1974 год Совсем еще недавно гормонотерапия применялась только при двух формах рака: молочной и предстательной желез. Как ни странно, но многие онкологи только потому, что эти две формы рака поддавались гормонотерапии, начали называть их гормонозависимыми формами рака, то есть термином, в который исторически было вложено совершенно другое содержание. Так, на рубеже нашего столетия было подмечено, что рост этих двух форм рака оказывается зависимым от гормонов яичника и яичка, что и явилось основой для обозначения их роста гормонозависимым и рекомендации подвергать кастрации больных с метастазами рака молочной железы и простаты. Когда были синтезированы эстрогены и андрогены и было установлено, что эти гормональные препараты обладают способностью вызывать «химическую кастрацию», то, естественно, вместо хирургической кастрации начали применять эти гормоны в виде обычных инъекций.
Однако в последние годы методы гормонотерапии начали применять не только при раке молочной железы и простаты, но и при нескольких других формах гормонозависимых опухолей: при раке щитовидной железы и эндометрия, при опухолях яичника и тимуса, при раке гортани и при меланомах, а в экспериментах, кроме того, при раке коры надпочечника, при гипернефроме. Увеличилось и количество методов гормонотерапии: начали удалять гипофиз у больных, вводить в гипофиз изотопы и облучать гипофиз не только рентгеновыми лучами, но и протоновым пучком. Стали применять не только комбинированные, но и комплексные методы лечения, в которые гормоны входили как обязательный компонент. Широкое применение гормонов в клинике привело к тому, что их начали использовать и в химиотерапии. Последнее неожиданно привело к нежелательным результатам. Дело в том, что методы химиотерапии разрабатываются на основе определенных представлений о механизмах противоопухолевого действия химиотерапевтических препаратов, а механизмы противоопухолевого действия гормонов почему-то считаются еще не ясными, не понятыми, и в силу одного этого гормоны применяются как химиотерапевтические препараты. А между тем, хотя гормонотерапия, так же как и химиотерапия, направлена на одну цель — добиться прекращения деления раковых клеток, способы достижения этой цели оказываются принципиально различными. И если противоопухолевые препараты действуют прямо на клетки как цитостатики, то гормональные препараты оказывают противоопухолевое действие потому, что они вызывают прекращение выработки тех гормонов (причем собственных гормонов), которые обусловливают деление раковых клеток и без которых деление раковых клеток прекращается. Такие опухоли были названы «гормонозависимыми». И не случайно, что такой же лечебный эффект возникает и при одном только хирургическом удалении эндокринных желез как источников таких гормонов. В силу этого гормональные препараты должны применяться непрерывно и длительно — в течение всей жизни больных. Если возобновляется продукция гормонов, то возобновляется и рост раковых опухолей.
Вместе с тем дз-за отсутствия четко сформулированных представлений о механизмах противоопухолевого действия гормонов на рак в целом ряде случаев, где, казалось бы, гормонотерапия должна быть эффективной, возможности гормонотерапии пока еще не используются. Сформулированный нами основной принцип гормонотерапии и принципиальная схема гормонотерапии гормонозависимых форм рака могут оказаться весьма полезными и в химиотерапии.
И наконец, теоретический анализ результатов гормонотерапии требует внесения ряда существенных поправок в современные представления теоретической онкологии. С позиции такого анализа становится совершенно очевидым, что раковые клетки (во всяком случае гормонозависимых опухолей) сохраняют реактивные свойства нормальных клеток одноименных тканей, а гормоны действуют на раковые клетки как физиологические факторы. Но если так, то тогда вырисовываются и принципиальные новые возможности гормонотерапии, направленные не на угнетение деления раковых клеток, а на повышение дифференцировки раковых клеток, что теоретически должно быть более плодотворным, чем существующее направление в терапии рака.
И действительно, как показали наши первые поиски, новые возможности гормонотерапии оказались неизмеримо более эффективными. В результате применения гормонов, стимулирующих функциональные процессы в раковой ткани молочной железы, можно добиться полного рассасывания раковой опухоли у большинства животных. Больше того, нам удалось установить, что в этом случае противоопухолевый эффект вызывают гормоны в физиологических дозах, и показать возможность самопроизвольного рассасывания как перевивного, так и индуцированного рака молочной железы у крыс.
Мы не приводим исчерпывающий список использованной литературы по затронутым нами вопросам, которая исчисляется сейчас многими сотнями источников, а ограничиваемся ссылками на наиболее важные работы, отсылая читателя к библиографии двух книг, одна из которых была написана нашим коллективом («Гормонотерапия злокачественных опухолей», 1968), а другая недавно опубликована в Англии («Эндокринотерапия злокачественных опухолей», 1972, под редакцией Stoll). | |
Просмотров: 531 | |