ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ АНАЭРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ Н.В. Мишурова, О.А. Голодов, Н.В. Мишуров.
Несомненным показанием при лечении анаэробной инфекции является метод гипербарической оксигенации (ГБО) .Тактика при маркированной анаэробной хирургической инфекции хорошо известна. Проблема лечения анаэробной инфекции значительно усложняется, если возбудитель не установлен и патогенетическое лечение невозможно. Неожиданная вспышка анаэробной послеоперационной инфекции неясной этиологии и так и неустановленный характер нового возбудителя кокковой природы, заставили нас провести поиск и отработать нестандартные пути решения этой проблемы.
Нами проанализировано 42случая с анаэробной инфекцией мягких тканей (1993-94г.г.),из них 6-е клостридиальной, 36-неклостридиальной инфекцией. У части, наблюдаемых нами случаев ( 60Х), не удалось выявить возбудителя при наличии явных клинических проявлений. Наиболее часто развитие столь тяжелого осложнения возникало после травматичных операций у ослабленных больных.
Предложенная нами тактика лечения неспецифической хирургической анаэробной инфекции включала в себя несколько моментов. Во-первых, на территории бароцентра была развернута операционная, в которой немедленно при обнаружении крепитации, отека тканей в области послеоперационной раны, нарастании явлений интоксикации производилось широкое дренирование по общим правилам. В специально выделенных барозалах развертывались индивидуальные посты на 1-3 койки. В связи с поздней диагностикой, при обнаружении первых случаев анаэробной инфекции, курс ГБО назначался несвоевременно, но в дальнейшем время от момента обнаружения признаков инфекции до начала ГБО не превышало 3-х часов. Сеансы баротерапии проводились в барокамере "ЕНИСЕЙ-3" больным, нередко находящимся на ИВЛ, в раннем послеоперационном периоде. Во-вторых, мы использовали ГБО с целью подавления роста патогенной флоры в очаге инфекции и улучшения снабжения тканей кислородом. Кроме того, применение ГБО позволяло быстрее выделить нежизнеспособные ткани, провести раннюю некрэктомию, что в свою очередь, снижало степень интоксикации. В-третьих, ГБО терапия проводилась по индивидуальной схеме, как правило: в первые сутки-5 сеансов, во вторые-4 сеанса, в третьи-3, в четвертые-2 и в пятые сутки-1 сеанс. Во время сеансов, кислород подавался под максимально возможным давлением, с учетом тяжести состояния больного. В среднем каждому из этих больных проведено по 12 сеансов ГБО при давлении в камере 1,7-3,5 атм. , кислород 95-98Х, экспозиции 60-90 мин. В четвертых, активная, рациональная и своевременная хирургическая тактика, интенсивная общая антибактериальная терапия. Ежедневно, на фоне назначенной терапии под общей анестезией проводились ревизии ран, при которых по показаниям выполнялось дополнительное дренирование, некрэктомия. Во время операций и в процессе наблюдения, клинически оценивалась эффективность терапии. В большинстве случаев, назначенная терапия и проводимая тактика лечения позволяли купировать инфекционный процесс на четвертые-пятые сутки. В шести случаях у больных, не отягощенных соматически, удалось ограничиться разведением раны и на фоне антибактериальной терапии, при помощи ГБО в первые-вторые сутки полностью купировать инфекционный процесс.
Таким образом, гипербарическая оксигенация является важной составной частью лечения больных с анаэробной хирургической инфекцией. Необходимым условием успеха терапии является четкая организация ГБО и индивидуальный подход при применении отработанных методик. Необходимо взаимодействие с хирургом, реаниматологом, работающими с больными в блоке, включающем в себя операционную и палату интенсивной терапии с установленными в ней барокамерами. Мы считаем предлагаемую нами тактику наиболее рациональной при подобной ситуации.
Кроме того, мы имеем результаты положительного действия профилактических сеансов ГБО. | |
Просмотров: 730 | |