осташков — Калинин — Волоколамск — Наро-Фоминск и под Тулой.
Провал операции «Тайфун» вызвал удручающее настроение в фашистской армии. Гитлеровские генералы заговорили в другом тоне: «С удивлением и разочарованием мы обнаружили в октябре и начале ноября, что разгромленные русские вовсе не перестали существовать как военная сила. В течение последних недель сопротивление противника усилилось и напряжение боев с каждым днем возрастало».
6 ноября 1941 года состоялось традиционное заседание Московского Совета депутатов трудящихся, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Оно проходило в подземном зале станции метро «Маяковская». С докладом на нем выступил И. В. Сталин. На другой день состоялся парад войск на Красной площади. Воины прямо с парада направлялись на фронт. Весть о параде в Москве была воспринята в стране и во всем мире как свидетельство мощи и уверенности Советского Союза в победе над фашизмом.
В начале ноября гитлеровское командование осуществило перегруппировку войск на московском направлении, перебросив сюда до 10 новых дивизий, большое количество техники. Это позволило противнику вновь добиться численного и технического перевеса сил, начать еще одно «генеральное» наступление на Москву.
Враг пытался отрезать столицу от ее тыла и таким путем лишить нашу армию резервов. 23 ноября фашисты ворвались в Клин; в конце месяца они вышли на северо-западе к каналу Москва — Волга; на юге, не добившись захвата Тулы, вражеские армии обошли город с востока, подошли к Кашире.
С 15 ноября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела на подступах к Москве ожесточенные оборонительные бои, продолжая пополняться людьми, техникой. Ставка готовила зимнее контрнаступление.
27 ноября 1941 года газета «Правда» писала: «Нельзя ни на шаг дальше подпускать врага к Москве! Надо удесятерить стойкость защитников Москвы, не допускать слабых мест в обороне, помня завет Родины: ни шагу назад! Под Москвой должен начаться разгром врага!»
На призыв партии воины, защищавшие Москву, и население столицы ответили тысячами героических дел и подвигов.
В ноябрьские дни совершили свой бессмертный подвиг воины 316-й стрелковой дивизии генерала И. В. Панфилова, сформированной в Казахстане. Группа панфиловцев во главе с младшим политруком Василием Клочковым на железнодорожном разъезде Дубосеково приняла на себя удар полусотни вражеских танков и в течение четырех часов вела с ними неравный поединок. Именно тогда родились крылатые слова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» Они отразили думы и чаяния всех советских людей.
В тылу врага, на подступах к Москве, не давали опомниться палачам партизаны. На дорогах взрывались вражеские машины, горели склады с военным имуществом. За короткое время партизаны Подмосковья уничтожили более 17 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, много вражеской техники, складов с оружием, боеприпасами, продовольствием. Много славных имен народных мстителей стало достоянием истории. И одно из них — имя юной партизанки Тани — московской комсомолки Зои Космодемьянской. Она погибла геройской смертью, не склонив головы перед терзавшими ее мучителями.
5—6 декабря 1941 года советские войска перешли в решительное контрнаступление. В осуществлении его приняли участие войска трех фронтов: Западного (командующий Г. К. Жуков), Калининского (И. С. Конев) и Юго-Западного (С. К. Тимошенко). Советские войска сорвали попытки гитлеровского командования подтянуть на московское направление свежие силы с других участков фронта. Наступательные бои развернулись в районе Тихвина, Волхова и под Ростовом-на-Дону. Одновременно этими действиями Красной Армии были разрушены планы гитлеровцев овладеть Ленинградом и Кавказом.
В ходе контрнаступления фашистские войска были отброшены от Москвы на 100—250 километров. Советские войска освободили от фашистских оккупантов свыше 11 тысяч населенных пунктов. Гитлеровцы потеряли в битве под Москвой в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, свыше 15 тысяч автомашин и много другой техники.
Так бесславно закончился «молниеносный» поход фашистов на Москву. Нет! Не увидели гитлеровцы Москвы! Весть об их разгроме на подступах к советской столице вселила надежду в сердца всего прогрессивного человечества.
В битве под Москвой Красная Армия развеяла ореол непобедимости, которым пыталась окружить свои армии гитлеровская пропаганда.
Контрнаступление под Москвой явилось началом общего наступления советских войск, которое продолжалось до апреля 1942 года. Гитлеровская армия вынуждена была перейти к обороне на всем фронте. Здесь, у стен столицы Советского государства, был похоронен фашистский план «молниеносной войны». Победа под Москвой положила начало коренному повороту в войне, оказала огромное воздействие на весь ее ход.
Поражение на Восточном фронте заставило Гитлера прибегнуть к новой мобилизации мужского населения Германии. Война с Советским Союзом принимала затяжной характер, к чему гитлеровские стратеги не были готовы.
Срыв вражеского наступления на Москву показал огромную силу советского народа и его армии, сумевших в исключительно трудных условиях разгромить отборные фашистские армии, нанести поражение гитлеровским полчищам. В тяжелом сражении под Москвой мужало военное искусство советских полководцев.
Поражение гитлеровцев показало всему миру, что Советский Союз и его армия способны не только остановить варварское нашествие, но и уничтожить фашизм. Наша победа под Москвой способствовала развертыванию антифашистской борьбы, движения Сопротивления в странах, порабощенных гитлеризмом. И для них засветила заря свободы.
| |
Просмотров: 227 | |