XXIII съезд КПСС. Экономика СССР в 60-е годы

Первый же день 1966 года принес трудящимся СССР два важных известия. Одно из них говорило о том, что с этого дня в сельской местности снижались государственные розничные цены на сахар, кондитерские изделия, хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия и другие товары до уровня цен, действующих в городах. (Значение этой меры станет тем более понятным, если мы вспомним, что в сельских районах проживала тогда почти половина населения страны.) Второе событие было связано с решением ЦК КПСС, которое одобряло инициативу ряда промышленных предприятий, призвавших развернуть соревнование за бережливость и экономию материалов.

 

Советские люди, выросшие и живущие в условиях плановой экономики, общественной собственности на средства производства, хорошо понимали взаимосвязь этих явлений. Сбереженный металл, сэкономленное топливо или сырье — все это становится основой дальнейшего роста народного хозяйства и способствует подъему общего благосостояния. Именно с таким настроением труженики города и деревни принимали участие в обсуждении нового пятилетнего плана, рассчитанного на 1966—1970 годы. При разработке контрольных цифр большое внимание уделялось анализу накопленного опыта, изучению итогов минувшей семилетки. Эти же вопросы были центральными и на очередном съезде Коммунистической партии Советского Союза.

 

XXIII съезд КПСС открылся 29 марта 1966 года в Москве. В Кремлевском Дворце съездов собрались делегаты, представлявшие и выражавшие волю почти 12,5 миллиона коммунистов.

 

Был среди них и Н. Н. Русаков, слесарь ленинградского завода «Электросила». Многое повидал в своей жизни этот человек. В годы Великой Отечественной войны с оружием в руках прошел путь от Московских ворот в Ленинграде до Бранденбургских ворот в Берлине. В 1962 году его избрали депутатом Верховного Совета СССР. А делегатом партийного съезда он был впервые. 29 марта он поднялся засветло. Включил радио. Было 6 часов утра. «Проверьте ваши часы»,— раздался голос диктора. И Русаков подумал: «Съезд — это и есть проверка каждого из нас по ленинским часам партии. Так ли живешь и действуешь, как должен? В чем поторопился и в чем отстал? Это проверка самой жизни. Съезды нашей партии задают темп развитию страны, точно определяют ход мировой истории».

 

С такими же думами направлялись в Кремль и другие делегаты — ветераны ленинской гвардии и известные всему миру космонавты, партийные работники и хозяйственники, передовики социалистического соревнования и ученые.

 

Почти 5 тысяч делегатов собрались со всех концов Советского Союза в Москве. Цвет и гордость партии, лучшие люди страны, они приехали в столицу СССР, чтобы общими усилиями рассмотреть назревшие задачи, определить решающие направления политической и экономической жизни КПСС, всего советского общества.

 

Делегаты одобрили деятельность ЦК КПСС. Выражая мнение всей партии, они подчеркнули принципиальное значение решений октябрьского 1964 года Пленума ЦК КПСС, отметили возрастание политической и организаторской роли Коммунистической партии в жизни советского общества. Единодушное одобрение получили мероприятия, исправляющие субъективистские ошибки в стиле и методах руководства. Съезд целиком поддержал решения пленумов ЦК КПСС 1965 года, которые последовательно вскрыли недостатки, тормозившие подъем социалистической экономики, и разработали новый подход к руководству народным хозяйством.

 

Вся работа съезда была пронизана духом деловитости и принципиальности. Делегаты положительно оценили общие достижения советской экономики не только за 1961 —1965 годы, но и за все прошедшее семилетие. Основные фонды народного хозяйства увеличились в 1,9 раза, а в промышленности удвоились. Объем промышленной продукции увеличился на 84 процента вместо предполагавшихся 80. И хотя колхозно-совхозное производство несколько отставало, общий сдвиг был заметен. В самом деле, на создание экономического и оборонного потенциала, с которым Советский Союз подошел к 1959 году, понадобилось более 40 лет, а за вычетом войн — 32 года напряженного труда. А за 1959— 1965 годы трудящиеся под руководством Коммунистической партии, можно сказать, удвоили созданное ранее. 32 года и 7 лет — вот как ускорилось развитие советской экономики на новом этапе коммунистического строительства.

