1974 г. Принцип гормонотерапии рака не отличается от принципа химиотерапии, так как в обоих случаях лечение рака направлено на прекращение деления раковых клеток. Но пути достижения эффекта принципиально отличны. Химиотерапевтические препараты наносят местные повреждения раковым клеткам, тогда как гормонотерапия угнетает выработку собственных гормонов, от которых зависит деление клеток гормонозависимых опухолей. В какой-то степени методы химиотерапии и гормонотерапии перекрывают друг друга, и гормоны могут проявить цитостатическое действие, а химиопрепараты — вызвать угнетение или стимуляцию функций желез эндокринной системы, но это имеет лишь второстепенное значение.
Руководствуясь таким представлением о принципе гор-монотерапиии рака, мы теоретически проанализировали результаты экспериментальной и клинической гормонотерапии и, применяя сравнительный метод исследования, установили, что противоопухолевое действие гормонов обусловлено их физиологическими свойствами, а раковые клетки реагируют на гормоны потому, что сохраняют реактивные свойства, присущие нормальным клеткам одноименных тканей.
Эти два положения позволили нам сформулировать принципиальную схему гормонотерапии всех гормонозависимых опухолей, которая была апробирована как в экспериментах, так и частично в клинике в виде усовершенствования уже известных методов гормонотерапии или в порядке разработки новых.
Теоретический и экспериментальный анализ причин кратковременности ремиссий и возникновения рецидива позволил обнаружить еще не учитываемые компенсаторные реакции эндокринной системы организма и показал, что рецидив в процессе гормонотерапии обусловлен, как правило, возобновлением продукции гормонов, на угнетение которой направлен тот или иной метод гормонотерапии. По-видимому, добиться полного отсутствия в организме гормонов на длительное время невозможно, а возобновление продукции гормонов неизбежно приводит и к возобновлению роста рака. Однако из теоретического и экспериментального анализа результатов гормонотерапии и механизмов противоопухолевого действия гормональных препаратов следует, что если раковые клетки сохраняют реактивные свойства, присущие и нормальным клеткам одноименных тканей, то раковые клетки должны реагировать и на гормоны, которые стимулируют дифференцировку и функцию клеток. Значение этого трудно преувеличить, так как если раковые клетки всех опухолей являются анаплазированными, раздифференцированными, то диффе-ренцировка их должна привести к потере злокачественных свойств, а если к тому же такие дифференцированные клетки будут функционировать, то они должны погибать естественным путем вместе с нормальными клетками данной ткани.
На примере рака молочной железы мы показали, что ЛТГ, стимулирующий функцию молочных желез, действительно вызывает не только торможение, но и полное рассасывание рака, а если при воздействии ЛТГ подавить компенсаторные реакции со стороны яичника и надпочечника, то полное рассасывание рака молочной железы достигается в 90%i случаев. Воздействие ЛТГ вызывает полное рассасывание и рака молочной железы крыс, индуцированного химическими канцерогенами. Динамика морфологических изменений в рассасывающемся раке еще изучается. Уже получены данные, подтверждающие, что раковые клетки дифференцируются и на конечном этапе жизненного цикла десквамируются.
Особый интерес представляет обнаруженный нами факт самопроизвольного излечения рака молочной железы у крыс во время лактации. Теоретическая обоснованность такого представления заключается в том, что если ЛТГ проявляет противораковый эффект в результате стимуляции функциональных процессов в раковых клетках, а для стимуляции функции клеток молочных желез достаточно физиологических доз его, то тогда следует ожидать, что и собственный ЛТГ, выработка которого в организме значительно повышается во время лактации, должен вызвать рассасывание растущего в организме рака молочной железы. Обоснованность этого и была доказана в опытах, в которых рак молочной железы перевивался беременным крысам и вырастал до больших размеров в течение беременности, но в период лактации полностью рассасывался у большинства крыс. Эти данные вскрывают ранее не известную эндокринную защитную противораковую мощную систему в организме, которая, как нам удалось показать, способна предупреждать развитие рака и показывает, что функциональное состояние тканей несовместимо с возникновением и ростом раковых клеток в них.
Все перечисленные закономерности распространяются пока только на гормонозависимые формы рака. Сейчас уже стало очевидным, что особенности гормонозависимых опухолей связаны с тем, что они возникают в гормонозависимых тканях и, следовательно, число их вовсе не ограничивается двумя: молочной железы и простаты, как нередко пишут, а достигает числа гормонозависимых тканей, имеющихся в организме. Вот почему перечисленные закономерности приобретают уже не частное значение, а по крайней мере присущи ’/з всех злокачественных опухолей, встречающихся у человека.
Но еще большее значение приобретают результаты теоретического анализа гормонотерапии гормонозависимых опухолей. Так, становится очевидной необоснованность идеи об автономном росте рака — идеи, которая много лет доминировала в онкологии и мешала активному наступлению на рак хотя бы потому, что с позиции этой идеи раковым клеткам невольно приписывали нечто качественно особое, что принципиально отличает их от всех других клеток организма. Но ведь если рост гормонозависимых опухолей зависит от влияния собственных гормонов, то ни о какой автономности роста не может быть и речи. Точно так же, если злокачественные свойства гормонозависимых опухолей прогрессируют и наращиваются от генерации к генерации, то о каком же приобретении качественно новых наследственных свойств раковой клетки можно говорить? Но и сам факт «прогрессии» рака молочной железы крысы полностью исключает складывающееся сейчас представление о том, будто гормонозависимые опухоли становятся гормононезависимыми, потому что возникновение ареактивности рака к гормонотерапии прежде всего связано с адаптацией функций эндокринных желез к применяемым гормонам.
Анализ результатов гормонотерапии опухолей заставляет пересматривать обоснованность и еще целого ряда теоретических представлений современной онкологии, которые не согласуются с уже вскрытыми закономерностями механизма противоопухолевого действия гормонов. | |
Просмотров: 568 | |