Выборы в Верховный Совет СССР в 1966 году. Экономика СССР в конце 60-х годов

Летом 1966 года состоялись очередные выборы в Верховный Совет СССР. Организуя предвыборную кампанию, Коммунистическая партия руководствовалась указаниями XXIII съезда КПСС о дальнейшем развитии социалистической демократии, улучшении деятельности государственных и общественных организаций. Жизнь показала, что именно в Советах депутатов трудящихся, являющихся и органами государственной власти и крупнейшими массовыми общественными организациями, находит самое широкое воплощение социалистический демократизм. Под идейным предводительством партии Советы объединяют и сплачивают народные массы, обеспечивают плановое руководство хозяйственным и культурным строительством. После принятия Конституции 1936 года ленинскую школу государственного управления через Советы прошли к 1966 году более 18 миллионов избранников народа. Стоит только вдуматься в эту цифру, чтобы понять всю нелепость буржуазной пропаганды о существовании в СССР так называемой правящей элиты.

 

Депутат Верховного Совета РСФСР Л. А. Сысоева, вспоминая о своей поездке в 1966 году в США в составе молодежной делегации, рассказала о встрече с американскими сенаторами, о том, какое впечатление произвело на них ее сообщение, что она работает дояркой в совхозе. «Как сейчас помню, у них даже лица вытянулись. Оно и понятно. В их конгрессе доярок нет». Тогда Сысоевой предложили на одной из ферм показать, как в России доят коров. Экзамен прошел успешно. Свои воспоминания 25-летний депутат Сысоева закончила словами: «Почему я рассказываю об этом эпизоде, товарищи? Ведь то, что произошло со мной в Америке, не случайно. Капиталистическая, буржуазная пропаганда хочет изобразить дело так, что в нашей стране простой человек имеет право только на черную работу, а управляют, мол, коммунисты. Они хотят разделить наш народ на правящий класс — партию и на простых исполнителей — массы. А вот в совхозе, где я работаю, каждый пятый рабочий — коммунист. Мы и есть тот самый правящий класс».

 

В 1966 году Советы объединяли 2 миллиона депутатов. Вокруг них группировался массовый актив — свыше 23 миллионов человек, то есть каждый седьмой избиратель постоянно участвовал в работе всевозможных общественных комиссий, действующих при Советах.

 

В годы восьмой пятилетки была поставлена задача дальнейшего повышения роли Советов депутатов трудящихся в повседневной жизни страны. Решено заслушивать на сессии Верховного Совета СССР доклады Совета Министров СССР, аналогичная практика введена в союзных и автономных республиках. Местные Советы также повышают значение своих сессий, выносят на их рассмотрение более широкий круг проблем, связанных с проверкой исполнения, решением плановых, финансовых, земельных вопросов, с работой местной промышленности, бытовым и социально-культурным обслуживанием населения.

 

Возросшее чувство ответственности депутатов и должностных лиц перед народом в полной мере проявилось при утверждении плана развития народного хозяйства и Государственного бюджета на юбилейный 1967 год. За несколько недель до начала сессии, запланированной на декабрь 1966 года, депутаты — члены Постоянных комиссий Верховного Совета СССР получили освобождение от своих обычных служебных обязанностей. Все они приехали в Москву и приступили к детальному обсуждению соответствующих материалов. Затем перед комиссиями с докладами выступили председатель Госплана и министр финансов. После этого обмена мнениями залы и фойе Большого Кремлевского дворца превратились в рабочие кабинеты депутатов. Шли обсуждения и споры, встречались руководители ведомств и ученые, работники предприятий, специально вызванные консультанты, авторы различных проектов и изобретений. Взвешивались каждое слово и цифра, шлифовались формулировки. По первоначальному варианту намечалось пустить газопровод Средняя Азия — Центр в 1968 году. При окончательном подсчете записали — конец 1967 года. Дополнительные средства изыскали для ряда научных исследований и т. п.

 

Наконец все разделы проектов плана и бюджета были изучены, рекомендации приняты. Комиссии составили свои заключения. В декабре 1966 года вся страна имела возможность следить за работой Верховного Совета СССР, изучать доклады руководителей Госплана и Министерства финансов, представителей Постоянных комиссий. Эти материалы, как и весь ход прений, тут же публиковались (сначала в газетах и брошюрах, а потом отдельной книгой). Обоснованность и реальность принятых постановлений были очевидны. Каждый советский человек понимал, что 1967 год станет смотром общих достижений социализма и должен достойно венчать трудовое 50-летие Советской власти. Таким 1967 год и вошел в историю СССР.

