ОСЛОЖНЕНИЯ В ОТДАЛЕННЫЕ СРОКИ ПОСЛЕ КРИОЭКСТРАКЦИИ КАТАРАКТЫ

Кандидат мед. наук Т. А. ЛЫСЕНКО, Г. А. САМОХИНА, Ю. А. ГЕРАСИМОВА. Р. Я. ВАЙНЕР. Кафедра глазных болезней (заведующий — доцент В. Я. Ба-курская) Рязанского медицинского института Глазное отделение больницы им. Семашко (заведующий — Е. П. Толстихина) областной клинической больницы

Благодаря остроумному и простому способу выведения линзы криоэкстрактором эта операция а настоящее время получила признание широкого круга наших и зарубежных окулистов.

 

Несмотря на то что отдаленные результаты криоэкстракции катаракты к настоящему времени неоднократно освещались на страницах печати (М. Н. Бугулов, А. И. Короев, 3. И. Бза-ров, 1967; А. М. Водовозов с соавторами, 1965; Н. С. Еременко, 1964; П. Ф. Лучезарова, 1968; Л. Д. Мицкевич, 1965; У. X. Му-сабейли, 1968; Г. Л. Старков, 1967; Н. Б. Шульпина, 1966) и обсуждались на III съезде офтальмологов СССР в 1967 году (В. Г. Абрамов, В. Я. Бедило, Т. В. Бирич и Н. К. Короткий, Д. Я. Винникова, Г. Гартвич, Е. И. Кузина, Н. А. Малаханова, Е. А. Нечаева, Н. X. Полтинникова, Б. Л. Поляк с соавторами, Н. А. Пучковская, Е. А. Соколова, Р. М. Холмецкая и Б. М. Фербер, М. Б. Чутко, Л. X. Шоттер), мнения по этому вопросу пока разноречивы. Одни офтальмохирурги считают эту операцию безвредной для функций глаза, а осложнения после ее проведения — редкими, другие же, наоборот, приводят ряд тяжелых осложнений, вытекающих из самого метода интракапсулярной экстракции катаракты. Мы придаем очень большое значение самой тщательной предоперационной подготовке и послеоперационному ведению больных.

 

Так, с целью свести до минимума возможность кровотечения во время операции и после нее назначаем рутин, викасол, глюконат кальция и т. п., для предупреждения выпадения стекловидного тела применяется контактная гипотермия, (орошение глаза холодным стерильным физраствором или стерильным льдом), фонурит, глицерол — до и после операции; для предупреждения инфекции, как правило, всем больным первые 3—4 дня после операции проводим антибиотикотерапию. В отдельных случаях, при наличии у больных затяжных трудноизлечимых заболеваний (хронический отит, остеомиэлит, туберкулез легких, трофические язвы голени и т. д.), операция производилась на фоне массивной антибиотикотерапии, назначаемой заранее и на достаточно длительный срок. Операции производятся обычно с иридэктомией по методике, подробно изложенной Н. С. Еременко (1964). С 1964 года в клинике произведено более 1200 криоэкстракций катаракты.

Отдаленные результаты от трех до пяти лет прослежены у 91 больного. Из них жителей села 62, города — 29. Мужчин — 38, женщин — 53. В возрасте от 53 до 60 лет — 23, от 61 до 70 лет — 36, от 71 до 80 лет — 27, от 81 до 90 лет — 4 и свыше 90 лет — 1 больной. У 18 больных были сопутствующие заболевания: диабет 3, гипертоническая болезнь II—III стадии, с явлениями коронарокардиосклероза и стенокардии — 9, туберкулез легких — 1, нарушение мозгового кровообращения с гемипарезом — 1, остеомиэлит бедра после огнестрельного перелома — 1, гнойный отит — 1, обширные незаживающие трофические язвы нижней трети голени — 2.

 

Всего обследовано 115 глаз, т. к. у 24 больных в различные сроки прооперированы оба глаза. В зависимости от срока, прошедшего после оперативного вмешательства, больные разделены нами на две группы:

 

Первая — 36 больных, оперированы 3 года назад — 45 глаз. Вторая —55 больных, оперированы 3,5—5 лет назад — 70 глаз.

