У некоторых родильниц, несмотря на проводимые мероприятия, кровотечение остановить не удается, в результате чего нарастает анемия и развивается геморрагический шок. На течение геморрагического шока большое влияние оказывают предшествовавшая анемия, поздний токсикоз, утомление в родах, нарушение процессов свертываемости крови и т. п. Тяжелая сопутствующая патология способствует быстрому развитию необратимых изменений, которые при массивной кровопотере во многом обусловлены острой дыхательной недостаточностью. В этих условиях перед анестезиологом стоит задача не только обеспечить анестезиологическое пособие при различных оперативных вмешательствах (внутрима-точные вмешательства, лапаротомия, венесекция), но и произвести интенсивное лечение, направленное на восстановление нарушенных функций жизненно важных органов. Действия анестезиолога должны быть направлены на: 1) достижение полноценной анестезии; 2) нормализацию функции внешнего дыхания; 3) замещение ОЦК; 4) нормализацию кровообращения в зоне микроциркуляции; 5) коррекцию нарушенных свертывающих свойств крови; 6) ликвидацию метаболических нарушений; 7) профилактику осложнений в восстановительном периоде.
Неадекватная анестезия на фоне массивной кровопо-тери, так же как и передозировка наркотических препаратов, может привести к ухудшению состояния родильницы и развитию необратимого состояния. В связи с экстренностью оперативных вмешательств при проведении премедикации обычно ограничиваются внутривенным введением атропина в дозе 0,3—0,5 мг. Для вводного наркоза наиболее целесообразно применять наркотические препараты (кетамин, оксибутират натрия, барбитураты), которые вводят внутривенно. Учитывая повышенную чувствительность родильниц, находящихся в состоянии геморрагического шока, к этим препаратам, доза их должна быть снижена на 1 /з- Для предупреждения тяжелых гемодинамических нарушений введение в наркоз следует обязательно проводить на фоне массивной инфузионно-трансфузионной терапии.
Интубацию трахеи и перевод на искусственную вентиляцию легких осуществляют на фоне тотальной мышечной релаксации, которой добиваются путем введения деполяризующих мышечных релаксантов (дитилин, листе-нон, миорелаксин). В дальнейшем мышечную релаксацию можно поддерживать с помощью недеполяризующих мышечных релаксантов (тубарин). Однако следует помнить, что тубарин обладает ганглиоблокирующими свойствами, что при выраженной гипотонии и незамещенной кровопотере может оказаться опасным. Наркоз поддерживают с помощью препаратов, используемых для нейролептаналгезии (фентанил и дропе-ридол), в сочетании с оксибутиратом натрия или кетамином. По данным А. Н. Оборина (1982), такие препараты, как оксибутират натрия, фторотан, закись азота, повышают устойчивость тканей мозга и сердца к гипоксии, оказывают седативное и миорелаксирующее действие. Однако установлено, что большие дозы препаратов, применяемых для нейролептаналгезии, обусловливают расстройства гемодинамики ввиду их адреноблокирующего эффекта.
При тяжелом геморрагическом шоке различные виды местной анестезии не обеспечивают полноценной анестезии и поддержание основных функций организма. В связи с этим местную анестезию можно применять лишь как компонент комбинированного обезболивания (блокада рефлексогенных зон, внутривенное введение местных анестетиков). При необходимости проведения длительной искусственной вентиляции легких с целью выключения сознания необходимо применять закись азота или оксибутират натрия.
| |
Просмотров: 635 | |