 

Особым вниманием были окружены ветераны производства, старейшие члены партии. Из 350 тысяч коммунистов — участников Октябрьской революции к ее 50-летию осталось около 6 тысяч. И не было таких предприятий, учреждений, школ, где бы не проходили встречи со старыми большевиками, с теми, кто штурмовал Зимний дворец, громил белогвардейцев и интервентов, работал непосредственно под руководством Ленина.

 

Подготовка к юбилею вылилась в общее чествование героев Октября, ударников периода индустриализации и коллективизации, участников Великой Отечественной войны. И это было глубоко закономерным явлением, в котором явственно ощущалась преемственность поколений, подлинная живучесть революционных традиций. Знаменательное событие произошло в те дни: в Москве, у Кремлевской стены, на могиле Неизвестного солдата 8 мая 1967 года был зажжен Вечный огонь. Он был взят с могил героев Октября и гражданской войны на Марсовом поле в Ленинграде и оттуда в сопровождении почетного эскорта доставлен в столицу. Он будет вечно гореть у надгробной плиты и освещать слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». И нет такого человека, который бы, приехав в Москву, не посетил это священное место.

 

Учитывая возросший интерес молодежи к истории Октября и социалистического строительства, комсомол организовал массовые походы юношей и девушек по местам революционной, боевой и трудовой славы. Общее число их участников превысило 20 миллионов.

 

Ярким проявлением политической зрелости трудящихся был нараставший поток заявлений с просьбой принять в ряды КПСС. При самом строгом индивидуальном отборе в 1967 году кандидатами в члены Коммунистической партии было принято 668 697 человек — почти на 158 тысяч больше, чем в предыдущем году. Свыше половины принятых в кандидаты составляли рабочие, 14 процентов — колхозники, остальные — служащие, среди которых абсолютное большинство приходилось на инженеров, техников, агрономов, учителей, врачей и других специалистов народного хозяйства. Примерно три четверти коммунистов работало в это время в отраслях материального производства.

 

Под непосредственным руководством 13-миллионной армии коммунистов страна шла навстречу своему полувековому юбилею. Еще на заре Октября В. И. Ленин говорил: «В тот день, когда мы чествуем годовщину революции, следует бросить взгляд на тот путь, который прошла она. Нам пришлось начинать нашу революцию в условиях необыкновенно трудных, в которых не будет находиться ни одна из дальнейших рабочих революций мира, и поэтому особенно важно, чтобы мы попытались осветить в целом пройденный нами путь, посмотреть, что за это время достигнуто...» Советский народ хорошо помнил и понимал этот совет вождя. Каждый свой шаг к юбилейному году страна рассматривала как определенный итог полувекового развития.

 

В сентябре 1967 года Государственная комиссия приняла в промышленную эксплуатацию с оценкой «отлично» Братскую ГЭС. Тогда исполин на Ангаре был самой большой в мире гидроэлектростанцией. История дотоле не знала таких электрогигантов мощностью в 4 с лишним миллиона киловатт, не знала и столь быстрых сроков строительства уникальных сооружений гидротехники. Зато история знает человека, который в самые тяжелые годы Советской власти, в условиях гражданской войны, интервенции, голода и разрухи предвидел этот замечательный взлет и уверенно говорил, что большевики сделают Россию электрической. В 1920 году английский писатель-фантаст Герберт Уэллс писал после встречи с В. И. Лениным: «В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу видеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появляются новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как подымается обновленная и счастливая индустриализованная коммунистическая держава».

 

Жизнь полностью подтвердила ленинские прогнозы об успехах электрификации в условиях Советской власти. Когда в 1940 году Прибалтийские республики воссоединились с СССР, Литва по производству электроэнергии на одного человека отставала от буржуазной Дании (примерно схожей с ней по населению, территории, хозяйственной структуре) почти в 20 раз. Прежние правители Литвы считали, что понадобится не менее 50 лет, чтобы достигнуть уровень Дании лишь 1939 года, и пройдет много десятилетий до того времени, когда электричество придет в сельские районы. А в действительности все получилось иначе: уже к середине 60-х годов Литовская ССР намного превзошла показатели Дании и полностью завершила сплошную электрификацию сельского хозяйства. Остается еще раз заметить, что произошло это в условиях социалистической действительности.

