Зав. лабораторией контактных линз врач МАЛЮТА Л. Д. Куйбышевская областная глазная клиническая больница (главный врач — Т. В. Филатова). Научный руководитель — член-корреспондент АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Т. И. Брошевский
Маскировка бельма на слепом глазу при сохранившемся зрении на втором до сих пор является животрепещущей проблемой, особенно для молодых пациентов. Практика показывает, что значительная часть больных весьма болезненно реагирует на свой физический недостаток, нередко, страдая не столько от потери зрения, сколько от сознания неприятного вида глаза. В последние годы достигнуты некоторые успехи в маскировке обезображивающих бельм. Кроме старых методов, как татуаж, химическая окраска, стало применяться оперативное лечение — косметическая кератопластика с окрашиванием раневого ложа (А. Б. Кацнельсон и Н. К- Саушкина, 1960; Ю. Ф. Хатминский, 1962, 1963, 1964; Н. М, Яхнна, 1967). Операция заключается в срезании поверхностного слоя бельма, после чего в центр раневой поверхности укладывается диск из полиамидной смолы БФ-6 (зрачок), а окружающая раневая поверхность окрашивается под цвет радужки красной или желтой охрой или ультрамарином. Затем оперированная поверхность покрывается прозрачным трансплантатом. Достоинством этого метода является возможность имитировать естественный цвет радужки, зрачка, их правильные очертания, соответствующие здоровому глазу. Удаление помутневшей части бельма и замена ее прозрачным трансплантатом придает оперированному глазу более естественный вид, имитированные радужка и зрачок оказываются лежащими в глубине, а не на поверхности роговицы, чем создается иллюзия здорового глаза. Методы татуажа и химической окраски не дают возможности получить подобного результата.
С целью выяснения косметической эффективности кератопластики с окрашиванием раневого ложа нами подвергнуты исследованию непосредственные и отдаленные результаты этой операции.
Всего с 1964 по 1967 г. с косметической целью было прооперировано 25 человек, практически слепых на один глаз. Все бельма по классификации Филатова-Бушмича относились к IV—V категориям, т. е. были не пригодны к оптической пересадке роговицы. Давность бельм: до 5 лет — одно; до 10 лет— 4; до 20 лет — 11; свыше 20 лет — 9. Возраст больных 20—40 лет. Мужчин 16 человек, женщин —9.
Из 25 человек оперированы впервые — 17, дважды — 6 человек, трижды — 2 человека. Четырем из оперированных дважды ранее проводилась частичная сквозная кератопластика, двум — повторные косметические послойные кератопластики из-за отторжения трансплантата при первой операции. Оперированным трижды ранее производились татуаж, послойная частичная кератопластика и послойная субтотальная кератопластика.
Из оперированных больных у 19 в послеоперационном периоде отмечались 32 осложнения, у шести человек осложнений не было. Одно осложнение возникло у 10 человек, по два осложнения у пяти и по три осложнения у четырех человек, (табл. 1). Большое число осложнений в послеоперационном периоде во многом зависело от исходного состояния бельма. В связи с тем что для операции отбирались только сильно обезображивающие, иногда истонченные бельма, некоторые из них осложненные вторичной глаукомой, где трофика была явно нарушена, возможность любых осложнений была вполне закономерной. Такие осложнения, как перфорация роговицы, эрозия трансплантата, его васкуляризация, не оказывали существенного влияния на косметический результат и сравнительно хорошо устранялись при консервативном лечении.
Осложнения, оказывающие определенное влияние на косметический результат, наблюдались у 13 больных: у шести — отторжение трансплантата, у одного — выпадение диска, у двух больных рассасывание красителя, у трех — выпадение диска в сочетании с рассасыванием красителя, у одного больного сочетались все три осложнения.
Из 25 оперированных 12 человек выписаны с хорошим или удовлетворительным косметическим эффектом.
Отдаленные результаты длительностью в 3—4 года прослежены у семи человек. Наблюдения показали, что у большинства осмотренных косметический результат операции заметно снизился по сравнению с отмеченным после операции.
Хороший результат обнаружен при осмотре одного из семи человек.
Больному С., 16 лет (ист. б-ни № 5009) в 1964 г. была произведена послойная кератопластика с окрашиванием раневого ложа желтой охрой и наложением 'Искусственного зрачка из полиамидной смолы. В момент осмотра в 1968 г. отмечается прозрачное приживление трансплантата, виден сероватого цвета «зрачок», окруженный белым ободком помутнения глубоких слоев роговицы. Видна естественная радужка. Краска частично рассосалась, видна хорошо при биомлироскопическом осмотре в виде желтоватых и черных вкраплений в средних и глубоких слоях роговицы, в целом глаз выглядит естественно.
У одного больного отмечалось тотальное помутнение трансплантата, у троих — частичное помутнение, скрывавшее искусственный зрачок, а также рассасывание краски. Следует отметить, что такой недостаток, как рассасывание краски, обнаружен у всех семерых больных. Несмотря на то, что краску помещали в глубокие слои роговицы, при осмотре удавалось обнаружить лишь отдельные крупинки красителя. Так что «радужка» фактически отсутствует.
Особый интерес представляет следующий случай.
Больная И. 19 лет (ист. б-ни № 3155). Операция произведена в 1965 г. Выписана с хорошим косметическим результатом. В дальнейшем отмечается полупрозрачное приживление трансплантата, а в 1969 г. над диском искусственного зрачка, образовалась трофическая длительно незаживающая язва. В процессе консервативною лечения в больнице диск самопроизвольно отторгся. Язва заэпителнзировалась. В настоящее время больной изготовлена косметическая контактная линза коричневого цвета с черным зрачком, маскирующая бельмо. Больная довольна результатом, охотно носит линзу в течение 8—40 часов.
У больной Ч., 18 лет (ист. б-ни № 418), в момент осмотра в 1968 г. (операция произведена в 1966 г.) обнаружено центральное помутнение трансплантата из-за которого не виден искусственный диск зрачка. Краситель виден в достаточном количестве. Ей изготовлена из прозрачной пластмассы линза с черным зрачком, надежно маскирующая центральное помутнение, Пользуется линзой 5—-6 часов при посещении общественных мест.
Таким образом, непосредственные результаты операции послойной кератопластики с окрашиванием раневого ложа представляются удовлетворительными. Однако травматичность операции, длительный послеоперационный период, а главное, скромные отдаленные косметические результаты ограничивают qe широкое применение в качестве способа маскировки бельм.
В последнее время все большее распространение и признание получают маскировочные цветные контактные линзы с черным зрачком для покрытия бельм. | |
Просмотров: 570 | |