Что такое лорнет? История возникновения слова
В первой главе романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки: Всё хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На долей незнакомых дам... А как следует понимать выражение двойной лорнет? О каком предмете идет здесь речь? Толковые словари современного русского языка не делают различий в определениях слов лорнет и двойной лорнет. Обычно лорнет определяют как «оптическое или зрительное стекло в оправе и с ручкой». Такое толкование приводит и «Словарь языка Пушкина». В некоторых комментариях к сочинениям Пушкина сочетание двойной лорнет определено как «оперный бинокль». Наличие разных объяснений свидетельствует о том, что ясное понимание пушкинской реалии ныне утрачено. Известно, что в прошлом веке в театре пользовались биноклями и зрительными трубками. Театральные бинокли мало отличались от современных, но чаще всего их делали с длинной ручкой. В зрительную трубку с подвижными стеклами можно было смотреть только одним глазом. Это небольшая подзорная труба, как мы бы теперь ее назвали. А что же такое двойной лорнет? Объяснение этому названию только недавно было дано в нашей литературе. В двадцатом выпуске академического издания «Временника Пушкинской комиссии» (Л., 1986 г.) помещены заметки В. С. Баевского о некоторых театральных терминах у Пушкина. Автор приводит отрывок из журнальной статьи 1817 года, в которой описан двойной лорнет, и с благодарностью отмечает, что на эту статью указал ему пушкинист С. А. Фомичев. Обратимся и мы к статье «Двойной лорнет»: «Не успели изобретательные англичане выдумать так называемый лорнет, как все наши щеголи и щеголихи явились с двойными лорнетами на пальцах. Лорнет сей подобен только тем обыкновенной зрительной трубке, что и в нем есть два передвижных стеклышка. К металлическому основанию, на котором они движутся, прикреплено кольцо, надевающееся на палец, и я, признаюсь, считаю, что новомодные двойные лорнеты, а особливо в театре, гораздо удобнее обыкновенных зрительных трубок. В лор нет, хотя и двойной, должно смотреть только одним глазом».
Вот какие интересные сведения дает нам «Наблюдатель отечественных нравов».
Двойной лорнет в «Евгении Онегине» как бы дополняет портрет главного героя, подражающего (по моде тех лет) английским франтам — денди. Вспомним его наряд («как dandy лондонский одет»), прическу («острижен по последней моде» — то есть коротко, «по-английски»), а также всю обстановку кабинета Онегина, где, кроме традиционных парижских предметов галантереи и парфюмерии, было «всё, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный». Шокирующая небрежность в обращении, фатовство и апломб — черты, которые характеризовали молодых людей из числа «русских денди». В самом деле. Онегин входит в театральный зал, когда представление уже началось («всё хлопает»), он идет «меж кресел по ногам» и в довершение всего дерзко разглядывает через двойной лорнет незнакомые женские лица в семейных барских ложах. Любопытно, что в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», завершенной в 1823 году, встречается тот же предмет. В авторской ремарке (действие 3, явление 8) читаем: «Г р а-финя внучка (вернувшись, направляет на Чацкого двойной лорнет)» ...Двойной лорнет здесь выступает не только показателегд модной новинки: притворная близорукость в те годы была одним из признаков франтов и щеголих, молодых снобов. Известно, что в 1817 году Пушкин был выпущен из Лицея, вступил в петербургский «свет» и стал постоянным посетителем театров, завзятым театралом. Именно в это время в «Русском пустыннике» и была напечатана статья «Двойной лорнет». Можно думать, что она запомнилась поэту, а потом отразилась в главе первой его романа «Евгений Онегин». Решительно все, что поэт изображает в романе, он видел и хорошо знал. Как художник-реалист, он ярко и в деталях изображает театральные нравы России начала XIX века. А что же стало с двойным лорнетом? Позднее, когда экстравагантная новинка вышла из моды, сам предмет был позабыт. Двойными лорнетами стали называть вообще театральные бинокли, а также складные очки на длинной ручке и другие подобные приспособления. Это «забвение» реалии пушкинского времени и находит отражение в современных толковых словарях. | |
Просмотров: 4264 | | |