 

Интересно, что сказал бы Уэллс, если бы дожил до конца 1967 года? В 1967 году Советский Союз выработал электроэнергии почти в 300 раз больше, чем Россия в канун Октябрьской революции, и даже больше, чем такие индустриально развитые страны, как Англия, Франция, ФРГ и Италия, вместе взятые.

 

Знаменательную победу одержали советские металлурги: в юбилейном году они вышли на уровень производства 100 миллионов тонн стали в год. А в 1917 году разрушенная войной промышленность дала лишь около 400 тысяч тонн. Сопоставим еще раз эти цифры: 400 000 и 100 000 000. Сколько понадобилось сил и средств, чтобы пройти этот путь, возродить Донбасс, построить Магнитогорск и Кузнецк, Комсомольск-на-Амуре и Электросталь, Кривой Рог и Череповец, вырастить целые поколения металлургов, знатоков своего дела. СССР стал родиной непрерывной разливки стали, применения природного газа в доменном производстве, первых в мире 900-тонных мартенов и т. д. Представим на минуту, что металлургия СССР развивалась после Великого Октября такими же темпами, как и в США. Тогда бы вместо рубежа в 100 миллионов тонн она подошла бы к полувековому юбилею с цифрой в шесть раз меньше.

 

С успехами сталеваров перекликались достижения работников газовой индустрии. Осенью 1967 года они сдержали свое слово и на год раньше срока ввели в строй трансконтинентальный газопровод Средняя Азия — Центр. Голубое топливо из Туркмении и Узбекистана пришло почти за 3 тысячи километров в центральные районы европейской части СССР. Основная часть пути пришлась на безводные пустыни, песчаные барханы, каменистые плато и другие труднопроходимые места. Вот где сказались роль современной техники (механизация работ достигла 99 процентов) и высокая выучка кадров, помноженная на энтузиазм. А ведь газовая индустрия — одна из самых молодых отраслей в народном хозяйстве СССР. Сравнивать ее успех с 1917 годом не приходится, свое начало она берет в годы Великой Отечественной войны.

 

Это тогда, в 1942 году, чтобы обеспечить топливом военную промышленность в районе города Куйбышева, решили подвести сюда газ из-под Бугуруслана. Не было не только нужного опыта, но и специалистов. Для прокладки магистрали пришлось использовать трубы бездействующего нефтепровода, когда-то проложенного между Баку и Батуми, а часть труб изготовить из асбоцемента. Через четверть века, в 1967 году, страна получила 186 миллиардов кубометров природного газа, уже существовала единая газотранспортная система европейской части СССР, районов Средней Азии и Урала. Самое экономичное топливо стало обыденным явлением не только на предприятиях, но и в квартирах миллионов людей.

 

С хорошими результатами подходила к юбилею советская деревня. Колхозы и совхозы теперь точно знали размеры той продукции, которую они ежегодно должны сдать государству. Заготовки приняли характер взаимных обязательств. Деревня получила ряд финансовых льгот: повысились закупочные цены на скот, пшеницу, рожь, гречиху, просо, подсолнечник; улучшился порядок начисления подоходного налога с колхозников. С начала восьмой пятилетки совхозы и колхозы стали приобретать тракторы, автомобили, сельскохозяйственные машины и запасные части к ним по сниженным ценам (как правило, по ценам, установленным для заводов и фабрик). Одновременно была уменьшена плата за электроэнергию, получаемую деревней для производственных нужд. Началась реализация обширной программы работ по мелиорации земель и повышению урожайности.

 

Известно, что Советский Союз обладает бескрайними просторами, огромными земельными пространствами. Но не все знают, что на одного человека в среднем приходится всего лишь около гектара пашни. К тому же важнейшие районы товарного зерна — юг Украины, Поволжье, целина Российской Федерации и Казахстана, часть Северного Кавказа — расположены в засушливой зоне. Ухудшение метеорологических условий не раз приводило к потерям многих миллионов тонн зерна. А искусственным орошением во второй половине 60-х годов была охвачена только двадцатая часть пашенных площадей. Ясно, что деревня с большим удовлетворением встретила решения ЦК КПСС и Советского правительства об увеличении ассигнований и техники на борьбу с засухой, ветровой и водной эрозией почв, на создание и расширение полезащитных лесных полос.