 

В отдаленные сроки всем больным определялась острота зрения с коррекцией сферическими стеклами, производилась тонометрия, биомикроскопия, измерение глубины передней камеры, офтальмоскопия (обратная и прямая). При подозрении на глаукому проводилось соответствующее обследование..

 

Таблица 1 иллюстрирует характер и количество осложнений, обнаруженных нами при обследовании больных в отдаленные сроки после операции криоэкстракции катаракты.

Наиболее частым осложнением, как видно из приведенной таблицы, были грыжи стекловидного тела. Они отмечены почти в половине случаев (у 45 из 115). Часть из них имела форму полипа на ножке, свисающего в камеру или незначительного выпячивания в виде полусферы с гладкой волнистой поверхностью. Другие напоминали «голову медузы», поверхность их состояла из отростков различной формы. Таким же частым осложнением было сращение ножек колобомы с передней пограничной мембраной стекловидного тела (48). Далее по частоте следовали: пигментация стекловидного тела и радужной оболочки (37), уплотнение передней пограничной мембраны стекловидного тела (27), вторичная глаукома (16), витреокорне-альные синехии (14), врастание эпителия в камеру (13), грубые помутнения стекловидного тела (9) и отслойка сетчатки (4). При анализе полученных данных нельзя установить прямой зависимости для всех видов осложнений между сроком, прошедшим после операции, характером и количеством их. Однако частота некоторых с годами возрастает. Это в полной мере относится к грыжам стекловидного тела. Через три года после операции они обнаружены у 15 из 45, через 3,5—5 лет — у 30 из 70. Это касается и уплотнения передней пограничной мембраны стекловидного тела. Осложнение это мы наблюдали через три года у 8 из 45, спустя 3,5—5 лет — у 19 из 70. У одного и того же больного нередко осложнения шли как бы «цепочкой», т. е. одно наслаивалось на другое. Например, уплотнение передней пограничной мембраны стекловидного тела, наличие витреокорнеальных синехий, сращение ножек колобомы радужки с передней пограничной мембраной стекловидного тела. Или: обширная, рассыпавшаяся своими отростками, как «голова медузы» в полости передней камеры, осложненная грыжа стекловидного тела, грубые помутнения стекловидного тела, вторичная глаукома. Увеличение количества послеоперационных осложнений с увеличением срока, прошедшего с момента операции, отчетливо видно на табл. 2. Верхняя часть таблицы — осложнения, выявленные у 91 больного (115 глаз) непосредственно при выписке после операции (через 10—15 дней), нижняя — осложнения в отдаленные сроки. В таблице умышленно, для наглядности, приведены только те осложнения, которые встречались нам при обследовании в отдаленные сроки.

 

Для сравнения мы взяли данные остроты зрения 91 больного, (115 глаз), обследованных непосредственно при выписке из стационара после криоэкстракции катаракты, и остроту зрения этих же больных в отдаленные сроки после операции (табл. 3).

При сравнении остроты зрения, полученной у больных непосредственно после операции с остротой зрения у этих же больных в отдаленные сроки после операции (табл. 3), отчетливо видно понижение остроты зрения в отдаленные сроки.

 

Таким образом, наши исследования с убедительностью говорят о том, что интракапсулярная экстракция катаракты, наряду с положительными сторонами: высокая острота зрения, полученная непосредственно после операции, легкость выведения линзы в капсуле, — имеет ряд отрицательных моментов, выявляющихся в отдаленные сроки. Сюда относятся:             грыжа

 

стекловидного тела, уплотнение передней пограничной мембраны стекловидного тела, вторичная глаукома и т. д. Все это нередко приводит к значительному снижению остроты зрения. Об этом свидетельствуют и данные литературы: Н. Б. Шульпина (1965, 1966), У. X Мусабейли (1968), П. Ф. Лучезаров (1966), Д. Я. Винникоца (1966) и др.

 

Ближайшей задачей офтальмохирургов является усовершенствование техники криоэкстракции катаракты и тщательная разработка послеоперационного ведения больных. Можно надеяться, что это приведет к уменьшению осложнений, будет способствовать длительному сохранению высокой остроты зрения и повысит ценность этого метода.

 

Учитывая вышеизложенное, возможно, следует всех больных, перенесших криоэкстракцию катаракты, взять под диспансерное наблюдение.

Категория: Медицина | Добавил: fantast (01.07.2019)
Просмотров: 573 | Рейтинг: 0.0/0