 

Как ни значителен был этот количественный рост, еще более внушительное впечатление производили качественные сдвиги в народном хозяйстве. Подчеркнем еще раз: в топливном балансе страны теперь преобладали нефть и газ (газовая индустрия дала экономию средств, которая вдвое превысила расходы на эту отрасль за всю семилетку). На железных дорогах 85 процентов всей работы стали выполнять тепловозы и электровозы (в 1959 году только 26,4 процента). Как никогда высокими темпами развивалось производство синтетических изделий. В машиностроении первое место заняли радиотехника и электроника. В целом в промышленности доля трех наиболее экономичных отраслей — электро- и теплоэнергетики, химии и машиностроения — поднялась с 27 процентов в 1958 году до 35 процентов в 1965 году. Научно-технический прогресс, символом которого были всемирноисторические победы в космосе, сопровождался замечательными достижениями во всех сферах жизни общества.

 

Сотни больших и малых цифр свидетельствовали о вытеснении ручного труда, о внедрении автоматических линий и станков с программным управлением, о новых реактивных самолетах в гражданской авиации и быстроходных лайнерах на морских просторах.

 

Еще в начале семилетки торговый флот СССР занимал 12-е место в мире по тоннажу (продолжали сказываться последствия войны, когда погибла почти половина судов). А к 1965 году он перешел уже на 6-е место. В среднем каждые 8 из 10 судов были построены в 60-е годы. Современные корабли с флагом Советского Союза можно было увидеть в портах 98 стран земного шара.

 

Невиданными ранее темпами шло сооружение жилых и производственных зданий. В один ряд с такими крупнейшими административно-промышленными центрами, как Москва, Ленинград, Киев, в каждом из которых и до начала семилетки проживало свыше миллиона человек, встали Горький, Новосибирск, Ташкент, Баку, Харьков. На карте СССР возникло еще 178 городов. Среди них и широко известные: Солигорск в Белоруссии, Неринга в Литве, Цимлянск в Ростовской области, Шахтинск в Казахстане. Есть и такие, как Урай, Железногорск-Илимский, Новочебоксарск, о которых было известно еще немногое. Но ведь еще совсем недавно мало кто представлял себе Ангарск, Братск, Дивногорск, молодые, но уже прославленные центры Советской Сибири. У совсем еще юных собратьев этих городов большое будущее: так, например, Урай — один из центров добычи нефти в районе Тюмени; около Железногорск-Илимского, на берегах таежной восточносибирской речушки Коршунихи, найдены значительные запасы железной руды. А Новочебоксарск становится крупным промышленным городом в некогда чисто аграрной Чувашии.

 

Каждый вновь возникающий город — это еще один центр современной индустрии, база дальнейшего роста рабочего класса. В 1959—1965 годах численность рабочих и служащих выросла с 56 до 77 миллионов человек. Прирост рабочих составил 14 миллионов, служащих и специалистов — 7 миллионов. В начале 1966 года на долю рабочих и служащих с их семьями приходилось 75,4 процента населения СССР (в 1959 году — 68,3 процента). Эти цифры также свидетельствуют о дальнейшем повышении роли рабочего класса в жизни советского общества, о прочности социалистического строя.

 

Сельское хозяйство, как известно, с заданиями семилетнего плана не справилось. Это не могло не сказаться на развитии производства предметов потребления, на темпах роста национального дохода и материального благосостояния трудящихся. Но и здесь имелись сдвиги. Колхозы и совхозы, преодолевая трудности, возникшие в 1963 году, и несмотря на засушливый 1965 год, подняли производство всех важнейших продуктов сельского хозяйства, увеличили поголовье крупного рогатого скота (в 1965 году средний удой молока от одной коровы достиг 2006 килограммов).

 

И хотя не все намеченное удалось осуществить в полной мере, самое главное было сделано. Семилетний план в целом был выполнен. Экономический и оборонный потенциал страны возрос, жизненный уровень трудящихся неуклонно повышался.

 

За годы семилетки продолжительность рабочей недели сократилась, начался перевод рабочих и служащих на семи-шестичасовой рабочий день. В то же время среднемесячная зарплата в промышленности поднялась с 78 до 95 рублей. Одновременно росли выплаты и льготы за счет общественных фондов. С учетом этих прибавок зарплата поднялась со 104 до 128 рублей. С 1965 года государство ввело пенсионное обеспечение колхозников. Всего в 1965 году пенсии от государства получали 32 миллиона граждан — на 12 миллионов больше, чем в 1958 году.

 

За эти же годы в городах и селах было построено почти 17 миллионов квартир и индивидуальных домов; жилой фонд страны увеличился почти на 40 процентов. Повысился уровень благоустройства. Так, в Москве из каждых 100 жителей 73 имели ванну, 88 — центральное отопление, 95 — водопровод.