 

Новый этап в колхозном строительстве ознаменовал переход к гарантированной оплате труда колхозников на уровне работников совхозов. Переход начался летом 1966 года, а к началу 1967 года большинство колхозников уже ежемесячно получало гарантированную оплату за свой труд. Дополнительно им полагались вознаграждения (как деньгами, так и продуктами) после подведения итогов работы колхоза за сезон. Размеры этих вознаграждений также определялись количеством и качеством труда каждого работника, коллективным доходом всего хозяйства за год.

 

Усиление материальных стимулов было одним из важных направлений в осуществлении обширной программы подъема сельского хозяйства. Увеличивался приток автомашин, тракторов, комбайнов, удобрений. В 1966 году начала функционировать система переподготовки кадров колхозно-совхозного производства. При сельскохозяйственных вузах приступили к работе различные факультеты и курсы, где в течение нескольких месяцев регулярно стали повышать свою квалификацию директора и председатели, бригадиры, звеньевые, агрономы, зоотехники, экономисты и т. д. Все это помогло труженикам деревни использовать в 1966 году благоприятные погодные условия и собрать свыше 171 миллиона тонн зерна — самый большой до того времени урожай. Пыльные бури и ветры, засушливое лето 1967 года осложнили повторение такого результата, однако в целом подъем продолжался. Сбор технических культур, овощей, фруктов был выше прошлогодних. Государственный план закупок зерна, хлопка, сахарной свеклы и многих других продуктов был перевыполнен. Увеличилось производство всех видов продукции животноводства.

 

Прямым следствием устойчивого планомерного роста экономики явились достижения в материальном обеспечении трудящихся. Уже осенью 1967 года общим правилом стала пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. 60 рублей в месяц — таким стал минимальный размер заработной платы, получаемой рабочими и служащими, а самый короткий ежегодный отпуск не может быть меньше 15 рабочих дней. Государство ввело дополнительную надбавку для работающих в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Пенсионный возраст колхозников был понижен на пять лет; теперь он стал единым для всех тружеников города и деревни. (Право на пенсию имеют все советские граждане: женщины, достигшие 55 лет, и мужчины — 60 лет, для ряда профессий этот возрастной ценз понижен.) Ряд новых льгот получили работники так называемых вредных профессий, часть пенсионеров и инвалидов.

 

При более высоком росте реальных доходов населения, чем намечалось, происходило сближение оплаты труда колхозников с оплатой труда рабочих и служащих. Основной прирост шел в результате увеличения денежных доходов. Приметой времени было возрастание доходов крестьян от колхозного хозяйства и государственных организаций. Еще в 1962 году личный подсобный участок более чем на 40 процентов обеспечивал своего владельразвязали агрессию против арабских народов. В 1968 году реакционные силы попытались вырвать Чехословакию из социалистического содружества. Чувство глубокой горечи вызвали у советских людей сообщения о провокациях на советско-китайской границе. Трудящиеся СССР всегда с большой симпатией относились к трудолюбивому китайскому народу, к его борьбе за новую жизнь. Тысячи китайских студентов обучались в СССР. Многие советские граждане помогали в КНР строить современную промышленность. Тем большую тревогу вызывала политика руководителей КНР, направленная на свертывание экономических и культурных связей с СССР, на прямое разжигание антисоветской истерии.

 

На многочисленных митингах и собраниях рабочие, служащие, колхозники единодушно клеймили действия американских поджигателей войны и экстремистские круги Израиля. Полную поддержку встретили решения Советского правительства об оказании помощи братской Чехословакии. Всеобщее одобрение вызвала решительность пограничных войск, умело защитивших дальневосточные подступы СССР.

 

Так жизнь с новой силой показала полное единство Коммунистической партии и советского народа в вопросах внутренней и внешней политики. Более того, как это бывало и ранее, возникшие препятствия не только не ослабляли волю трудящихся, а, наоборот, вызывали желание работать с удвоенной энергией.

Категория: История | Добавил: fantast (18.11.2022)
Просмотров: 350 | Рейтинг: 0.0/0