Ю. Ф. ГОЛОВАЧЕВ. Кафедра глазных болезней (заведующий — доцент В. И. Кобзева] Кемеровского медицинского института
Главной задачей любой антиглаукоматозной операции является снижение внутриглазного давления. Поэтому понятны стремления офтальмологов к таким оперативным вмешательствам, при которых достигается стойкий гипотензивный результат и сведены к минимуму возможные осложнения.
Самыми распространенными до настоящего времени остаются фистулизирующие операции. Однако они, вызывая устойчивое снижение офтальмотонуса, не лишены, к сожалению, осложнений. Отслойка сосудистой оболочки после фистулизирующих операций наблюдается от 5,8 до 86% (М. Л. Краснов и Н. Б. Шуль-пина, 1956; Л. И. Гриненко, 1961; Л. А. Бирченко, 1962; В. Ф. Кон-драцкий, 1964; А. И. Еремина, 1965; С. М. Федорова, 1967; С. Ф. Кальфа, 1968; И. Г. Ершкович, 1968). Послеоперационные ириты и иридоциклиты отмечены от 3,5 до 10,7% (И. Г. Ершкович, 1968). Эндофтальмит или гнойный иридоциклит как результат инфицирования конъюнктивы фильтрационной подушки бывает от 0,27 до 2,7% (С. Ф. Белова, 1949, В. И. Кобзева с соавторами, 1967, Schrader, 1960).
Целью нашего сообщения является анализ осложнений после операций на шлеммовом канале, которые находят признание среди офтальмологов (М. М. Краснов, 1963, 1964, 1965, 1968, Б. В. Протопопов с соавтором, 1966; А. С. Смеловский, 1967, Т. А. Шатилова и Ш. Ф. Цаава, 1966, Smith, 1960; Dellaporta, 1959 и др.) и применяются нами с 1965 г. Прооперировано 106 больных глаукомой (116 операций), из которых у 103 глаукома была первичная и у трех — вторичная. Начальная стадия заболевания была на 48 глазах, развитая — на 26, далеко зашедшая — на 32, почти абсолютная — на двух и абсолютная — на пяти глазах. Внутриглазное давление было субкомпенсированным в 21,6%, некомпенсированным— в 66,3% и декомпенсированным — в 12,1%. Застойная форма глаукомы была у подавляющего числа больных (80%).
Из 116 оперированных глаз вмешательство закончено иссечением наружной стенки шлеммова канала на 49 глазах, дополнено базальной иридэктомией — на 63 глазах; в комбинации с трабекулотомией — на четырех глазах.
Из осложнений можно отметить иридоциклиты, которые имели место в 2,6%. Однако явления выраженного иридоциклита с образованием задних синехий были только у одной больной (0,9%). У остальных больных воспалительные изменения были незначительными — почти на спокойных глазах, без болей появлялись задние спайки, которые легко рвались после применения мидриатиков. Обычно ириты проявлялись небольшой гиперемией радужной оболочки, иногда сопровождались легкой болезненностью. С помощью инъекций 1 % раствора гидрокортизона ^ вместе с мидриатиками под конъюнктиву, назначения внутрь "\бутадиона удавалось купировать начинающийся воспалительный процесс за 1—2 дня.
Из других осложнений следует отметить кровоизлияния в переднюю камеру (7%). У пяти больных кровь во влаге передней камеры была в виде мазка и рассосалась в ближайшие 3—5 дней. Только у трех больных кровоизлияние было более значительным (до 3—4 мм). Но и у этих больных кровь бесследно (проверялось при гониоскопии) рассасывалась к 10—14 дню после операции. Как правило, кровоизлияния происходили в первые 2—3 дня после операции. Только у трех человек гифема появилась на операционном столе.
Отслойка сосудистой оболочки найдена в 12,8 % всех оперированных глаз. Из них лишь в 4,5% потребовалась задняя трепанация склеры, у других больных отслоенная хориоидея прилегла самопроизвольно.
В 5,2% отмечена отслойка сосудистой оболочки в плоской части цилиарного тела. На таких глазах исчезала передняя камера вплоть до соприкосновения задней поверхности роговицы с передней капсулой хрусталика, появлялись грубые складки десцеметовой оболочки, зрачок становился ригидным, образовывались задние синехии. При офтальмоскопии пузыря отслоенной сосудистой оболочки не было видно, а после задней трепанации склеры в области плоской части цилиарного тела супрахориоидальной жидкости выделялось небольшое количество. Однако после этого вмешательства восстанавливалась передняя камера, исчезали складки десцеметовой оболочки, восстанавливалась прозрачность роговицы, разрывались задние синехии.
Клиника отслойки хориоидеи у наблюдаемых больных имела одну особенность. Хотя в 98% оперированных больных передняя камера сохранялась на операционном столе, в дальнейшем она на 3—4-й день исчезала. Появлялась небольшая гифема, и при офтальмоскопии чаще в нижне-наружном квадранте виден был темный пузырь отслоенной хориоидеи. Следовательно, несмотря на сохранение передней камеры во время операции, отслойка сосудистой оболочки все же возникала. Отслойка хориоидеи, как правило, наблюдалась на глазах после операций дополненных базальной иридэктомией, то есть в тех случаях, где вскрывалась передняя камера.
Мы не можем отнести отслойку сосудистой оболочки к безобидным осложнениям. У наших двух больных снизилось зрение из-за прогрессирующего помутнения хрусталика, развившегося после отслоения сосудистой.
Такие осложнения, как кровоизлияния в сетчатку, отмечены у двух больных. У одной из них зрение удалось сохранить, а у другой снизилось с 0,4 до 0,1, несмотря на насыщенную терапию с включением антикоагулянтов. Необходимо заметить, что обе эти больные страдали общим атеросклерозом и гипертонической болезнью.
К осложнению мы относили и многокамерную с истонченной конъюнктивой фильтрационную подушку, которая сформировалась в 2,8% от числа всех глаз.
Из более редких осложнений мы наблюдали лекарственный дерматит век, который разрешился после соответствующей терапии. Таким образом, наш опыт операций на шлеммовом канале при глаукоме свидетельствует о сравнительно небольшом числе осложнений, что демонстрирует табл. I.
Из таблицы видно, что редкими были ирит и прогрессирование катаракты. Может сложиться неправильное представление, что после микроопераций отслойка сосудистой оболочки возникает чаще, чем после ириденклейза. Однако это не так. Отслойка хориоидеи была только на тех глазах, где синусотомия сочеталась с базальной иридэктомией, операцией, механизм которой фактически не отличается от фистулизирующих. | |
Просмотров: 690 | |