 

Оценивая достижения, делегаты XXIII съезда КПСС вместе с тем озабоченно говорили и о тех минусах, которые обнаружились в развитии экономики. При обсуждении нового пятилетнего плана делалось все необходимое для учета накопленного опыта. Вся работа над планом, изменения и дополнения, внесенные в его проект, отвечали мудрому наставлению В. И. Ленина «принести на съезд продуманный и внимательно, общим трудом, общими усилиями всех членов партии переработанный практический опыт хозяйственного строительства».

 

Опираясь на достигнутое, Коммунистическая партия призывала советский народ сделать в 1966—1970 годы еще один важный шаг на пути к построению бесклассового общества. Главная экономическая задача новой пятилетки, указал XXIII съезд КПСС, состоит в том, чтобы на основе всемерного использования достижений науки и техники, индустриального развития всего общественного производства, повышения его эффективности обеспечить значительный рост промышленности, высокие, устойчивые темпы развития сельского хозяйства и благодаря этому добиться существенного подъема уровня жизни народа, более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей всех советских людей.

 

Соответственно было намечено перераспределение средств в пользу производства предметов потребления, существенное сближение темпов роста тяжелой и легкой индустрии, усиленное внимание к сельскому хозяйству и сфере обслуживания. Общий размер капиталовложений в народное хозяйство был определен в 310 миллиардов рублей, то есть в полтора раза больше, чем в предыдущие пять лет.

 

Партия поставила цель увеличить национальный доход СССР к 1970 году на 38—41 процент, поднять реальные доходы (в расчете на одного человека) в 1,3 раза, довести минимальный размер зарплаты в народном хозяйстве до 60 рублей в месяц, сократить рабочую неделю до пяти дней. Одновременно намечался большой комплекс мероприятий, совершенствующих систему народного образования, здравоохранения, коммунального и торгового обслуживания населения, дальнейший разворот жилищного строительства и т. п.

 

Короче говоря, какие бы задания на 1966—1970 годы мы ни брали — будь то промышленность или сельское хозяйство, транспорт или строительство, наука или внешнеэкономические связи, вопрос о трудовых ресурсах или о форсированном освоении богатств Сибири, Дальнего Востока,— все они подчинялись самому главному — борьбе за подъем и процветание Страны Советов.

 

Мировая печать с большим интересом встретила восьмой пятилетний план. Друзья одобрили. А враги? Советские люди привыкли к злобным нападкам противников коммунизма. Разве можно подсчитать, сколько лживых слов было сказано после 1917 года о большевиках, о диктатуре пролетариата, о пятилетках, о колхозах, о «железном занавесе»?! Немало клеветы последовало и на сей раз. Но вот что характерно: теперь уже преобладало мнение о «реальности» и «деловитости» плана, о «тщательной продуманности формулировок». «Новый план не дает Западу никаких оснований для самоуспокоенности»,— писали в США. «Новая пятилетка является примером для мирового коммунистического движения и стран, недавно добившихся своей независимости» — это уже из английской газеты.

 

Вполне понятно, что XXIII съезд КПСС совсем с иных позиций подчеркнул международное значение восьмой пятилетки. «Выполнение заданий, установленных в Директивах, явится весомым вкладом в дело укрепления всеобщего мира и безопасности, будет способствовать дальнейшему утверждению в практике международных отношений ленинского принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем». Далее в резолюции съезда сказано: «Выполнение пятилетнего плана явится новым свидетельством выполнения советским народом своего интернационального долга перед братскими социалистическими странами, международным пролетариатом, мировым освободительным движением».

 

XXIII съезд продемонстрировал единство и высокий боевой дух партии, ее глубокую, неразрывную связь с народом. Чтобы еще выше поднять звание коммуниста, обеспечить дальнейшее развитие инициативы партийных организаций, повысить ответственность каждого за работу своей организации и всей партии, съезд внес некоторые изменения в Устав КПСС. Было также решено переименовать Президиум ЦК КПСС в Политбюро Центрального Комитета (как это было до XIX съезда); восстановлена должность Генерального секретаря ЦК КПСС (вместо Первого секретаря).

 

В работе съезда, можно сказать, участвовал весь народ. Заводы и фабрики, совхозы и колхозы, стройки, шахты, нефтепромыслы, различные учреждения по установившейся традиции брали на себя повышенные обязательства, вставали в честь съезда на трудовые вахты, выступали запевалами соревнования за коммунистический труд. Решения съезда воодушевляли страну.

