ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С БЕСПЛОДИЕМ И СЕКСУАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ к.м.н. М.М. Бейлькин
Особенность сексологии заключается в её системном характере. «Чисто» невротические расстройства половой функции диагностируются не более чем у 12 - 15% пациентов сексологического кабинета. Обычно же невротический компонент развивается на фоне уже имевшейся рассогласованногти в работе гипофиза, яичек и простаты при дисфункции гипоталамических центров. Иными словами, у большинства больных наблюдается сочетание поражений на нескольких уровнях - психическом, нейроэндокринном и на уровне добавочных половых желёз.
Поясню сказанное. Простата функционирует под воздействием гормонов яичек (андрогенов) и гипофиза (гонадотропинов). Между гипофизом и яичками, в свою очередь, существует функциональная обратная связь. Дефект такой обратной гормональной связи и является одной из пэичин развития простатовезикулита. Когда яички слабо реагируют на стимуляцию гонадотропином, его уровень нарастает, что приводит к чрезмерной стимуляции простаты.
При этом вначале наблюдается избыточная функция железистых клеток и их чрезмерная секр’еция,что способствует воспалительному процессу, а затем начинается опухолевый рост (аденома-тоз) простаты и парауретральных желёз.
Урологи или андрологи, слабо знакомые с закономерностями эндокринной регуляции половой функции, разделяют заблуждение о том, что чем выше уровень мужских половых гормонов, тем выше потенция. На самом деле, это справедливо лишь для нелеченного гипо-генитализма. Когда же в организме достигается достаточный уровень андрогенов, их дополнительное введение никак не сказывается на потенции и половом влечении, зато приводит к самым неприятным последствиям.
« Худшее из них - медикаментозная кастрация, отнюдь не редкое осложнение некомпетентного лечения "импотенции".
Весьма опасно назначение андрогенов или препаратов, обладающих гонадотропной активностью, при лечении мужского бесплодия. Они назначаются сексологом крайне осторожно, чтобы избежать полного подавления работы яичек или развития аутоиммунного процесса.
Повторяю, диагностика и лечение сексуальных расстройств и бесплодия всегда имеют системный характер и -хлючают методики, доступные лишь специалисту - сексологу.
К этому организаторы здравоохранения пришли не сразу. В 50-е годы в СССР считалось, что сексология - буржуазная наука и что советскому человеку вполне достаточно лечить половые расстройства у соответствующего специалиста - уролога, гинеколога, психиатра, эндокринолога, невропатолога и т. д., смотря по тому, какими, на первый взгляд, казались ведущие причины заболевания у того или иного больного. В 60х годах стало очевидным, что больных с половыми нарушениями очень много. Были организованы сексопатологические центры при психиатрических больницах, где пациенту планировалось проводить "комплексное" обслуживание у тех же специалистов - психиатров, урологов и т. д. Вскоре, однако стало ясно, что каждый из специалистов переоценивал "своё" заболевание, не замечая {и не леча) собственно сексологические синдромы (имеющие системный характер).
Вот тогда-то и пришли к выводу о необходимости системного лечения половых расстройств, которое способен обеспечить только врач-сексопатолог, имеющий также опыт работы в психиатрии и в эндокринологии. Такова уж специфика сексологии - она требует от врача знаний и навыков, относящихся к весьма далёким друг от друга дисциплинам, включая также социологию семейных отношений и этику.
При этом было признано, что необходимо открывать сексологические центры и кабинеты на базе соматических больниц общего профиля (где есть мощная диагностическая база и где работают врачи всех специальностей). Ведь многоплановость и системный характер половых нарушений приводит сексолога к необходимости самого широкого и ежеминутного сотрудничества с коллегами из самых различных отраслей медицины.
Сексолог охотно прибегает к сотрудничеству с эндокринологами, гинекологами, урологами, психотерапевтами и психиатрами. Специальность "андролог" отсутствует в перечне врачебных специальностей и должностей. Само это название, то есть некая словесная калька, сделанная с привычного слова "гинеколог", не кажется мне удачной. Насколько уместно выделение врача, лечащего исключительно половые расстройства у мужчин ("андролог" - "врач для мужчин"), если известно, что половые нарушения нужно лечить в супружеской паре? Лечение же семейной дисгармонии - необходимое условие лечения любого сексуального расстройства у всех пациентов, состоящих в браке.
Сотрудничество сексолога с урологом всегда плодотворно. Как правило, сексолог охотно даёт рекомендации по лечению урологом больных хроническим простатовезикулитом, если у них есть половые расстройства или бесплодие. Дело в том, что сексологи вовсе не претендуют на то, чтобы отлучить урологов от лечения этого заболевания. Такая позиция была бы попросту нереалистической. Ведь, во-первых, больных, страдающих хроническим простатитом, слишком много (причём не всегда их заболевание сопровождаются половыми нарушениями), а, во-вторых, сексологическая служба организована не во всех городах.
Вопрос стоит гораздо проще: если уж уролог или андролог лечит кого-то по поводу сексуальных расстройств или бесплодия, вызванных хроническим воспалительным процессом, то ему целесообразно проконсультироваться с сексологом. Слишком уж часты и порой необратимы последствия ошибочной терапии половых расстройств и бесплодия, слишком дорого они обходятся больным.
Полноценный сексологический прием включает обязательное психологическое тестирование, установление типа половой конституции, исследование гормонального статуса, ректальное обследование с последующим анализом сока простаты и секрета уретры, спер-мограмму (иногда с кинезисграммой и со специальными вариантами исследования эякулята), тесты на наличие антител к яичкам и сперматозоидам, исследование кровотока. Если хоть что-то из перечисленных самых необходимых исследований не сделано, то нарушается системный характер диагностики сексологических заболеваний, а это не может не сказаться на качестве лечения. | |
Просмотров: 636 | |