 

В 1966 году в Москве прошел XV съезд ВЛКСМ. В Кремле собрались посланцы 23-миллионного комсомола. Им было о чем рассказать друг другу, что обсудить. За четыре года, минувшие после предыдущего съезда, около полутора миллионов воспитанников комсомола вступили в ряды Коммунистической партии. Почти 500 тысяч юношей и девушек по путевкам районных комитетов выехали на всесоюзные ударные стройки. Они прокладывали железные дороги, возводили электростанции, строили химические заводы, клубы и больницы, мужественно осваивали природные сокровища Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока. За активное участие в коммунистическом строительстве комсомольские организации городов Братска, Волжского, Кривого Рога, Норильска, Жданова и Рудного в 1966 году были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

 

На свой съезд комсомольцы старались выбирать лучших из лучших. Николай Горбачев — один из них. Он прокладывал трассу Абакан — Тайшет, куда приехал из Калуги по путевке районного комитета ВЛКСМ. Был разнорабочим, путейцем, лесорубом, бетонщиком. Как передовику ему предложили городскую квартиру, постоянное местожительство, спокойную работу. Все одобрили, ведь он заслужил это упорным трудом. Не согласился лишь сам Горбачев и снова уехал в тайгу, чтобы строить железную дорогу на Усть-Илимскую гидроэлектростанцию.

 

А вот другой делегат. Вячеслав Карасев. В 1962 году он, 24-летний рабочий, возглавил отстающий колхоз под Рязанью. Не хватало семян, кормов, техники. Но комсомолец сумел сплотить коллектив, организовать хозяйство. Дела наладились. Весомым стал трудодень. Но молодой председатель продолжал работать, как говорится, от темна до темна. Казалось бы, у него нет ни одной свободной минуты. А он в 1965 году был признан победителем поэтического конкурса газеты «Комсомольская правда». 

 

Из Новосибирска приехал Юрий Журавлев — доктор физико-математических Наук, председатель Всесоюзного совета молодых ученых, из Риги1 — Эмилия Белькович, названная лучшим поваром страны, из Тбилиси — Нона Гаприндашвили, «королева шахмат», чемпионка мира среди женщин.

 

Всего собралось 4 тысячи делегатов: разные по темпераменту, по знаниям, по увлечению, по национальности, по жизненному опыту. Но их объединяло нечто большее, чем то, что их различало: они — единомышленники, они — резерв Коммунистической партии. Поэтому и в центре их внимания стояли вопросы коммунистического воспитания молодежи. Обсуждая их, делегаты думали о том, как добиться наиболее эффективных результатов в труде, учебе, воспитании. Они думали о том, как повысить роль ВЛКСМ в хозяйственном и культурном строительстве, политической жизни страны. Съезд с одобрением встретил новый пункт в Уставе КПСС, согласно которому молодежь до 23-летнего возраста принимается в Коммунистическую партию только по рекомендации комсомола. Это повышает требования к вступающим в КПСС и повышает роль ВЛКСМ как резерва Коммунистической партии.

 

Следует подчеркнуть, что в 1966 году люди в возрасте до 26 лет составляли примерно половину всего населения СССР. Это значит, что они родились не ранее 1940 года. Великую Отечественную войну это поколение знает лишь по книгам, кинофильмам, рассказам старших. Не знает оно, и что такое распределение продуктов по карточкам. Вопрос о трудностях и особенностях строительства социализма в одной, отдельно взятой стране для него уже история.

 

Но каждому было ясно: именно этому поколению в недалеком будущем предстояло решать судьбы промышленности и сельского хозяйства, советской науки и культуры. Великая ответственность ложилась на тех, кто учил это поколение, воспитывал его, формировал как строителей коммунистического общества. Отсюда и то обостренное внимание к вопросам идеологии, которое характеризовало работу сначала XXIII съезда КПСС, а затем XV съезда комсомола.

 

И еще одно обстоятельство определяло повышенный интерес трудящихся к вопросам политической работы: приближалась 50-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Естественным было желание снова и снова осмыслить полувековой опыт, вооружить себя знанием закономерностей становления нового общества, дать решительный отпор всем явным и тайным врагам коммунизма, различного рода ревизионистам и догматикам, так или иначе искажающим смысл и значение советского опыта.

 

Партия, комсомол, профсоюзы энергично нацеливали трудящихся на достойную встречу предстоящего праздника.

Категория: История | Добавил: fantast (18.11.2022)
Просмотров: 494 | Рейтинг: 0.0/0